Формирование культуры безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством использования кейс-технологии
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование культуры безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством использования кейс-технологии
Автор: Барсукова Олеся Борисовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №159«Формирование культуры безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством использования кейс-технологии»ВыполнилаБарсукова О.Б., воспитательСлайд 1: «Формирование культуры безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством использования кейс-технологии» Слайд 2: Цель и задачи Добрый день уважаемые коллеги. Меня зовут Барсукова Олеся Борисовна, я воспитатель МБДОУ №159. В рамках моего выступления я хотела бы познакомить вас с опытом использования кейс - метода и продемонстрировать эффективные приемы работы с кейсом в детском саду при формировании навыков культуры безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста. Слайд 3: Актуальность обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности на дорогах в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Почти половина дорожно-транспортных происшествий происходит из-за невнимательности детей, отсутствия у них наблюдательности. Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентиров в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Для начала, коротко расскажу, что же такое кейс-технологии. Слайд 4: Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений по той или иной теме. В основе такой технологии лежит системно - деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности. Слайд 5: Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других. Слайд 6: Виды кейсов:- Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).- Мультимедиа кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения ).- Видео кейс может содержать фильм, аудио и видео материалы).. Слайд 7: что может содержать кейс?- Текстовый материал;- Иллюстративный материал. Слайд 8: Типы кейсов: Слайд 9: Виды кейс-технологии в дошкольном образовании:фото-кейс; кейс-иллюстрации;проигрывание ролей (проигрывание ролей). Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:1. Знакомство с ситуацией.2. Выделение основной проблемы.3. Предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения.4. Формулирование правила, вывода по основной проблеме. Я хочу предложить Вам подробнее рассмотреть использование некоторых методов кейс – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста в рамках социально-образовательного проекта «Безопасная дорога». Наша группа участвовала в данном проекте с 2020 по 2022 год. Пример работы с фото-кейсом. Тема занятия «Мы на улицах города.» Цель: сформировать у детей устойчивые знания об основных правилах безопасного поведения на дорогах и навыки следования этим правилам в условиях реальной дтс.Задачи:Углубить знания о назначении наземного регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода.Углубить знания о назначении пешеходного светофора и его сигнала.Развить навык безопасного передвижения по тротуару рядом с проезжей частью в сопровождении взрослого.Наглядно продемонстрировать алгоритмы безопасного поведения, следуя которым можно избежать дорожных ловушек; сформировать навыки использования данных алгоритмов в ситуации опасности на дорогах. Слайд 10 : Демонстрируем детям следующие фотографии: Дети, рассматривая фото, начинают рассуждать. Воспитатель: Что вы видите на экране? (фото) Кто на нем изображен? Что делают девочки? Правильно ли они поступают? Почему вы так решили? Что нужно сделать, чтобы избежать беды?Воспитатель: а теперь, все обсудите ситуацию и придумайте правило, которое поможет другим детям избежать подобной ситуации. (Ответы детей, формулировка правила: «Переходи дорогу в положенном месте, по «зебре» или по светофору) Слайд 11: Фото-кейс - это фотография, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. На первом этапе знакомим детей с фотографией.Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушаетправила дорожного движения. Какие последствия могут быть? Слайд 12-13: А затем на практике учимся переходить дорогу по нерегулируемому и регулируемому пешеходному переходу. Следующий пример нашего занятия на тему «Я – ответственный водитель ДТС» Слайд 14: Кейс-иллюстрация. Что изображено на картинке? (велосипед, машина, мальчик с раной на ноге). Как вы думаете, что произошло и с кем? (ответы детей). А почему такая травмоопасная ситуация произошла с мальчиком? (ответы) Как нужно было поступить мальчику? (варианты ответов) Сформулируйте правило, которое поможет другим избежать опасной ситуации, в которую попал мальчик. (Кататься на велосипеде по дороге одним детям нельзя! Дорогу переезжать нельзя - нужно перейти пешком с велосипедом через дорогу, кататься на велосипеде, самокате нужно в специально отведенных местах) Слайд 15: Итак, кейс- иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Слайд 16: Занятие на тему: «Я – ответственный водитель ДТС» Цель: сформировать у детей устойчивые знания и базовые навыки безопасного управления ДТС.Задачи:Сформировать представление о велосипедной дорожке, умение её распознать и действовать в соответствии этого знака.Сформировать понимание необходимости средств пассивной защиты, защитной экипировки при управлении ДТС.Углубить знание правил управления ДТС в местах движения пешеходов. Слайд 17: «Кейс - драматизация»дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации разыгрывают ситуацию. Слайд 18: Занятие «Дорожные ловушки» Цель: формирование у дошкольников основ безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде.Задачи:- продолжать учить детей различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов;- продолжать знакомить с элементами дороги;- расширять знания детей о значении дорожных знаков.- формировать желание соблюдать правила дорожного движения самому и научить своих друзей. Остановка – одно из наиболее опасных мест на дороге. Нельзя обходить автобус, трамвай, троллейбус ни спереди, ни сзади. Стоящий автобус выступает преградой для обзора дороги и может скрывать за собой опасность в виде быстродвижущихся машин, автобусов, мотоциклов и т.д. Для того чтобы перейти дорогу, необходимо дойти до ближайшего пешеходного перехода. Если же автобус мешает обзору, необходимо дождаться когда он проедет, а потом уже смело переходить дорогу по пешеходному переходу. Таким образом, правильная организация деятельности с дошкольниками по формированию культуры безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредством использования кейс-технологии – это закрепление уверенности в себе, в том, что он успешно может справиться с любой дорожной ситуацией. Кейс-технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение. Слайд 19: Литература:Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика./ URL: Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7 Шимутина Е.Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе Педагогические технологии и инновации Развивающие педагогические технологии Слайд 20. Спасибо за внимание