конспект занятия в подготовительной группе «Наш край»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект занятия в подготовительной группе «Наш край»
Автор: Пикина Галина Васильевна
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9Методическая разработка конспект занятия в подготовительной группе «Наш край»Разработала воспитатель Пикина Г.В.Новочеркасск., 2025гКонспект занятия в подготовительной группе «Наш край»Цель: формировать у детей интерес к истории своей малой Родины; расширять представления о жизни, быте казаков в далеком прошлом; воспитывать чувство гордости за свой Донской край, чувство причастности к нему.Ход занятия:Воспитатель: Ребята, у меня в руках самое дорогое, что может быть у человека. Издавна на Руси так велось, что уезжая из родного дома, человек брал с собой частицу своей Родины и хранил эту частичку у самого сердца в небольшом расшитом мешочке – кисете. Считалось, что это помогало в трудные минуты, приносило силы.- Как вы думаете, что ценное находится в моем кисете? (земля)- Это не просто земля – это наша родная земля.- А кто знает, как называется земля, на которой мы живем? (Донская земля)- Почему возникло такое название? (Потому что в нашей области протекает река Дон)- Как называется главный город в нашей области, который находится на берегу реки Дон? (Ростов-на-Дону)- Да. Название главного города нашей области тесно связано с названием реки Дон.- Ребята, вы уже знаете, что в Ростовской области есть свой флаг. Он трехцветный.- Что означают цвета на флаге?«Сверху – неба синеваСередина – цвет пшеницыВместе с рожью колоситсяСамый нижний – красный цветЦвет сражений и побед!»- Могучая река Дон украшает наш Донской край! А какие еще названия реки Дон вы слышали? (Дон – батюшка, Дон – кормилец, Дон – богатырь, Тихий Дон).- А как называли людей, которые селились на Дону? (казаки) Что означает слово «казаки»? (вольные)- Как вы думаете, какие они были по характеру? (сильные, смелые, храбрые, выносливые, мужественные)- А как называли свои дома казаки? (курени)- Что означает слово «курень»? (круглый) Почему? (Потому что посредине куреня была печь и из комнаты в комнату можно переходить по кругу)- Чем занимались казаки? (защищали Родину, вели хозяйство, выращивали хлеб, строили дома и т. д.)- А как вы думаете, кто помогал казаку в военных походах? (конь)«Конь – верный друг казака»- Как помогал конь? (выносил раненых с поля боя, помогал спастись от врага, доставлял тяжелые грузы и т. д.)- В жизни казаку не обойтись без коня. С лошадьми у казаков связано много обычаев и народных примет. А какие из них вы знаете?1. Казаки устраивали состязания, на которых определялся победитель, который быстрее всех скакал.2. Годовалого казачонка стригли. Мужчины-казаки несли его к церкви, сажали на коня и обводили вокруг церкви. Если казачонок крепко держался за гриву – то выйдет из него настоящий славный лихой казак.3. Существовал конский праздник – в этот день кони отдыхали, их кормили досыта, купали в реке, специальными щетками мыли, расчесывали гривы и хвосты, проверяли или меняли подковы.4. Найти подкову – хорошая примета. Считалось, что конская подкова приносит счастье. Ее вешали над входной дверью куреня – она от всех бед оградит.- Послушайте пословицы о верном друге казака вы знаете?«Казак на лошади с пеленок»«Казак без коня - кругом сирота»«Казаку конь себя дороже»«Казак сам не поест, а коня накормит»«Казак без коня, что солдат без оружия»Физминутка «Конь»:Конь меня в дорогу ждет,Бьет копытом у ворот,На ветру играет гривой,Пышной, сказочной красивой.Быстро на седло вскочу,Не поеду – полечу.Там за дальнею рекойПомашу тебе рукой!- Ребята, а кто изготавливал подковы для коней казакам? (коваль)- Некоторые ремесла очень древние и многие из них сейчас позабыты. Посмотрите на свои картинки. Как можно назвать одним словом тех, кто изображен? (ремесленники)- Ребята, а вы знаете, что первые фамилии казаков произошли от их ремесла? Мы поиграем в игру «Разгадай фамилию».- Я буду называть фамилии, а вы попробуйте разгадать, от какого ремесла она произошла: Гончаров, Колесников, Ковалев, Рыбников, Чеботарев, Кожевников, Бондарев, Корзинщиков. Детям предлагаются картинки с костюмами (русский, белорусский, украинский, казачий)Воспитатель: - Ребята, помогите мне отыскать картинку с казаками. Почему вы решил, что это донские казаки? Какая одежда была у казаков? (шаровары, косоворотка, папаха, фуражка; парочка (юбка с кофтой, шали, платки, кичка, гусарики, чеботы)Игра «Одень казака и казачку». Воспитатель: - Донские степные просторы – край необыкновенный! Горьковатый запах степи придает степная полынь.Горькая, словно казачья судьба, эта трава считается символом казачества.- Ребята, полынью лечили простуду, бессонницу, заживляли раны. Отвар полыни успокаивает и обезболивает.В степи казак мог собрать целую аптеку из трав. Какие степные растения вам известны? (чебрец, ковыль, душица, одуванчики, васильки и т. д.) Воспитатель: - Ребята, я приглашаю вас в наш кинозал – посмотрим фильм о нашем замечательном Донском крае.Родная степь…Бескрайние покосыКузнечики куют, как ковалиДа солнце по колено бродит в росах,Да шепчутся о чем-то ковыли.Вдыхаю полной грудьюТерпкий запахИ радостно кружится голова.Бреду под солнцем по траве на западШепчу земле хорошие словаПоля мои, сады мои зеленыеМой Тихий Дон, озера как моря!Моя Донщина, солнцем прокаленная,Ты – сердце, ты – кровинушка моя! - Ребята, пройдет время, вы вырастите, станете взрослыми, может быть разлетитесь в разные края, но мне бы хотелось, чтобы вы свой родной Донской край всегда вспоминали с нежностью и любовью!