"Красная книга.Охрана животных"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Красная книга.Охрана животных"
Автор: Пузырёва Наталья Викторовна
Конспект Тема: «Красная книга .Охрана животных». Задачи: Образовательные: Формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных, познакомить с Красной книгой России, Красной книгой Воронежской области, с редкими животными, занесенными в Красную книгу;Развивающие: способствовать развитию умения характеризовать меры по сохранению природы; развивать чувство ответственности за жизнь на планете; повторить правила поведения в природе;Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе; пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем домеПланируемые результаты: учащиеся научатся определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть животных, занесённых в Красную книгу, формулировать правила друзей природы, делать выводы.Личностные: проявлять ценностное отношение к природному миру, осознавать важность Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов животных. УУД Познавательные: добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедияхРегулятивные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсужденияКоммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать имОборудование:1.Мультимедейный проектор, экран, ноутбук.2. Знаки «Правила поведения в природе». 3. Визуальный ряд: фотографии животныхВид используемых средств ИКТ: Учебная презентация Power Point «Охрана животных»Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальнаяОсновные понятия: Красная книга России, Красная книга Воронежской области, вымершие виды, исчезающие виды, заповедник, заказник, зоопаркОрганизационная структура урока:I. Организационный момент.Здравствуйте, ребята! Звонок прозвенел и напомнил опять,Что время нельзя нам напрасно терять.Кто временем нашим привык дорожить,Тому будет легче победу добыть.II. Актуализация опорных знаний. Ребята, на предыдущих уроках мы изучали темы о животных. Для проверки ваших знаний о животных, я предлагаю выполнить задания на экране: -На какие группы можно разделить всех животных? (слайд 2)(звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся) -Какие животные откладывают яйца? (слайд 3)(птицы, пресмыкающиеся, насекомые)-Кто мечет икру? (слайд 4)(земноводные, рыбы)-Похожи ли детеныши животных млекопитающих на своих родителей? (слайд5) -- Кто и как развивается? Ответь устно, какие слова пропущены. (слайд 6 ) Яйцо - … - взрослая птица. Икринка - … - взрослая лягушка. … - малёк – взрослая рыба. Яйцо – личинка - … - бабочка. III. Постановка учебной задачи.- А теперь давайте переместимся в сказочный лес наполненный звуками природы (слайд 7)Как прекрасен этот мир и как великолепны творения природы. Ими бы только восхищаться, удивляться выдумками природы, если бы не одно тягостное обстоятельство: многим из животных угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Чтобы узнать тему урока, вы должны определить группу животных по их основным признакам и отгадать его представителя (слайд 8)а) 4 ноги, тело покрыто шерстьюКак большая кошка он грациозен и умён.Но не любит разных игрПолосатый, грозный…..(тигр)б) тело покрыто перьями, 2 крылаГордая птица, воды не боитсяОчень пригожа, на двойку похожа,Как зовут, ответь!Это белый….(лебедь)в) тело покрыто чешуёй, плавникиС хвостом, а не зверь,С перьями, а не птица.В воде она живёт,Нет клюва, а клюёт….(рыба)г) живут в воде и на суше, 4 ноги, голая кожаИз малька выходят лапки,Длинноногие ребятки.В луже прыгает квакушкаПучеглазая…..(лягушка)д) 4 ноги, тело покрыто роговыми чешуйкамиЖивёт спокойно, не спешит,На всякий случай носит щит.Под ним, не зная страхаГуляет ….(черепаха)е) 6 ногНад цветком порхает, пляшетВеером узорным машет….(бабочка)(выставляется тема урока – приложение 1) Тема нашего урока «Охрана животных». (слайд 9 ) На этом уроке мы постараемся ответить на волнующие вопросы (вывешиваем на доске – приложение 2):- Какое значение имеют животные в жизни человека и растений?- Почему нужно охранять животных?- Как надо относиться к окружающему миру?IV. Построение проекта выхода из затруднения. Первичное усвоение новых знаний.Вводная беседа - К нам пришло письмо с просьбой о помощи. Прочитаем его. (ученик открывает конверт и зачитывает письмо – приложение 3)«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, им мой не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Я одна уничтожаю за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна. Вся беда в том, что нас становится все меньше».- Кто обратился к нам за помощью? (сова) ( рисунок )- Что вы узнали об этой птице из письма?Ребята давайте позволим Сове остаться у нас на уроке и помогать нам!- Какое значение имеют животные в жизни человека ? (ответы детей) 2. Значение животных в природе и в жизни людей ( слайд 10)Пища (молоко, мясо, яйца, мед)Одежда (шерсть, кожа, замша)Обувь (кожа, замша, валяная шерсть) Лекарства (яд змей, пчелиные продукты) Помощники (собака, лошадь, кошка, верблюд)Предметы домашней обстановки (ковры,подушки)Красота природыПомощь растениям-Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? (высказывания детей) 3. Причины исчезновения животных: ( слайд 11)Вырубка лесов.Уничтожение растений.Загрязнение воды.Охота.Разрушение и загрязнение почв.4. Знакомство с Красной книгой-С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу. - Для чего нужна Красная книга? (слайд 12) (Она нас информирует - какие растения и животные в опасности). - Хотите узнать, откуда к нам пришла Красная книга? В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.Послушайте стихотворение о книге: (учитель читает стих)Охраняется Красною книгойСтолько редких животных и птиц,Чтобы выжил простор многоликийРади света грядущих зарниц.Чтоб пустыни нагрянуть не смелиЧтобы души не стали пусты,Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы!А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не желтой, синей?( Красный цвет- это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения)Красная книга- это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.Составление первого варианта Красной книги потребовалось 14 лет.В нее уже записано 295 видов зверей, 312 видов птиц. Но записать животное или растение в красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока сигнал тревоги о том, чтобы не навредить всему живому. На страницах Красной книги имеется список исчезнувших животных. Это- морская корова, пингвин-дронт, странствующие голуби. (слайды 13-16) К сожалению, этих прекрасных по-своему животных, можно увидеть только на рисунках. 5. Знакомство с животными Красной книги. (слайды 17-23)-Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране и все они занесены в Красную книгу. (Рассказы учащихся о животных сопровождаются слайдами)Жук-красотел (слайд18 ) особенно известен. Он красивого темно-синего цвета с золотисто-зелеными, имеющими обычно красный отлив надкрыльями, длина 24—32 мм. Этот вид очень полезен, так как истребляет вредных гусениц и других лесных вредителей. Активный хищник охотится днем. Один жук может уничтожить за время своей жизни до 900 больших гусениц вредителей. В последние годы численность резко сократилась. Красотел относится к исчезающим видам и занесен в Красную Книгу России.Тигр (слайд 19)- прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча- олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда-то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр- самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Живёт в лесах на востоке нашей страны. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире. Фламинго ( слайд 20) встречаются в Евразии, Африке и Южной Америке .Они населяют мелководные солёные озёра и морские отмели. Эта птица обладает самой длинной шеей и самыми длинными ногами. Оперение у фламинго рыхлое, ярко- розовое. Крылья - короткие и широкие. Изогнутый коленообразный клюв имеет своеобразный цедильный аппарат. С его помощью фламинго отцеживают из ила мелких рачков, моллюсков и водоросли, которыми питаются. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым клювом и ходят 2 года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд. Беркут ( слайд 21) - очень крупная хищная птица. Это очень осторожная птица. Гнездо устраивает на крупных боковых ветвях в верхней части кроны старых сосен или осин на высоте 12-20метров. Гнёзда беркутов представляют массивные многолетние сооружения из сучьев. Кормится беркут крупными птицами (глухарями, журавлями) и млекопитающими (лисицами, енотовидными собаками), но основным его питанием становятся тетерева, утки, зайцы. Причины резкого уменьшения численности беркута различны, но основная - преследование и беспокойство на гнездовьях.Морж ( слайд 22 ) - самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4метров, а масса около двух тонны. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи зверей. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы. Владыка Арктики – белый медведь (слайд 23). Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800грамм, а длина туловища – 30см. подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.- Большое спасибо! Нашей мудрой сове очень понравились рассказы ребят, а вам?6. Физкультминутка. Наша сова так заслушалась, чуть не задремала. Давайте поможем ей взбодриться и проведем физкультминутку.Мы шагаем, мы шагаемРуки выше поднимаемГолову не опускаемДышим ровно, глубоко.Вдруг мы видим: у кустаВыпал птенчик из гнездаТихо птенчика беремИ назад его кладем.Впереди из-за кустаСмотрит хитрая лисаМы лисицу обхитрим На носочках побежим.На полянку мы заходимМного ягод там находим.Земляника так душиста,Что не лень нам наклониться.7. Работа по учебнику.- Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундуки, синицы, галки, лягушки, жабы. А сейчас покажем сове, как мы умеем работать по учебнику. Откройте учебник на стр. 108 и прочитайте текст.- Каких животных удалось спасти? (Бобра, соболя)8. Знакомство с Красной книгой Воронежской области.- Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги. В нашем регионе была создана Красная книга Воронежской области. ( слайд 24-25 )Наша уважаемая Сова покажет вам, какие животные находятся под охраной в нашей области. Выхухоль, Норка европейская, гадюка степная, заяц - беляк, аист черный, Орел степной, орлан - белохвост, ( слайды 26-32 ) - Ребята, как вы думаете, где смогут звери найти защиту и понимание?( в зоопарке , заповеднике, национальных парках) 9. Сообщение о заповедниках Воронежской области. На территории области существуют 172 охраняемые природные территории. Самые крупные из них – Хопёрский и Воронежский заповедник. Воронежский заповедник – это лесной островок в степи, где живёт много лисиц, куниц, горностаев, косуль, оленей. Но особенно славится заповедник бобрами. Первоначально заповедник и создавался для увеличения исчезающей популяции бобров. В данный момент такой угрозы уже не существует.А кто поможет найти ответ СОВЕ -для чего нужны заповедники? ( слайд 34)Что такое заказники? ( слайд 35)Для чего нужны зоопарки? ( слайд 36)10. Знакомство с экологическими правилами.Мудрая сова опасается вас пропускать в лес, она не совсем уверена, что вы знаете правила поведения в природе. По дороге в лес она расставила экологические знаки и просит их разъяснить.Раздаются экологические знаки (приложение 4).-Ребята, сова с радостью приглашает вас в лес, где вы будете настоящими друзьями природы. (слайд 37)А кто забудет эти правила, вы можете их найти в учебнике на стр. 109.V. Закрепление изученного материалаВспомните, о каких животных мы говорили ? Где могут найти защиту животные?Ответьте на вопросы анкеты о правилах поведения на природе (приложение 5)А что мы с вами можем сделать для охраны животных?Берегите и охраняйте природу! Ведь как ты будешь относиться к природе, люди скажут, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.VI. Рефлексия учебной деятельности. -Что нового узнали?- Над чем вы задумались на уроке?- Какое впечатление произвёл на вас наш урок?Чтение стихотворения (слайд 38) Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живется с нами рядом! Бабочку не трогай! Будем помнить мы всегда – Их не так уж много!