"Ресурсы личности"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Ресурсы личности"
Автор: Антонова Елена Евгеньевна

Семинар - практикум для педагогов«Ресурсы личности»Подготовила:Е.Е.Антонова, педагог-психологСценарий практикума для педагогов «Ресурсы личности»Цель: профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагогов через поиск личностных ресурсов.Задачи:
  • Расширитьпредставленияпедагоговобэмоциональномвыгорании, причинах возникновения, симптомах его проявления и этапами формирования.
  • Создать условия для формирования у педагогов мотивации, направленной на исследование своих ресурсных возможностей.
  • Включить педагогов в деятельность по овладению приемами и способами профилактики эмоционального выгорания.
  • Продолжительность - 40 минут.Количество участников – до 15 человек.Оборудование: актовый зал, стулья по количеству участников, столы; музыка для релаксации, электронная презентация, магнитная доска, «капли» разного цвета из цветной бумаги, магнитные карточки с перечнем внутренних и внешних ресурсов, листы для выполнения упражнения «Мои внутренние ресурсы», цветные карандаши, ручки, закладки-рекомендации, раздаточные материалы (памятка «Эмоции и чувства (состояния)», таблица для самооценки, сравнительная таблица «Признаки усталости и эмоционального выгорания»).Ход практикумаВедущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады вас приветствовать на нашем практикуме на тему «Ресурсы личности» (слайд 1).Для того, чтобы наш практикум прошел успешно, необходимо принять некоторые правила:
  • Говорить по одному.
  • Уважать мнение друг друга и безоценочно высказываться.
  • Активно участвовать.
  • Соблюдать правило «здесь и сейчас».
  • Все правила обсуждаются и принимаются всеми участниками.Ведущий:Взнактого,чтомыпринимаемправиланашегопрактикума, поаплодируем.Решая серьезные задачи человек нуждается в ресурсах. С чем у вас ассоциируется понятие «ресурс»? Какой возникает образ?Активный диалог участников «Что такое ресурс и с чем это понятиеассоциируется?».Вывод: Иными словами, ресурс - это источник, запас сил и энергии, помогающий достичь поставленной цели. Это такое состояние, в котором мы получаем доступ к своим внутренним качествам, способностям, возможностям, желаниям и ценностям. Это состояние максимальной эффективности, драйва, включенности. Предлагаю остановиться на образе ресурса как сосуда. У каждого человека свое наполнение этого сосуда. Чем разнообразнее наполнение, т.е. больше ресурсов, тем легче и спокойнее человек справляется со сложными ситуациями на своем жизненном пути.Ведущий: Сегодня мы попробуем определить, найти свои ресурсы личности.Педагог-психолог: Одно из главных условий поиска ресурсов – умение услышать и понять себя, точно определять собственное эмоциональное состояние. Предлагаем выполнить упражнение «Я сегодня вот такая/такой…».Упражнение «Я сегодня вот такая/такой…».Цель: Эмоциональная зарядка, развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально.Инструкция: Встаньте в круг. Прислушайтесь к себе, к своему состоянию. Сейчас каждый по очереди после слов: «Сегодня я такая (такой)...» определит свое состояние одним словом (веселый, грустный, жизнерадостный, усталый…) и покажет мимикой или жестом, а остальные участники ответят ему: «Здравствуй, … (называют имя)! Сегодня ты такая (такой) …!» - и повторяют действия участника и называют его состояние.Рефлексия:
  • Легко ли было определить и изобразить свое настроение, состояние?
  • Что чувствовали, когда другие в точности повторяли ваши движения?
  • Вывод: Вся наша жизнь связаны с эмоциями. По теории американского психолога Роберта Плутчика эмоции служат механизмами адаптации к внешним условиям. Поэтому нет плохих или хороших эмоций. У каждой эмоции своя роль. Они все нужны для жизни. Опасна эмоция становится тогда, когда не соизмерима с ситуацией и выходит из-под контроля. Поэтому важно осознавать эмоции, чтобы влиять на них, чтобы они не стали разрушительными. И чем лучше мы в них разбираемся, тем проще налаживать коммуникацию с окружающими и достигать цели, разрешать конфликтные ситуации, сохранять здоровье. Мы предлагаем Вам памятку «Эмоции и состояния», которая поможет более точно определять эмоцию или чувство (состояние) (приложение 1). Когда человек длительное время не слышит и не слушает себя, возникает растянутое по времени переживание, из которого сложно выбраться, это не плохое настроение на один день, это не лень и усталость. Возможно, это эмоциональное выгорание.Мини-лекция «Эмоциональное выгорание».Педагог-психолог: Эмоциональное выгорание согласно МКБ 11 признано заболеванием. Оно связано с состоянием психического и физического истощения, может способствовать личностным изменениям в области коммуникации с людьми, вплоть до формирования глубоких когнитивных искажений — ошибок в мышлении.Эмоциональное выгорание формируется постепенно. Разные ученые выделяют разные этапы, фазы. Автор популярной книги «Управление стрессом» Джеррольд Гринберг, разделил стадии формирования эмоционального выгорания таким образом:Медовый месяц: в этот период работник с удовольствием исполняет обязанности, но после того как их становится больше, его энтузиазм сходит на нет.Недостаток топлива: возникают бессонница и потеря аппетита, сотрудник ощущает постоянное утомление и отстраненность, ищет причины, чтобы отлынивать от обязательств: частые «перекуры», опаздывания, ранние уходы домой.Хронические симптомы: развивается агрессия, раздражительность даже по мелочам, неопрятность, неряшливость во внешнем виде и регулярные жалобы на дефицит времени.Кризис: обостряются хронические патологии, появляется полная или частичная потеря работоспособности.Пробивание стены: наиболее опасная стадия, высокий риск развития тяжелых болезней, возможная инвалидизация, мысли о суициде.Для каждой из этих стадий характерны определенные симптомы, которые проявляются в разной степени. Эмоциональное выгорание – это сложный психофизиологический феноменом, который выражается как физическое, умственное и эмоциональное истощение, которое отражается на поведении человека. И важно не пропустить первые сигналы усталости, чтобы не осложнять состояние. Более подробныйперечень симптомов (приложение 1) и сравнительная таблица усталости и эмоционального выгорания у вас на столах (приложение 2). Позже Вы можете самостоятельно провести самодиагностику и оценить свое состояние: определить есть ли у вас тот или иной симптом, и в какой мере он проявляется.Почему возникает эмоциональное выгорание? Причины разные. Противостоять и преодолеть эмоциональное выгорание помогают специфические личностные ресурсы - ключевые свойства личности, являющиеся основными параметрами психологического благополучия, качества жизни, успешного совладания со стрессами и эффективной деятельности:
  • Жизнестойкость способность совладания со стрессами и преодоления трудных жизненных ситуаций.
  • Резилиентностьспособностьвосстанавливатьсяпослестрессовых ситуаций, умение правильно распределять ресурсы.
  • Чувство связности - способность осознанно и эмоционально воспринимать происходящее как контролируемое.
  • Оптимизм - позитивная личностная черта, связанная с успехом, радостью, благополучием и удовлетворённостью.
  • Самооценка - отношение человека к самому себе (позитивное или негативное).
  • Самоэффективность осознанная оценка собственной способности к эффективной деятельности и совладанию с трудными ситуациями.
  • Толерантностькнеопределённости-нейтральноеилипозитивное отношение к незнакомым, сложным, изменчивым, неоднозначным ситуациям.
  • Самоконтроль - способность контролировать своё поведение.
  • Вывод: Эмоциональное выгорание – длительный процесс. Имеет свои стадии формирования. Важно прислушаться к проявлению первых симптомов эмоционального выгорания для того, чтобы не перейти в другую, более тяжелую фазу. Устойчивость к эмоциональному выгоранию зависит от ключевых свойств личности, которые также выступают личностными ресурсами. Если кажется, что «все плохо» - это значит, что Вы потеряли доступ к своим ресурсам, но не сами ресурсы. Ресурсы есть всегда. Надо просто заняться их поисками.Ведущий: Американская писательница Луиза Хей сказала: «Я верю в то, что внутри каждого из нас живет Сила, способная с любовью указать нам путь к прекрасному здоровью, идеальным взаимоотношениям, блестящей карьере и процветанию в любой сфере жизни». Такой силой являются ресурсы.Педагог-психолог: У нас есть разные категории ресурсов, которые условно можно разбить на группы, в том числе внешние это то, что нас окружает и то, чем мы можем распоряжаться; и внутренние это то, что присуще нам. У вас на столах карточки с«ресурсами». Разделите предлагаемые ресурсы на группы: внутренние и внешние.Групповая работа по распределению внутренних и внешних ресурсов: участники после обсуждения в группах выкладывают на магнитной доске карточки.Примерный перечень:внутренние ресурсы - способности, умения, знания, ценности, убеждения, состояния, характер, внешность, воспоминания, мотивы;внешние ресурсы - работа, семья, друзья, обучение, творчество, увлечения, здоровье, деньги, информация, музыка, произведения искусства, жилье (квартира, дом).Вывод: Ресурсы человека бывают внутренние и внешние. К внутренним ресурсам относятся личностные, физиологические особенности человека. Внешние и внутренние ресурсы напрямую связаны. Так, без наличия внутренних невозможно расширять и укреплять внешние, а из внешних человек получает возможность сформировать внутренние ресурсы.Практика «Мои внутренние ресурсы».Педагог-психолог: Внутренние личностные ресурсы отвечают за психологическое благополучие. Кроме того, они помогают построить сильную базу для достижения успеха. Предлагаем выполнить упражнение и ответить на вопрос: «Какими внутренними ресурсами обладаю я?».Упражнение «Мои внутренние ресурсы».Цель: создание позитивного образа «Я», активизация внутренних ресурсов: положительного самовосприятия, самораскрытия.Инструкция: Для каждого из вас приготовлен лист бумаги (приложение 3). Возьмите цветной карандаш любого цвета и в центре круга нарисуйте сосуд «Мои ресурсы». Предлагаем каждому «наполнить» свой сосуд – записать на нем то, что придает вам силы. Для этого подумать, вспомнить и продолжить предложения, обозначенные на других «ёмкостях» на рисунке.Предложения:
  • Мое самое яркое радостное воспоминание
  • Больше всего сил мне придает чувство (эмоция, состояние)
  • Я горжусь своей чертой характера
  • Самая большая ценность в моей жизни
  • Лучше всего я умею
  • Мне придает уверенность
  • Моя главная цель в жизни
  • Я убежден, что
  • Рефлексия:
  • Какие вопросы вызвали затруднения? Почему?
  • Какие новые ресурсы удалось обнаружить у себя?
  • Вывод: Человек не может полноценно жить с истощенными внутренними ресурсами. Чтобы их наполнить и начать жить счастливо и гармонично, необходимо научиться раскрывать свой внутренний потенциал, постоянно пополнять свои силы, искать новые источники. В качестве внутренних источников могут быть ценности, воспоминания, цели, убеждения, умения, черты характера, положительные эмоции, мотивы.Ведущий: Предлагаем Вам перейти к следующему упражнению нашего практикума.Упражнение «Мне придает силы…». Цель: осознание личностного ресурса.Ведущий: Предлагаю всем встать в круг в центр зала. Я буду произносить фразы, начиная со слов: «Мне придает силы…». Кто согласен со мной выходит в центр круга. Остальные аплодируют.Перечень фраз:Мне придает (ют) силы…
  • моя семья;
  • надежные друзья;
  • деньги;
  • путешествия;
  • крепкий сон;
  • книги;
  • шоппинг;
  • физические упражнения, занятия спортом;
  • любимая музыка;
  • творчество (рисование лепка и т.д.);
  • рукоделие (шитье, вышивание, вязание);
  • вкусная еда;
  • рыбалка/охота/туризм.
  • Рефлексия:
  • Какие чувства, ощущения вызвало это упражнение?
  • Вывод: Внешние ресурсы поддерживают внутренние. Важно концентрировать внимание на том, что есть, а не на том чего не хватает.Педагог-психолог: Где-то в глубине нашего существа скрыты источники бесконечной любви, радости, покоя и мудрости. Они несомненно есть у каждого человека. Предлагаю здесь и сейчас окунуться в себя.Упражнение «Визуализация «Место покоя».Цель: формирование чувства внутренней уверенности, устойчивости и доверия ксебе.Инструкция: Сядьте удобно, закройте глаза. Пусть каждый сосредоточит своевнимание только на том, что слышит, сконцентрируется на себе, своих ощущениях, создавайте внутренние образы. Почувствуйте, как воздух входит через ноздри и выходит через губы, как движутся грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе (1 минута). А теперь представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая спокойна и счастлива (пауза). Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, она пребывает там в полнейшем мире, в силе и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде образа: языка пламени, драгоценного камня, спокойного озера и т.д. Преисполненная глубоким умиротворением и радостью, спокойствием, эта драгоценная частица находится в полной безопасности. Она там – глубоко в нас. Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или озеро, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, - вы сами (пауза 20 сек.). Запомните это ощущение. Что бы ни происходило, внутри вас живет спокойствие. Вы можете черпать в нем силы, помня, что эти силы мы даем себе сами. Запомните свой образ. К нему можно обращаться тогда, когда нужно. Откройте глаза.Рефлексия:
  • Какой образ представили?
  • Какие чувства вы испытали?
  • Вывод: Самые главные ресурсы внутри нас.Ведущий: Наш практикум близится к завершению. В самом начале мы представили ресурс как сосуд. Мы хотим внести свою лепту в его заполнение. Предлагаем Вам выбрать любую «каплю», которая вам больше всего нравится. Очень важно, чтобы вы сделали свой выбор, основываясь на интуиции. Прислушайтесь к совету «капли» (приложение 4), возьмите на вооружение рекомендации-закладки (приложение 5), и вы сможете свою жизнь вывести на новый уровень.Ведущий: Давайте подведём итоги нашей встречи. Поделитесь, что важного и полезного Вы унесете с собой с практикума?Обсуждение по кругу.Ведущий: Всем спасибо за активное участие! До новых встреч!МОИ РЕСУРСЫПриложение 1.Больше всего сил мне придает чувство (эмоция, состояние)Я убежден, что …Приложение 2.Расшифровка выбора.
  • Изумрудная капля для того, чтобы вам обрести комфорт и гармонию необходимо отправиться в путешествие. Хотя бы в соседний город или на дачу.
  • Красная капля — вам сейчас просто необходимы яркие и сочные впечатления, эмоции. Совершите шаг, который поможет вам измениться.
  • Зелёная капля для полного счастья вам сейчас очень сильно не хватает независимости. Именно к этому вам стоит стремиться.
  • Бежевая капля у вас настоящий дефицит спокойствия. Вам стоит посвятить себе время и хорошенько отдохнуть.
  • Жёлтая капля вам сейчас сильно не хватает позитива. Сделайте всё, что поможет вам получить максимально положительные эмоции.
  • Чёрная капля сейчас вам стоит взять паузу от всех дел и абстрагироваться. Проанализируйте всё, что сейчас с вами происходит. Это вам поможет!
  • Коричневая капля — для того, чтобы стать счастливым человеком вам просто необходимо открыть собственное дело или найти подходящее хобби.
  • Фиолетовая капля вам стоит добавить в свою жизнь немного духовности. Займитесь медитацией, йогой, начните читать книги. Вы обретёте гармонию!
  • Розовая капля — романтика! Вот чего вам так сильно не хватает в вашей жизни. Стоит привнести именно это ощущение в вашу жизнь.
  • Голубая капля сейчас вам не хватает стабильности. Постарайтесь встать твёрдо на ноги и тогда вы обретёте своё счастье и спокойствие.
  • Синяя капля вам катастрофически не хватает общения с другими людьми. Примите должные меры и тогда вы почувствуете прилив сил!
  • Оранжевая капля добавьте немного азарта и экстрима в свою жизнь. Это поможет вам почувствовать себя живым и счастливым.