Всероссийский тематический урок, посвященный Дню русского языка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Всероссийский тематический урок, посвященный Дню русского языка
Автор: Гуслякова Любовь Александровна

Методическая разработкаВсероссийский тематический урок, посвященный Дню русского языкаПродолжительность: 40 минутЦели:Образовательные:
  • познакомить обучающихся с историей возникновения Международного дня родного языка, рассмотреть проблемы языков на современном этапе;
  • сформировать умение понимать проблему, высказывать свое мнение по данному вопросу;
  • повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе.
  • Воспитательные:
  • вовлечение обучающихся во внеклассную работу по русскому языку и литературе;
  • научиться уважать язык и культуру других народов;
  • работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.
  • Задачи: 
  • совершенствовать знания обучающихся по русскому языку; 
  • развитие общей эрудиции участников;
  • совершенствовать умение работать в группе.
  • Методы: наглядныеПриёмы:  наблюдение, построение логически обоснованных рассуждений, установление причинно – следственных связей.Ход урока:
  • Организационный момент (1 мин.)
  • Слово учителя. Вступление (2 мин.):
  •       Вопрос к ученикам:- Что нас с вами объединяет? (Учимся в одном учебном учреждении, живём в одной стране, говорим на русском языке). При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства. Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство.        Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.
  • Сообщение сучеников (5 мин.):
  • Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты — участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.         Сегодня в мире существует около 7000 языков, и более половины из них могут исчезнуть на протяжении жизни нескольких поколений, а на 96% этих языков говорят всего лишь 4% населения планеты. Только несколько сотен языков играют видную роль в системах образования и в государственной сфере, и менее ста языков используются в мире цифровых технологий.Проведение Международного года языков пришлось на такое время, когда языки все больше оказываются под угрозой. Язык открывает путь к изменению и развитию человеческого общества. Использование — или отказ от использования языков может открыть или преградить дорогу в будущее многим представителям общества в мире.         ЮНЕСКО посчитало исчезающие языки в России. 136 языков в России находятся в опасности, и 20 из них уже признаны мертвыми. Такие цифры приводятся в интерактивном Атласе исчезающих языков мира, опубликованном на сайте ЮНЕСКО.        ЮНЕСКО определяет жизнь языков по 9 критериям, в том числе по числу нх носителей, передаче языка от поколения к поколению, доступности учебных материалов, отношению к языку внутри общества. Далее все языки делятся на 6 категорий: "находится в безопасности", "положение вызывает опасение", "язык находится под угрозой исчезновения", "язык находится в серьезной опасности", "язык находится в критическом состоянии", "язык исчез". Если рассмотреть карту российских языков, то помимо 20 исчезнувших языков (айнского, югского, убыхского) в России еще 22 находятся в критическом состоянии (алеутский, терско-саамский, ительменский), 29 - в серьезной опасности (нивхский, чукотский, карельский). Под угрозой исчезновения - 49 языков, в том числе калмыцкий, удмуртский и идиш. Опасение вызывает положение 20 языков, в числе которых оказались белорусский, чеченский, якутский и тувинский. Всего 136… Стоит учесть, что удмуртский, калмыцкий, якутский, тувинский и чеченский - государственные языки республик РФ.        Всего атлас ЮНЕСКО признает исчезающими 2,5 тысячи языков из 7 тысяч, существующих в мире. Насчитывается 199 языков, на которых говорят не более чем по десять человек. В последние несколько десятков лет полностью исчезли 200 языков.
  • Закрепление (7 мин.):
  • 1.Какая организация учредила празднование «Международного дня родного языка» 21 февраля и «Международного дня русского языка» 6 июня? (ЮНЕСКО)2. Сколько языков насчитывается в мире? (более 6 тысяч)3. Сколько языков мира находится под угрозой исчезновения? (400, в Европе – 50), в России?(136)4.Кто создал славянскую азбуку? ( Кирилл и Мефодий)5. В каком веке началось формирование русского национального литературного языка? (в 17в.)6.Входит ли русский язык в состав 6 официальных рабочих языков ООН? (входит)7. Назовите государственный язык Российской Федерации? (русский язык)8.Какие поэты и писатели18-19 в. стояли у истоков русского литературного языка? (А. С.Пушкин, М. В. Ломоносов, И.С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.)5. Рефлексия (5м мин.)5.1. «Чистота и чёткость артикуляции»Задание: быстро и чётко проговорит скороговорки (несколько человек, соревнуясь)
  • Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, а Кондрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  •         Слово учителя (2 мин.): В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.В Российской Федерации русский язык является родным для 130 млн. человек и служит основным средством общения людей, а также основным государственным языком. Кроме того, он также является средством для сохранения и передачи последующим поколениям истории и культуры России.  Русский язык - важнейшая часть национального богатства России, и поэтому должен находиться под особой защитой со стороны государства.        Каждый гражданин России должен осознать, что русский язык – это не просто инструмент межнационального общения, он – воспитание души. И поэтому сейчас главной задачей является сохранение русского языка и русской национальной культуры.        День родного языка в – это не просто праздник, это повод выразить благодарность всем, кто творил историю русской речи и совершенствовал ее. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. И мы поговорим о том, как важно изучать и любить свой родной язык. 5.2. «Продолжите пословицу (4 мин):Слово учителя (2 мин.): Особенно важно любить и беречь свой язык народам, проживающим в многоязычных странах.  Многоязычная страна (страна, в которой люди говорят более чем на одном языке). Какие многоязычные страны вы знаете?  В мире много государств, в которых официально говорят на нескольких языках. Например, в Белоруссии государственными языками являются белорусский и русский; в Ирландии – ирландский (национальный и первый официальный язык) и английский (второй официальный язык).        Россия – страна многонациональная, а значит многоязычная. Учёные-лингвисты насчитывают на ее территории около 150 языков4 – здесь на равных учтены и такой язык, как русский, которым в России владеют 97,72 % населения, и язык негидальцев, на котором говорят всего 622 человека, живущие на реке Амур, и язык 150 человек – энцев, проживающих на полуострове Таймыр и т.д. В республиках Российской Федерации государственными языками являются русский язык и язык, на котором говорит большинство жителей республики: в Адыгее – адыгейский, Башкортостане – башкирский, в Дагестане – языки народов Дагестана, в Ингушетии – ингушский, в Кабардино-Балкарии – кабардинский и балкарский, в Калмыкии – калмыцкий; в Республике Коми – коми и т.д. Именно поэтому Россия является многоязычной страной.Диалог культур может стать средством постижения образности пословиц и поговорок разных народов. Вам предлагаю  такую «задачку»: «Французы говорят «когда у кур будут зубы», англичане – «когда полетят свиньи», немцы – «когда собаки залают хвостами», болгары – «когда свинья в желтых шлепанцах заберется на грушу». Что это за ситуация и что говорят русские о такой ситуации?». (когда рак на горе свистнет)         5.3.  Отгадать поговорку (3 мин.)
  • «Англичане говорят о таких людях «как две горошины», шведы – «как две ягоды», немцы и чехи – «как яйцо и яйцо». А что говорят русские? (ответ: как две капли воды)».
  • «Англичане говорят о таком человеке, что «он живет в клевере», немцы – что «он сидит, как личинка (червячок) в сале», а французы – «как петух в тесте». Подберите русский и болгарский эквиваленты (ответ: как сыр в масле катается)». 
  • «Англичане знают что-либо «как кисть своей руки», а французы и немцы – «как собственный карман». А русские и болгары – как? (ответ: как свои пять пальцев)». 
  • 5.4. Блиц-опрос (6 мин.): 1) Кто написал стихотворение «Бородино»? (Лермонтов)2) Что стоит в слове перед корнем? (приставка).3) Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).4) Какой писатель родился 31 февраля 1940г? (никакой)5)Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )6) Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)7) Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)8) Сколько падежей в русском языке? (6)9) На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)10) Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)11) Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).12) Сколько спряжений у глагола? (2)13) Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)14) Назовите окончание существительных 1-го склонения? (ж. и м.р.- а, - я)15) Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).16) Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)17) Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)18) Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» ( да ест)19) Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)20) На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)6. Вывод (2 мин.):Слово педагога: На нашей планете живут люди  с разным цветом кожи, с разной историей, разными обычаями и  традициями и  говорят  на  разных языках.  Среди языков  есть  родственные,  у них много одинаковых или похожих слов. Каждый народ бережёт свой язык, свою речь это  его  культура.  Пока  человек  хранит  свою  речь,  свою  культуру  –  он  является полноценным  представителем  своего  народа.  Поэтому  все  народы  очень  бережно относятся  к  своим  культурным  ценностям  и  к  своему  родному  языку. Сберечь  язык - важная задача. Так как язык нам дорог как родная мать, наши предки назвали его родной язык. К сожаленью, мы живем в такое время, когда не ценят родной язык, родное слово. Ведь только тот человек способен учить другие языки, кто знает в совершенстве свой родной язык, читает и интересуется культурой своего родного народа, любит и гордится своим родным языком. У кого есть родной язык – есть свое национальное лицо, есть свое «я», как человек есть уважение к себе. Мы обязаны сберечь свой родной язык, передать его нашим потомкам, ведь это часть жизни.