занятия по внеклассному чтению В.Осеевой "Бабка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: занятия по внеклассному чтению В.Осеевой "Бабка"
Автор: Кудинова Галина Николаевна

ГКОУ КК «Березанская школа-интернат» Воспитатель: Кудинова Галина Николаевна                                          Конспект занятия по внеклассному чтению «Рассказ В. Осеевой «Бабка»» Цель: сформировать понятия, что такое семья, члены семьи, цель создания семьи, значения семьи в жизни человека.Задачи:продолжить знакомство с творчеством В.Осеевой; учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль; продолжать работу по совершенствованию навыка сознательного правильного выразительного чтения;учить анализировать поступки героев и оценивать свои, отличать хорошее от плохого;работать над развитием речи, мышления;развивать умение читать в лицах, с помощью интонации передавать состояние героев, слуховое восприятие;формировать представление о честности, отзывчивости;формировать нетерпимое отношение к отрицательным поступкам.Оборудование: портрет В.А.Осеевой, выставка произведений автора, пословицыпрезентация, аудиокнига.Ход занятия:Воспитатель:- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычная встреча. К нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем их!Вступительная частьВоспитатель: Писатель Юрий Олеша однажды сказал: «Золотая полка – та, на которую ставят любимые книги». - А какая ваша любимая книга?- Кто ваш любимый писатель?- Попадалась ли вам такая книга, после которой вам захотелось что-то сделать, изменить себя? Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем говорить о творчестве известной детской писательницы Велентины Осеевой. Некоторые рассказы В. Осеевой мы уже читали, а вот о ее жизни нам пока известно немного. Биография автора (1902-1969) Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве в семье инженера. Мама работала в местной газете. В детстве девочка все принимала близко к сердцу, сочувствовала окружающим людям. Ее раздражала несправедливость этого мира. Валентина мечтала стать великой актрисой и даже поступила в киевский институт на драматический факультет. Однако всё изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечноград. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников. Работая воспитателем беспризорных детей, В. Осеева понимала, как важно напитать их души светлыми, добрыми мыслями и чувствами, дать твердые нравственные ориентиры. Именно для этих трудных ребят были написаны её первые сказки и рассказы, которые впоследствии завоевали сердца многих юных читателей. Творчество советской писательницы проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься. Большую любовь у самых маленьких читателей завоевали сборники «Рыжий кот», «Отцовская куртка» и «Мой товарищ». Заслуги Валентины Александровны Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила государственную премию за повесть “Васек Трубачев и его товарищи”.Писательница прожила 67 лет. В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:ПИСЬМО- "Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.Один раз мама спросила:– Понравился тебе рассказ?Я ответила:– Не знаю. Я о нем не думала.Мама очень огорчилась.– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".Выставка книгВоспитатель: – Ребята, перед вами выставка книг В.А.Осеевой. Обязательно прочитайте эти книги. Уверена, они вам очень понравятся.Воспитатель:- Ребята, сегодня мы остановимся на произведении Валентины Осеевой «Бабка». Данное произведение большое, поэтому мы прослушаем его в записи, а затем поработаем над его содержанием.Аудиокнига «Бабка» В. ОсееваВоспитатель:- К какому жанру относится данное произведение? (рассказ)- Назовите главных героев этого рассказа(бабка, родители (мать и отец), Борька)(воспитатель вывешивает их портреты на доску)- Кем приходились эти люди друг другу?(они родственники и живут вместе- Можем ли мы назвать их семьей? (да)- Как вы понимаете, ребята, что такое «семья»? (Семья - живущие вместе близкие родственники, любящие друг друга, заботящиеся друг о друге).(На доске вывешивается слово «СЕМЬЯ»).- Давайте составим портрет этой семьи и расположим их по старшинству.- Сколько поколений объединяет эта семья? (Три: бабка, Борька, родители).(На доске вывешивается слово «СЕМЬЯ»).Воспитатель: Слово «семья» происходит от слова «семя. Наши предки издавна учили, что семя не взойдет без помощи старших. Правы ли были наши предки, мы разберем на примере семьи о которой нам рассказывает Валентина Осеева.Воспитатель: - Давайте составим внешний портрет бабки. Найдите в тексте и прочитайте, как выглядела бабка?(Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.- Как относились к бабке? (плохо, грубо, не уважали, не любили)- Где спала бабка? (на сундуке)- Как вы думаете, почему она ворочалась всю ночь?(ей неудобно было спать на сундуке)- Какие обязанности по дому выполняла бабка?(готовила, убирала, мыла, вязала)- Как называет бабку Борька? (бабка, старушенция)- В какой момент бабка становилась для Борьки «своим человеком»?(Когда Борька приходил со школы, бабка накрывала на стол и садилась слушать, как прошел его день у внука)- Как обучал Борька бабку грамоте? Найдите и прочитайте.- Как вела себя бабка, когда в доме бывали гости? (прочитайте эпизод)- Какой наказ даёт бабушка своему внуку? Прочитайте отрывок из текста.(Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое, что малое. В старину говоривали: трудней всего три вещи в жизни – богу молиться, долги платить, да родителей кормить)- Можно ли назвать её слова мудростью? (Да)- Когда у Борьки начало меняться отношение к бабушке?(когда к нему пришел товарищ)- А как отзывается товарищ о своей бабушке? ( с уважением)Характеристика героев произведения    Борька                                          Родители                                      Бабка     грубый                                            грубые уважительная невоспитанный                              равнодушные                             заботливая неласковый                                         злые                                          добраяневнимательный     бессердечные                              справедливая мудраяВоспитатель:- Каким трагическим событием заканчивается рассказ? (Смертью бабки). Аудиозапись (5.40)- Какие же чувства испытывает Борька после смерти бабки?(плачет, ему горько, тяжело, больно на душе).- Когда человеку плохо на душе, когда горе – куда он идет? (К близким людям).- А куда идет Борька? (Бежит из дома).- Почему? (Там нет понимания, близости между родителями и Борькой).- Как вы понимаете одно из предложений заключительной части: «Домой он пришел поздно; глаза у него распухли, к коленкам пристала глина»?- Когда человек встает на колени и плачет? (Когда просит прощения).- У кого просит прощения Борька? (У бабки).- Но почему же ему так больно и горько на душе после этого? (Не у кого просить прощения, оно запоздалое).- Что произошло в душе Борьки, когда он получил последний бабушкин подарок?(он понял, что бабушка была для него самым близким и родным человеком).- А как вы, думаете, любил ли Борька свою бабушку?(Борька любил свою бабушку. Он не задумывался, что когда- то ее не станет, поэтому обижал и не спешил просить прощения. - Скажите, ребята, почему автор назвал свое произведение «Бабка»? (потому что бабушка была для всех лишней в этой семье)- Как можно было по-другому назвать этот рассказ? (назвать, например, «Добрая бабушка» или «Заботливая бабушка») Пословицы У вас на столах лежат пословицы. В пословицах собрана народная мудрость Прочитайте и объясните их смысл.Над старостью смеяться грех.Есть старики  убил бы, нет стариков  купил бы.Учат добру не дураки, а старики.Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.Что посеешь, то и пожнёшь.Что имеем не храним, потерявши плачем.Как аукнется, так и откликнется.Воспитатель:Мы услышали пословицы об уважении к старшим. В Древней Руси приучали уважать старших, нравится он или не нравится, знакомый он или нет – он старший и точка! И тем более трепетным было отношение к родителям, как святым! Отсюда пришла традиция, не садиться за стол, пока не сядут старшие. Закрепление пройденного - С каким произведением вы сегодня познакомились на занятии? (мы познакомились с произведением «Бабка»)- Кто автор этого рассказа? (Валентина Осеева)- Какое произведение произвел на вас этот рассказ? (стало грустно, потому, что жалко бабушку)Достаточно ли человеку на старости лет быть только сытым? Что просит его душа?(старые люди нуждаются в заботе и внимании близких)- Чему учит нас этот рассказ?(Любить и беречь близких людей, заботится о них, пока они живы, иначе будет поздно; ценить семью).- Могут ли рассказы В.Осеевой помочь нам в жизни? (да)Воспитатель: - Сегодня традиция почитания старших практически забыта. Об этой проблеме – честно и просто рассказала нам Валентина Осеева К сожалению, герои рассказа В.Осеевой слишком поздно поняли, какой замечательный, заботливый человек был с ними рядом.”Любите своих дедушек и бабушек, берегите их, радуйтесь каждому мигу общения с ними”.    Стихотворение «Берегите старых людей» (Л. Татьяничева)Берегите старых людей Для весенних весёлых ветвей Корни более чем родня… Берегите старых людей От обид, холодов, огня.  За спиной у них – гул атак, Годы тяжких трудов и битв… Но у старости – ломок шаг И неровен дыханья ритм. Но у старости – силы не те. Дней непрожитых мал запас… Берегите старых людей, Без которых не было б вас!Заключительная часть Иногда говорят «Эта книга перевернула всю мою жизнь». Чтение - это не просто занятие, которым мы заполняем свободное время. Под влиянием умных книг мы меняемся сами: книга делает нас добрее, умнее, опытнее. Книга развивает наш ум и наше сердце. - Наше сегодняшнее занятие хотелось бы завершить словами известного писателя Константина Паустовского: «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги» и не забывайте совет Валентины Осеевой: «читать и думать!»