Педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях стандартизации дошкольного образования
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях стандартизации дошкольного образования
Автор: Гроль Мария Александровна
"Педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях стандартизации дошкольного образования"В современных условиях тема педагогического сопровождения развития ребенка приобретает новое звучание. Стремясь к расширению представлений детей о разных сторонах действительности, формируя элементы грамоты и математики, нельзя забывать о том, что все это должно строиться на жизненно важных базовых ценностях культуры. Именно поэтому ФГОС ставит перед нами задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и в своей работе я определяю педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание психолого-педагогических условий для успешного развития ребенка на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.Духовно-нравственное развитие предусматривается как принятие детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, является важнейшей стороной формирования и развития здоровой личности ребенка. В связи с этим целостная система образования должна включать не только обучающий компонент, но и систему духовно-нравственного просвещения детей и родителей. Моя система педагогического сопровождения на основе духовно-нравственных ценностей включает следующие направления:- формирование потребности в здоровом образе жизни;- формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа, отношение к литературе, средствам массовой информации на основе сотрудничества семьи и ДОУ, сетевого взаимодействия с коллегами, другими специалистами.Для работы с детьми и родителями для решения проблем духовно-нравственного развития используются разные формы, методы и приемы:-познавательные занятия с использованием современного оборудования;- просмотр и обсуждение фильмов;- знакомство с подвигами святых и героев своей Родины-ознакомление с художественной литературой (мировая классика, творчество уральских писателей);- широкое использование фольклора;-проведение экскурсий, видео-экскурсий- этические беседы; творческие мастерские; литературные гостиные;- совместные выставки детско-родительского творчества- проведение русских народных праздников и обрядов, народных игр;- проведение мастер-классов с участием детей и др..Начиная работу с детьми старшего дошкольного возраста, которые только поступили в детский сад, я решила активно использовать русские народные сказки. Я рада, что современные ученые, например, из Российской академии образования: Анна Борисовна Теплова, Виктор Иванович Слободчиков и др., акцентируют внимание современных педагогов и родителей на задаче по возвращению в естественную жизнь ребенка и семьи русских народных сказок. Это истории, в которых есть место не только для забавы, но и для выражения серьезного смысла. Выросла репка такая большая, что дед один не смог выдернуть ее. Позвал бабку - никак, позвал внучку, потом собачку, кошку, но все никак не вытянуть репку. Позвала кошка мышку. Потянули - вытянули. Конечно, все это забавная выдумка, но и у этой истории есть смысл: не хватало только мышкиной силы. Оказалось, что никакая, даже самая малая сила в деле не лишняя, а случается, что ее-то и не хватает, чтобы добиться результата. Работать с таким богатым материалом, как сказки, очень интересно и познавательно как для детей, так и для взрослых, и работа эта строиться на тесном сотрудничестве ДОУ, семьи, библиотеки. Большой интерес и простор для детской и взрослой фантазии - творческие мастерские, которые разнообразны по своей тематике и содержанию: это и оформление художественной галереи по мотивам прочитанных произведений, оформление книжного уголка. Результатом работы стали книжки-самоделки, коллажи. Проведение литературных гостиных позволило нам организовать свободное общение на литературном материале.Аспектом моей работы стала реализация программы "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Как ни парадоксально, но в современной социокультурной ситуации обращение к традициям может стать самой главной инновацией. В процессе работы дети знакомились с бытом русского народа, праздниками и обрядами на Руси, обычаями, русским фольклором. В нашем детском саду проводятся русские народные праздники и обряды, и они помогают детям через песни, пляски, игры, фольклор знакомиться с русской культурой и приобщаться к традициям. В своей работе детский фольклор я использую во всех видах деятельности: в игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах. Фольклор - это образец художественного слова, и это действенный педагогический инструмент, это средство, способное подарить родителям и детям радость общения. Стоит только попробовать включить его в общение. Если мама, например, умывая малыша, приговаривает веселые стишки про водичку, то процесс умывания будет для ребенка не скучной обязанностью, а веселой игрой. Народный фольклор имеет множество потешек, чтобы приготовить ребенка ко сну, успокоить его: Ай, люленьки да люленьки, По горам идет олень. На рогах он дрему носит, В каждый дом ее заносит. В люльку дрему он кладет, Тихо песенку поет:Я считаю, что такая работа по духовно-нравственному развитию даст положительные результаты, пусть они не будут видны мне сейчас, а проявятся лишь спустя годы, но это будут самые важные, самые прекрасные результаты. Я с удовольствием напомню известные многим слова: "Человек - это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук". Поэтому, чтобы души детей приняли высокие принципы, воспитателю нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть построена на тех же самых принципах.