Профилактика девиантного поведения
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профилактика девиантного поведения
Автор: Ермилова Неля Вагифовна
Государственное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение «Губернаторская специальная общеобразовательная школа»Методическая разработка «Профилактика девиантного поведения»Выполнил: Воспитатель Ермилова Н.В.Цель: повышение психологической компетентности и коммуникативной грамотности педагогов.Задачи:Расширить границы представления педагогов о вопросах нарушений межличностного общения, отклоняющегося поведения обучающихся;Тренировать личностные, коммуникативные, перцептивные (способность к восприятию и пониманию) качества педагога, его эмоциональную устойчивость, умение прогнозировать ситуацию.Проблемы организации учебно-воспитательного процесса с детьми и подростками, испытывающими временные адаптационные затруднения и сложности в освоении школьных образовательных программ, оказание им психолого-педагогической помощи в преодолении этих затруднений, коррекция негативных межличностных отношений и дискомфортных условий социальной среды, вызывающих отклонения в развитии и поведении детей и подростков, привлекают внимание как специалистов различных отраслей специальной педагогики, так и исследователей новых научных направлений в общей педагогике. Результаты психолого-педагогических исследований разнообразных категорий детей и подростков, имеющих различный уровень отклонений в общем развитии и девиаций в поведении, свидетельствуют о неуклонном росте количества детей со школьной дезадаптацией, входящих в группу риска, что требует более глубокого анализа причин и условий дезадаптационных процессов, поиска наиболее действенных средств предупреждения и преодоления этого явления, разработки теоретических основ содержания коррекционно-реабилитационной работы с детьми и подростками, нуждающимися в особом педагогическом внимании (Горшкова, Овчарова, 2002).Проблему девиантного поведения и его профилактики можно в равной степени назвать как хорошо изученной, так и малоизученной, потому что проблема настолько многоаспектна и изменчива с течением времени, что ее изучение актуально в любом временном промежутке.Современное состояние детстваВ 15 колониях Российской Федерации находятся 21 602 подростка.В Р. Ф. 600 000 детей имеют одного родителя.Каждое 7 преступление в России совершает подросток.5000 преступных группировок в России.57 колоний в России для подростков.Факторы:С каждым годом подростковое население сокращается;Каждый 5 рождается больным или заболевает;Более 1 млн. детей - инвалиды;От 2- 4 млн. детей бродяжничают;Около 2,5 млн. детей негде не обучаются;Число детей- сирот 650 тысяч;40 % детей подвергаются насилию в семье;16 % учащихся испытывают насилие со стороны учителей в школах - физическое;22 % учащихся - психологическое;За последние 10 лет смертность от самоубийств в детском возрасте возросла на 100%;За последние 5 лет детская преступность выросла в 2 раза;За последние 3 года количество детей по поводу наркомании, стоящих на учете больше в 2,8 раза;Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель — учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.Вариативна позиция классного руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во вне учебной — педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.В настоящее время все большую значимость приобретает проблема продвижения каждого ребенка в той или иной деятельности и общем развитии, что является компенсаторно-коррекционной функцией образования. Она связана не с устранением дефектов в физическом или психическом состоянии ребенка, а с коррекцией его среды обитания, сферы общения, включением его в новые отношения, в новой деятельности, новыми средствами. По свидетельству отечественных и зарубежных ученых, число детей с отклонениями в психофизическом развитии и поведении неуклонно возрастает.Большое число педагогических исследований посвящено подросткам с девиантным поведением (работы А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Э.Г. Костяшкина, А.И. Кочетова, С.И. Андреева), а также диагностической и коррекционной работе с ними (это, к примеру, труды А.С. Белкина, А.А. Бодалева, В.А. Краковского, Л.И. Новикова). Однако в педагогической практике работы с подростками девиантного поведения недостаточное внимание уделялось вопросу учета в коррекционной работе всего комплекса предпосылок девиантного поведения – акцентуаций характера, психобиологических, социальных и социально-педагогических предпосылок, отрицательного влияния семьи, влияния нервных нарушений и различных видов неполноценности нервной системы.Социально-отклоняющееся поведение может иметь для общества разные значения. Нередко оно выступает как средство развития системы, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения, т.е. является позитивным в историческом смысле. Негативные же формы социальных отклонений – это социальная патология. К ним относятся преступность, алкоголизм, наркомания, проституция. Эти проявления характеризуются значительным ущербом для конкретной личности и общества в целом. Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведения, принятых в данном обществе. Его можно определить как отдельные поступки, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами.Норма (лат.-установление) – это нечто постоянное существующее и неизменное. Нормальным обычно считается то, с чем соглашается большинство людей. Норма соответствует установленному образцу.Социальная норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации. Социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поведении людей объективных закономерностей функционирования общества.Функциональная норма – индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.Идеальная норма – это некое оптимальное развитие личности оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень формы функциональной.Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно можно отнести к третьей зоне характеров, т.е. астеников, шизоидов, элиптоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. Различают первичную и вторичную девиацию. Первичная девиация – это ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» индивида; стремление к самореализации, которая почему-либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения). Вторичная девиация – это подтверждение того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение. В широком смысле девиантное поведение – это поведение любого человека, сбившегося с пути или отклонившегося от социальной нормы. В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, то есть не являются противоправными. Девиантным будет и поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в обществе на данном уровне социального и культурного развития. Разновидности аморального поведения: алкоголизм, наркомания, токсикомания. Крайне опасными и трагическими проявлениями девиации следует считать также суициды, сексуальные извращения, акцентуации характера, психопатолгии и др. девиации проявляются как на уровне малых групп (семья, микрогруппа в коллективе, коллектив в целом и т.д.), так и в индивидуальном порядке. Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к так называемому делинквентному (буквально преступному) поведению. Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом: девиантное поведение относительно, а делинквентное – абсолютно. То, что для одного человека или группы людей является отклонением, то для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших, - отклонением. Относительность девиантного поведения проявляется в том, что оно имеет отношение только к культурным нормам данной группы. А делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Таким образом, девиантное поведение, различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени общественной опасности, может проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушения норм морали и незначительных правонарушений до тяжких преступлений. Девиантное поведение наблюдается у подростков чаще, чем в других возрастных группах. Причины этого понятны: социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма. Проявляются они в стремлении испытать новые ощущения, любопытстве, недостаточной способности прогнозировать последствия того или иного действия, в повышенном желании независимости. Говоря о специфике подросткового возраста при формировании девиантного поведения нельзя упускать из виду и еще один важный психологический момент, связанный с самоуважением подростков. Желание самоутвердиться в данной группе – частая причина вовлечения подростка в девиантные и делинквентные действия. К основным формам девиантного поведения в современных условиях с достаточной степенью условности можно отнести агрессивность, преступность, аддиктивное поведение, алкоголизм, токсикоманию, наркоманию, суицид, проституцию и половые девиации. В последние тридцать лет девиантное поведение, принимавшее форму невинных забав, переросло в делинквентное. Вообще, жестокость и агрессивность – характерные черты группового делинквентного поведения подростков. Эти же черты проявляются и в жестоком внутригрупповом соперничестве, борьбе за власть в группе, разделе сфер влияния между разными группами подростков. Но кроме этого есть еще и так называемая немотивированная агрессия, направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей. В качестве примера приведем случай, произошедший в Магнитогорске, когда девятилетний мальчик издевался, а потом убил женщину, относящуюся к категории лиц «без определенного места жительства», только за то, что она не дала ему закурить. Аддиктивное поведение. Аддиктивным поведением называют злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, до того, как от них сформировалась физическая зависимость. Для подростков этот термин наиболее адекватен: он указывает на то, что речь идет ни о болезни, а о нарушениях поведения. Лечение в случае адективного поведения может быть направлено на дезонтикацию (очищение организма), если в этом есть необходимость. Главное при аддиктивном поведении – не мидицинские, а воспитательные меры.ФОРМЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯВ своей социально-педагогической работе с девиантными подростками мы используем различные методы (метод – это способ действия или способ достижения какой-либо цели):· методы диагностики личности подростков, семьи, социума;· словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);· методы воспитания (убеждение, внушение, поощрение и наказание, положительный пример);Ведущий метод социально-педагогической реабилитации – это создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта. Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений подростка с взрослыми и сверстниками, и корректировку педагогических позиций учителей, родителей, которая должна способствовать разрешению острых и вялотекущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка.Для совершенствования социально-педагогической деятельности в школе с подростками с отклоняющимся поведением, необходимо проводить работу по следующим направлениям:· усилить контроль за условиями воспитания и поведения подростков;· организовывать поддержку тем, кто испытывает затруднения из-за неблагоприятной обстановке в семье;· организовать помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с проблемами в сфере общения в среде обитания подростков;· предупреждать и присекать всевозможные отклонения в поведении подростков;· координировать отношения подростка с классным коллективом;· во внеурочную воспитательную работу с подростками девиантного поведения предоставлять возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененными другими;· создать условия для упражнения и тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнение общепринятых требований, соблюдение норм межличностных отношений.Необходимо четко представлять, что эффективность социально-педагогической реабилитации достигается только при условии использования всего комплекса реабилитационных мер (медицинских, психологических, профессиональных, социальных).Практическая часть работы воспитателяЦель: Выработка модели конструктивного взаимодействия с проблемным ребенком.Упражнение 1. Тренаж перцептивных умений.Проводится в круге.Цель: научиться не концентрировать, внимание на отрицательных чертах в поведении ребенка.Задание: назовите 10 хороших качеств самого трудного ребенка.Упражнение 2. «Продолжи предложение».В течение 1-2 мин. Написать по 5 предложений в рабочем листе «Проблемный ребенок- это…». Затем прочитать вслух. (Ведущий записывает предложения на листе ватмана).Упражнение 3. «Ассоциации».В течение 1-2 мин. Подумать над тем, какие ассоциации вызывает взросление детей. Какие образы у вас возникают в связи с этим?Не кажется ли вам, что в этих образах есть что-то общее (момент изменения, игра, защита, сопротивление, беззащитность)?Упражнение 4. Тренаж эмоциональной чувствительности к провокациям со стороны ребенка.Цель: выработка умения сохранять эмоциональную дистанцию, не принимать на свой счет, что происходит с ребенком.Упражнение выполняется с мячом. Ведущий резко бросает мяч, одновременно произносит провокационную фразу.Провокационные фразы:- Я скажу родителям, что вы меня ударили;- Оставьте меня в покое;- Вы меня не любите;- Вы не такой, как остальные, вы мне нравитесь;- Как вы меня достали!;- Мне плохо, сделайте что-нибудь!;- Вы мне не нравитесь;- Что вы тут мной командуете?;- Я вас так любил, а вы…;- Вы мне ничего не сможете сделать!Помогающие приемы:Соблюдайте границы ответственности. Старайтесь видеть ситуацию здесь и сейчас. «Я не всесильна, мои возможности ограничены…»Снижение эмоционального накала, эмоциональное дистанцирование. Выдержите паузу 7- 10 сек. Затем произнесите реплику в форме «Я - сообщения» (что я сейчас чувствую, думаю, сделаю).Умейте сказать нет. «Я не принимаю это на свой счет», «Это не про меня», «Я не буду этого делать», «Меня это не оскорбляет», «Я вправе так поступать» и т. д.Рекомендации:Демонстрируйте обучающимся, что вы считаете важным то, что они делают. Чаще разговаривайте с ними об их интересах, школе, спорте, друзьях и т. д. Принимайте всерьез детские чувства, эмоции, идеи. Не унижайте детей такими фразами: «Ты еще мал, чтобы рассуждать об этом…» или «Поймешь когда вырастешь».В отношениях с обучающимися четко определяйте правила общения и устанавливайте границы. Служите хорошим примером для детей. Развивайте в обучающихся терпимость к другим людям, их нравственным ценностям, мировоззрению, религии.Помогайте детям ставить реальные цели, чтобы они могли достигать их. Возлагайте на них посильные обязанности и проверяйте их выполнение, чтобы дети чувствовали меру своей ответственности. Оказывайте обучающимся поддержку в различных ситуациях. Научите детей рационально распределять свое время. Рассказывайте им историю Центра, чтобы они ощущали себя частью коллектива.Обсуждайте возникшие проблемы без обвинений, комментариев в адрес ребенка. Если он узнает о проблеме, но не чувствует давления со стороны взрослых, то с большей вероятностью согласится искать ее решения. Избегайте оскорбительных фраз, унижающих ребенка. Это не усиливает вашу позицию, а демонстрирует бессилие. Любите ваших воспитанников такими, какие они есть. Помните: искренняя любовь к детям решает множество проблем.Педагогический процесс всегда предпочтительнее строить на принципах взаимодействия. В конце концов, поддержки и понимания с нашей стороны ждет даже самый «неисправимый хулиган».ЛитератураГоршкова Е.А., Овчарова Р. В. Реабилитационная педагогика. История и современность. - Архангельск, 2002. – 308 с.Аверин В.А. Писхология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2008.Выготский Л.С. Основные положения плана педагогической исследовательской работы в области трудного детства // Собр. Соч.: В 5 т.- М., 1983. – Т.5.Гилинский Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы// Бюллетень Защиты Прав Ребенка. – СПб., 1994. – с. 7-12.Ковалев В.В. Патология личности и девиантное поведение. – М., 2008.Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: Профилактика антиобщественного поведения. - М.: Просвещение, 1990.Пятунин В.А. Психолого-педагогические особенности девиантного поведения. Факторы формирования девиантного поведения. – Магнитогорск, 2009.Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.9