Планирование работы социального педагога
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Планирование работы социального педагога
Автор: Михайлова Людмила Викторовна
ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Планирование – необходимый компонент эффективной деятельности специалиста, основа управления. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. От его качества зависит результативность социально-педагогической работы. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период. Структура и содержание социально-педагогической деятельности (СПД) должны быть изоморфно соотнесены с ее планом. Целесообразно выделить следующие виды планирования: перспективное, календарное и текущее. При планировании применяются различные формы проектирования, а также метод моделирования социально-педагогической деятельности в конкретных условиях.К числу основных принципов планирования специалисты относят:- научность – конкретность основных позиций плана. его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагает учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;- скоординированность (согласованность) – соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;- оптимальность – выбор содержания и формы построения плана, наиболее подходящих для конкретных условий;- перспективность – построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;- коллегиальность – использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;- конкретность – четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.Разработка плана может строиться по следующей схеме:- ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;- изучение литературы по общим основам планирования;- изучение научных рекомендаций по конкретному планируемому вопросу;- анализ недостатков плана работы за прошлый учебный год; В современной практике работы социальных педагогов используются разные формы планов.Формы планов и их назначениеПри всем разнообразии форм планирования, основными, наиболее емко отражающими существо социально-педагогической работы являются перспективное и календарное. Чтобы иметь возможность уяснить специфические особенности различных форм планирования СПД, последовательно их охарактеризуем. Перспективный план – отражает цели СПД и движение к ним на ближайшее будущее. Опирается на анализ прошлого имеющегося опыта, проблемно-целевой анализ реального состояния дел. Перспективный план имеет следующие обязательные разделы:Аналитическая записка. Здесь раскрывается состояние социальной жизнедеятельности учащихся, вскрываются наиболее актуальные проблемы, определяются социальные группы детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Выполняется краткий количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, фиксируются устойчиво работающие социальные связи, степень включенности других специалистов ОУ в решение актуальных проблем социально-психологической жизни ребенка.Комплексный анализ позволяет сделать выводы о наиболее важном объекте СПД в данный период и выделить задачи, которые должны решаться в ближайшем будущем.Цели и задачи Цель планирования работы социального педагога – выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами – с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.. Цель определяет стратегию работы социального педагога, отражает предмет социально-педагогической деятельности как двухсторонний процесс:процесс становления личности ребенка как субъекта социальной жизни;процесс создания психологически целесообразной, личностно-развивающей среды.Смысл целеполагания заключается в определении будущего результата на основе настоящего уровня воспитательно-развивающих возможностей. При этом имеется в виду, что цель СПД – это создание оптимальных условий для непрерывного совершенствования ребенка и его микросоциального окружения, при последовательном, научно-обоснованном решении обострившихся проблем социальной жизни. Приоритетная цель может быть уточнена в соответствии с функциональной структурой СПД, когда социальный педагог выступает в определенной профессиональной роли.Цели по профилактике, предупреждению возникновения проблемных жизненных ситуаций; социальный педагог выступает в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением.Цели по защите и охране прав ребенка в уже возникшей трудной жизненной ситуации; социальный педагог выступает в роли посредника между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением.Цели по управлению действиями субъектов социальной жизни, от которых зависит разрешение проблем социальной жизни ребенка; социальный педагог выступает в роли координатора.Задачи всегда конкретизируют ближайшую перспективу разрешения проблем социальной жизни детей в определенном направлении СПД. Любая цель может быть достигнута только через реализацию комплекса задач, решаемым по нескольким, тесно связанным между собой направлениям. Направления могут быть определены в соответствии с необходимостью выявить, и разрешить те или иные проблемы какой-то из социальной групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В каждом разделе плана указываются мероприятия, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в данном направлении, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи.Например.Годовой план работы социального педагога может включать следующие разделы:- аналитическая записка (анализ контингента обучающихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период);- цели и задачи работы;- планирование по разделам (перечисление мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи).К таким мероприятиям должны относится:- выявление в микрорайоне образовательного учреждения несовершеннолетних «группы риска» (сирот и оставшихся без попечения родителей, необучающихся, инвалидов, безнадзорных, проживающих в неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семьях, нуждающихся в помощи государства, подлежащих обучению в других специализированных учреждениях и.т.п.);- защита прав воспитанников (личных, имущественных, жилищных);- обеспечение льгот, предусмотренных Правительством Российской Федерации и муниципальным органом исполнительной власти, определенным категориям несовершеннолетних;- пропаганда законодательства о несовершеннолетних;- индивидуальные и групповые беседы с детьми и родителями;- работа с учреждениями и ведомствами, имеющими отношение к охране прав детей (комиссия по делам несовершеннолетних, подразделение по профилактике правонарушений несовершеннолетних, комитет по социальной защите населения, медицинские службы, органы управления образованием, суд, прокуратура, и т.п.);- посещение совместно с другими специалистами неблагополучных семей, в которых проживают несовершеннолетние, с целью оказания педагогической и другой помощи;- делопроизводство (ведение документации, переписка);- отчетность о проделанной работе на педагогическом совете и на совещании при руководителе учреждения образования, подготовка информации в муниципальные органы управления образованием.К числу основных разделов относят профилактическую работу, защитно-охранную деятельность, организационную.В разделе «Профилактическая работа» учитывается содержание всех компонентов образовательного процесса данного ОУ. В содержании должны быть отражены:меры по усилению социальной ориентации содержания, методов организации учебной деятельности и изменение отношений «учитель-ученик»;занятия в ходе дополнительного образования и в ходе событий школьной жизни, развивающих социальное чувство и поведение Все это является средствами профилактики возникновения проблемных жизненных ситуаций ребенка.проведение социологических исследований и система учета проблем социального становления обучающихся;разработка социально-ориентированных программ, проектов, планов мероприятий для обучающихся;обеспечение условий для создания социально-педагогического просвещения родителей 9в том числе по темам: профориентация, профилактика наркозависимости, табакокурения, алкоголизации, правонарушений и т.д.)Структуру раздела «Защитно-охранная деятельность» можно построить в соответствии с перечнем тех социальных групп, в отношении которых ОУ берет на себя ответственность по обеспечению гарантий социальных прав ребенка. Не все проблемы в трудной жизненной ситуации ребенка социальный педагог совместно с работниками ОУ в состоянии разрешить. При планировании необходимо четко очертить границы возможного и обозначить необходимость привлечения других структур для решения проблемы. В данный раздел можно включить:создание или совершенствование системы сбора, анализа информации, учета и контроля за разрешением проблем социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;создание условий для совершенствования системы опеки и попечительства, в том числе и вопросы лишения родительских прав;меры по жизнеобеспечению детей из малоимущих семей;патронаж детей, стоящих на учете в органах ОППН, КДН и на внутришкольном контроле;учет и контроль всех случаев конфликтных отношений, соответствующая реакция на ситуации затянувшегося конфликта ребенка с его ближайшим окружением в семье, в школе. за ее пределами и т.д.Перечень направлений СПД и задачи, которые ставит социальный педагог, необходимо соотнести с формулировками в нормативно-правовых документах, чтобы не превысить свои полномочия.В «Организационном» разделе необходимо включить задачи и направления по установлению, развитию или совершенствованию социальных связей:- со специалистами данного ОУ;- с сотрудниками других ОУ;- с другими государственными учреждениями;- с администрацией органа управления образованием;- с общественными организациями.При описании каждого направления СПД в любом разделе плана надо соблюдать определенную логику шагов:- сбор информации и диагностика;- прогнозирование результата;- непосредственное осуществление действий и контроль за результативностью.Для повышения эффективности и оперативности работы дополнительно используются и другие формы планирования.Циклограмма помогает распределить работу во времени по отдельным направлениям, соотнести между собой основные этапы предпринимаемых социально-педагогических действий. Календарное планирование позволяет уточнить логику расположения событий жизнедеятельности, упорядочить действия социального педагога во времени и в пространстве. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, когда четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности. Составляется на полугодие, чаще всего на месяц, иногда – на неделю. Помогает выявить последовательность действий социального педагога по каждому направлению, уточнить место и время проведения событий, ответственных за результат. План-график составляется на месяц, неделю либо даже на день. Это – форма текущего, мобильного планирования, помогает выстроить регулярно повторяющиеся в определенной логической последовательности, своего рода технологию. План график на день составляется в те дни, когда необходимо провести много обязательных мероприятий, и надо предельно рационально распределить время. В план-график включаются: консультации (один день в 1,2,3,4 недели) для разных слоев населения, регулярные встречи с администрацией школы, организационно-педагогические совещания, обязательные выезды в учреждения социальной защиты, своевременное оформление документации.План-сетка на месяц – форма текущего планирования. Оформляется матрица по месячному календарю, на основе традиционного плана-графика работы (он может пересниматься на ксероксе), далее идет наполнение дней другими событиями из календарного плана или формами Л.С. Нагавкина «Социальный педагог:введение в должность». Сборник материалов