Конспект урока: Давление в жидкости и газе, вызванное действием силы тяжести


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока: Давление в жидкости и газе, вызванное действием силы тяжести
Автор: Фролова Наталья Анатольевна

Предмет: физика
Класс: 7
Тип урока: урок изучения нового материала.
Учитель физики: Фролова Н.А.
Тема урока: Давление в жидкости и газе, вызванное действием
силы тяжести
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися новых знаний о давлении в жидкости и газе.
Задачи урока:
Образовательные: создать условия для формирования понятия о существовании весового давления в жидкостях и газах; объяснить зависимость давления жидкости от глубины погружения; подвести учащихся для вывода формулы для расчета давления жидкости на дно сосуда; научить вычислять давление на любом уровне жидкости.
Развивающие: продолжить развивать логическое мышление учащихся, развивать умение анализировать и делать выводы, учить правильно оформлять и решать задачи;
Воспитательные: прививать трудолюбие, аккуратность ведения записей в тетрадях и на доске учащимися.
Оборудование:
Электронная доска; стеклянная трубка с резиновым дном (2 шт); стакан с водой; стакан с маслом; пластиковая бутылка с отверстиями на разной высоте; цифровая лаборатория Архимед, измерительный цилиндр.
№ п/п
Этапы работы
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1
Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
-создать положительный эмоциональный настрой;
-помочь принять правильную рабочую позу.
Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные
-Добрый день. Я рада видеть вас.
Надеюсь, что наш урок будет интересным и плодотворным.
Приветствие, настрой на работу
2
Актуализация знаний.
Цели, которые учитель ставит перед учениками:
Показать знания закона Паскаля, формулы для расчета давления.
Цель, которую учитель хочет достичь: проверить знания учащимися закона Паскаля, умения решать задачи на расчет давления
Методы организации работы: словесные
Методы стимулирования: похвала.
На прошлом уроке мы узнали, как передают давление жидкости и газы, познакомились с законом Паскаля.
Из чего состоят все вещества?
Какие три агрегатных состояния вещества вы знаете?
Какие свойств жидкости вам известны?
Какие свойства газа вам известны?
Чем обусловлено давление в жидкостях и газах?
Сформулировать закон Паскаля?
Отвечают на вопросы
(из молекул)
(твердое, жидкое и газообразное) (Сохраняет объем, но не сохраняет форму)
(Не сохраняет ни объема, ни формы) (движением молекул) (Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку без изменений во всех направлениях.)
3.
Изучение учебного материала
Постановка учебной задачи
Цель: обсудить проблему и сформулировать цель урока.
Молодцы ребята, не так давно мы говорили о давлении твердых тел. А существует ли давление внутри жидкостей и газов?
Вывод: значит, вы не можете точно утверждать, что жидкости оказывают или не оказывают давление.
Вот об этом мы и поговорим на нашем сегодняшнем уроке. Запишите тему урока: Давление в жидкости и газе, вызванное действием силы тяжести.
Ребята, а какие цели мы запланируем на урок?
Наша цель - доказать, что жидкости оказывают давление; от чего зависит давление жидкости; как можно рассчитать давление жидкости; как учитывают и применяют на практике.
Проведем такой опыт 1:
в бутылке сделаны отверстия на разной высоте. Заполним ее водой и пронаблюдаем за вытеканием воды из отверстий. Что наблюдаем и почему?
Делаем вывод:
Давление внутри жидкости на разных высотах разное.
Оно увеличивается с увеличением глубины.
Записывают тему в тетраде
Наблюдают, делают вывод.
Отвечают на вопросы
Открытие новых знаний.
Цель: рассмотреть вопрос о давлении жидкостей и газов, получить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда
Методы: учебный диалог, моделирование.
Актуализация опорных знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить известные формулы для открытия новых знаний.
Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению формул, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.
Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.
- Итак, мы знаем, что на жидкость, как и на все тела на Земле, действует сила тяжести. Следовательно, каждый слой жидкости своим весом создает давление на ниже лежащие слои.
Опыт 2:
Нальем воду в стеклянный сосуд, дно которого затянуто резиновой пленкой. Как вы думаете, что произойдет с пленкой? Почему?
Из опыта видно, что чем выше столб жидкости в сосуде, тем больше прогибается пленка. Это значит, что с увеличением столба жидкости давление на дно сосуда возрастает.
Под действием веса жидкости резиновая пленка прогнется.
До каких пор будет прогибаться резиновая пленка?
Что произойдет, если увеличить столб жидкости?
Опыт 3:
(Опыт, показывающий, что давление жидкости на дно сосуда зависит от плотности жидкости)
Возьмем второй такой же сосуд и нальем в него масло по высоте столба равной высоте столба налитой воды.
Итак, При равной высоте столба в трубках с разной жидкостью резиновая плёнка прогибается по-разному. Вывод:Давление жидкости на дно сосуда зависит от плотности жидкости
Опыт 4:
Возьмем высокий сосуд (измерительный цилиндр), при помощи датчика давления из цифровой лаборатории Архимед, мы посмотрим как меняется давление при погружении в сосуд с водой.
Что вы видите на графике?
Как меняется давление с глубиной погружения?
Какой можно сделать вывод на основании опытов?
внутри жидкости существует давление;
на одном и том же уровне давление одинаково по всем направлениям;
с глубиной давление увеличивается.
Обратить внимание! Газы в этом отношении не отличаются от жидкостей, ведь они тоже имеют вес. Но надо помнить, что вес газа очень мал, значит и его давление будет мало. И во многих случаях его не учитывают.
Как же рассчитать давление жидкости на дно и стенки сосуда?
Давайте еще раз вспомним формулу для вычисления давления
Для дальнейшей работы на уроке нам нужны будут еще несколько формул:
- для вычисления веса тела;
- как найти массу, если известны плотность и объем тела?
- как вычислить объем тела, если известны площадь основания и высота тела?
В процессе решения получаем формулу:
Вопрос: зависит ли давление жидкости от площади дна сосуда?
Подведем итог:
Мы узнали, что:
Наблюдают опыт
вывод
Наблюдают опыт
вывод
Наблюдают опыт
вывод
Делают вывод.
Р=F/S
записываем на доске:
Р=mg
m=ρV
V=Sh
.
(Нет)
внутри жидкости существует давление;
на одном и том же уровне давление одинаково по всем направлениям;
с глубиной давление увеличивается;
.
4
Закрепление учебного материала
Цель: учиться применять полученные знания в конкретных ситуациях
Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения применят полученные знания в различных ситуациях
Задачи:
-развитие умений применят полученную формулу при решении задач;
- развивать способность давать адекватную самооценку
Методы: репродуктивные
Практико-ориентированная задача.
Вода в наши дома поступает с помощью водонапорной башни. Как мы добываем чистую воду из-под земли? Выкачиваем насосом. Но нельзя же подключить по насосу к каждому крану и к каждой квартире. Поэтому придумали следующую схему – воду накачивают в водонапорную башню, представляющую из себя, по сути, огромный бак на большой высоте. А оттуда вода под давлением течет в наши дома и льется из кранов, стоит только их открыть.
Как вы думаете, чем объясняется отсутствие или слабый напор воды отдаленных от башни домов?
Предложите свой способ разрешения этой проблемы.
Задача. Напор воды создается насосами. Какое давление создается насосом, если вода поднимается на высоту 40 м?
слайд
Отвечают на вопросы
(увеличить высоту башни или увеличить диаметр трубы по которой течет вода)
Решают задачу
5
Рефлексия
Цель для учащихся: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса
Цель для учителя: оценить УД класса
Итак, ребята мы сегодня познакомились с новой темой и узнали, что в жидкостях и газах существует давление, и научились рассчитывать величину этого давления.
•Одинаково ли давление внутри жидкости на одном и том же уровне?
•Как изменяется давление в жидкости с увеличением глубины?
•Почему в некоторых случаях не принимают во внимание давление газа, созданное его весом?
•По какой формуле мы будем рассчитывать давление жидкости?
•От каких величин зависит давление жидкости на дно сосуда?
•В каких единицах измеряется давление жидкости и газа?
(Да)
(Растет)
(Так как его плотность, а, следовательно, и вес очень малы, и сила давления тоже очень мала)
(Высоты столба и плотности)
(Паскаль)
6
Домашнее задание
Цель: закрепить знания о давлении жидкостей и газов, умения вычислять давление на дно и стенки сосуда, развитие творческих способносте
Итак, цель нашей домашней работы –
закрепить знания о давлении жидкостей и газов, умения вычислять давление жидкости на дно и стенки сосуда, применять полученные знания в различных ситуациях.
38,39, вопросы, упр. 22 (1,2)