"Воспитание у дошкольников уважения и почитания старшего поколения»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Воспитание у дошкольников уважения и почитания старшего поколения»
Автор: Шамарданова Гюзяль Растамовна


"Воспитание у дошкольников уважения и почитания старшего поколения
Уважение и почитание старших поколений – закон нашей жизни.
(В.А. Сухомлинский)
Уважение, почитание старших поколений – закон жизни. Есть вещи, которые посильны только старости, потому что в ней – мудрость многих поколений. Уважают не седины сами по себе, а то, что за ними, поэтому всеобщим уважением и почетом должны пользоваться старики. Всегда нужно помнить одно из главных правил человеческого общения, которое называют золотым правилом нравственности. В учении древнекитайского философа Конфуция (VI-V в. до н. э.) золотое правило осмысливается как основа поведения: Чего сам не желаешь, того не делай другим. Оно в той или иной форме вошло в моральное сознание всех цивилизованных народов: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Традиция почитания старших уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в Библии речь идет о том, что необходимо почитать старших, и тогда можно прожить долгую счастливую жизнь.
Уважение к старшим формируется в ребенке годами, поэтому не существует волшебной палочки, способной вызвать в малыше положительное отношение к пожилым людям за пару минут или часов. Это кропотливая и каждодневная работа педагогов и родителей, если мы хотим вырастить личность, которой не чужды такие качества как любовь, милосердие, забота, отзывчивость по отношению к нашим старикам.
Воспитание уважительного отношения к старшим нужно начинать как можно раньше, но не позднее пяти лет. До этого времени дети не обращают внимания на возрастные рамки взрослых людей, они общаются и играют с ними на равных. Постепенно ребенок начинает понимать, что все люди разделяются на молодых, старших и пожилых. Однако их отношение к любой из этих категорий еще не выработалось, и в этом должны помочь родители. Как воспитывать уважение к старшим В процессе воспитания детей нужно внимательно относиться к вопросу своих взаимоотношений с родителями. Несмотря ни на что, необходимо контролировать собственное поведение, проявлять внимание и терпимость. Желательно, чтобы бабушки и дедушки активно участвовали в воспитании внуков, тем самым закладывая фундамент воспитания уважения к старшему поколению.Большое значение имеет личный пример. Необходимо регулярно подчеркивать теплые чувства к родителям, постоянно говорить им теплые слова, интересоваться состоянием здоровья. В свое время это вернется сторицей в виде такого же отношения собственных детей. Время, проведенное вместе со стариками, должно оставить у ребенка только приятные воспоминания и чувство глубокого уважения к ним. Кроме того, детей с малых лет нужно научить сопереживанию и проявлению доброты к старшим. Здесь недостаточно одного личного примера. Родители должны замечать любые проявления вежливого отношения, добрых чувств и поощрять за это ребенка. Например, нужно обязательно похвалить, если он уступил место пожилому человеку в общественном транспорте и поставить в пример другим детям. Необходимо всячески поощрять желание ребенка помочь по хозяйству и всегда давать ему такую возможность. Если же некоторые дела еще не под силу, то отказывать нужно очень тактично, не обижая малыша. Помощь родителям служит реальным проявлением заботы и уважения детей к старшим. Воспитание доброты и уважительного отношения дает очень хорошие результаты с помощью сказок. Маленькие дети особенно восприимчивы к приключениям сказочных персонажей, а их взаимоотношения со взрослыми прочно откладываются в голове. Таким образом, воспитание уважения к старшим представляет собой длительный и разносторонний процесс. Чтобы добиться желаемого результата, необходимо проявить терпение, тактичность и настойчивость в этом достаточно сложном вопросе.В работе с детьми в нашей группе использовались следующие виды работы: занятия и беседы, целью которых было обогащение опыта ребенка и формирование познавательного интереса к представителям старшего поколения. Эти занятия способствовали знакомству дошкольника с биографиями близких, историей семьи, своей родословной, воспитание бережного отношения к семейным реликвиям. Примерная тематика таких занятий: Сколько Я в слове семья?, Ветви и корни, Сундук старой бабушки и др.В группе был проведен конкурсдетского рисунка на тему Мои любимые бабушка и дедушка, затем из лучших работ была устроена выставка с таким же названием. Во время предварительной работы с детьми мы рассматривалиподборку работ художников –портретистов Портреты пожилых людей.В игровую деятельность детей мы включали такие дидактические игры как – Письмо бабушке и дедушке, Что умеют бабушки? Что умеют дедушки?, Что мы подарим бабушке? и др., направленные на формирование у детей доброго душевного расположения детей к старшим взрослым.Чтение произведений художественной литературы ( Бабель У бабушки, Барто Две бабушки, Благинина Бабушка-забота, Наш дедушка), затрагивающих тематику отношений с людьми пожилого возраста позволяют ребенку проникнуться настроением близкого человека, обогатить его опыт личных переживаний.Во время досуга мы вместе с детьми обсуждали смысловое содержание пословиц о пожилых людях: Семья стариками держится, Молодость плечами крепка, старость—головою.Воспитание уважения детьми людей пожилого возраста невозможно без участия родителей.Чтобы привлечь внимание среднего поколения к этой проблеме нами были проведена консультация на тему Несколько полезных советов родителям по воспитанию у детей уважения к старшему поколению, акция Сделаем вместе с ребенком подарок бабушке (дедушке), совместная деятельностьдетей со старшим взрослым Бабушкины пироги, Дедушкины поделки.Духовная забота о пожилых людях требует больших усилий, но зато она рождает в сердце ребенка любовь и признательность, потребность и желание общаться, делать приятное для близкого человека, заботиться о нем.