Методическое объединение воспитателей на тему: «Организация предметно-пространственной развивающей среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое объединение воспитателей на тему: «Организация предметно-пространственной развивающей среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО».
Автор: Бусыгина Светлана Анатольевна

Методическое объединение воспитателей на тему:«Организация предметно-пространственной развивающей среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО».Развитие системы дошкольного образования, успешное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения в значительной степени зависит от профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса. Эту готовность и призваны обеспечить методические объединения педагогов ДОУ, стимулирующие профессиональное развитие педагога.В рамках работы методических объединений педагогов рассматриваются вопросы:- разработки приёмов, методов, технологий обучения и развития по которые педагоги считают для себя актуальными;- применения инновационных технологий;- организации работы с одарёнными детьми;- совершенствования форм и методов организации занятий;Цель методического объединения:- Совершенствование качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерства педагогов. Повышение уровня теоретической, практической и психолого - педагогической компетентности всех участников образовательного процесса ДОУ.Основные задачи работы городских методических объединений педагогов ДОУ:- Повысить качество профессиональной деятельности.- Оказать организационно - методическую помощь.- Выявить, обобщить и распространить положительный педагогический опыт.- Помочь профессиональному становлению молодых педагогов.- Внедрить в образовательный процесс современные методические и дидактические материалы, инновационные технологии, системы информационного обеспечения занятий и информационно - библиотечных систем.- Обеспечить методическое сопровождение системы дошкольного образования.Ход мероприятия Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта ДО, который подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.С 01.09.2023 все ДОО реализуют ОП ДОУ в соответствии с ФОП. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Федеральная программа не выдвигает жёстких требований к организации РППС и оставляет за ДОО право самостоятельного проектирования РППС. В соответствии со ФГОС ДО возможны разные варианты создания РППС при условии учёта целей и принципов Программы, возрастной и гендерной специфики для реализации образовательной программы.С учётом возможности реализации образовательной программы ДОО в различных организационных моделях и формах РППС должна соответствовать:- требованиям ФГОС ДО; - материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;- возрастным особенностям детей; - воспитывающему характеру обучения детей в ДОО;- требованиям безопасности и надёжности.РППС рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие детей. РППС ДОУ выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребёнка деятельности.РППС включает организованное пространство (территория ДОУ, групповые комнаты, специализированные, технологические, административные и иные помещения), материалы, оборудование, электронные образовательные ресурсы и средства обучения и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, материалы для организации самостоятельной творческой деятельности детей. РППС создает возможности для учёта особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития.РППС ДОУ создается как единое пространство, все компоненты которого, как в помещении, так и вне его, согласуются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.При проектировании РППС ДОО нужно учитывать:
  • местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природно-климатические условия, в которых находится ДОО;
  • возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание образования;
  • задачи образовательной программы для разных возрастных групп;
  • возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников ДОО, участников сетевого взаимодействия и других участников образовательной деятельности).
  • Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов, которые перечислены на слайде и в раздаточном материале. (Приложение 1)Теоретическим построением ППРС занимались следующие ученые: Петровский Вадим Артурович, Кларина Любовь Матвеевна, Стрелкова Людмила Петровна, Новоселова Светлана Леонидовна (на слайде) Предметно-развивающая среда - это «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). «Развивающая предметно-пространственная среда часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития».Предметно-развивающая среда
  • Предметная – содержит и предлагает ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности.
  • Развивающая - значит обеспечивает возможность каждому ребенку самостоятельно действовать, взаимодействовать с детьми и взрослыми, стимулирует проявление инициативности и творчества, развивает интересы и потенциальные возможности каждого ребенка.
  • Среда- среда, окружающая детей в детском садудолжна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и личностному развитию, а также развивать эстетический вкус.
  • Назначение и цели организации ППРС ДООЦель: Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства; различных образовательных программ; полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых;Задачи:
  • Создать благоприятные условия для творческого саморазвития личности каждого ребенка
  • Способствовать развитию эмоционального благополучия детей с учетом их потребностей и интересов
  • Функции среды
  • 1. Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта
  • 2. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
  • 3. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
  • Развивающая функция среды, согласно ФГОС ДО, является ведущей, и ориентирована на «зону ближайшего развития» ребёнка. Зона ближайшего развития – уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющейся в рамках индивидуальной деятельности – сотрудничество. (по Л.С. Выготскому). Среда должна служить потребностям и интересам ребёнка, обогащать развитие специфических видов деятельности, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать Личностно ориентированная модель взаимодействия с воспитанникамиЦель: содействовать становлению ребенка как личностиДевиз: не рядом, не над, а вместе!Способ общения:Умение стать на позицию ребенка. Принятие трех «П»: понимание, принятие, признание ребенкаТактика: сотрудничество Задачи: предупредить возникновение возможных тупиков личностного развитияОсновной вид деятельности: игра Взгляд на ребенка: полноправный партнер в условиях сотрудничестваРезультат:развитая творческая личностьОсновные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (Диалог с педагогами)1. Принцип активности, самостоятельности, творчества - основной смысл этого принципа состоит в том, что дети и взрослые являются творцами своего предметного окружения в ДОУ.2. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды - в соответствии с этим принципом стабильность, неизменность элементов окружающей среды сохраняется в той мере, в какой это обеспечивает надёжность и защищённость детей от нежелательных воздействий внешнего мира, гарантирует его устойчивость.3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования - Пространство в групповой комнате должно быть организованно так, чтобы дети имели возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, при этом, не мешая друг другу.4. Принцип учёта половых различий детей - знакомя детей с книгами, следует соблюдать своего рода баланс – показывать с лучшей стороны, как мужчин, так и женщин, как девочек, так и мальчиков. 5. Принцип открытости-закрытости. Рассматривается в нескольких аспектах: открытость-закрытость по отношению к природе; открытость культуре; открытость обществу.6. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии взрослых с детьми - этот принцип, в первую очередь, связан с необходимостью установления контакта между педагогом и детьми.7. Принцип эмоциогенности среды - предусматривает такую организацию среды, котораяпобуждает детей взаимодействовать с её различными элементами,повышая функциональную активность ребёнка. 8. Принцип этапности и учёта возрастных особенностей детей - согласно этому принципу, развивающая среда должна отражать те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.Содержательно-насыщенной включать средства обучения(в том числе технические), материалы, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование , которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;- трансформируемой–обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;- полифункциональной–обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих ППРС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;- доступной–обеспечивать свободный доступ воспитанников(в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;- безопасной все элементы ППРС должны соответствовать требованиям пообеспечению надѐжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
  • качестве фактора негативного воздействия выступает игровая продукция – игры, игрушки, игровые информационные ресурсы,
  • Технический регламент устанавливает обязательные требования безопасности продукции по показателям
  • химической,
  • биологической,
  • механической,
  • пожарной,
  • электрической,
  • термической,
  • радиационной безопасности;
  • электрической совместимости,
  • взрывоопасности и т.д.
  • Помимо соответствиям критериев, все элементы должны иметь сертификационные документы: сертификат соответствия и Гигиенический сертификат.Элементы ППРС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:
  • Провоцировать ребёнка на агрессивные действия
  • Вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры
  • Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием
  • Вызывать у ребёнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции
  • Провоцировать ребёнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей
  • Требования к игрушке
  • Игрушка должна содействовать развитию ребенка
  • Игрушка должна расширять кругозор ребенка
  • Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре.
  • Радует содержанием и привлекательной формой.
  • Побуждает к совместным играм.
  • Содержит здоровый юмор, забавное отношение к оригиналам.
  • Должна вызывать эмоциональное отношение и вызывать художественный вкус.
  • Основания выбора и покупки игрушек взрослыми- современные и популярные;- яркие и красивые;- из натуральных материалов;- безопасные в физическом плане;- развивающие;- безопасные в духовно-нравственном планеИгры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории:«сегодня» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми); «вчера» (материал исследуемый, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний);«завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем).Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: учет климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность и национально-культурный компонент;Слайд 38-39 Предметно-пространственная среда и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именноМладший дошкольный возрастДля детей этого возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.Слайд 40 Средний дошкольный возрастПредметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать. Слайд 41 Старший дошкольный возрастВ старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. В группах старших дошкольников необходимы различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольно-печатные игры, а так же материалы, отражающие школьную тему. Слайд 42 – 45 По характеру действий пространство помещения условно можно разделить на три функциональных пространства:1. Сектор «Спокойной» деятельности - для спокойной деятельности детей. (20 %)2. Сектор «Активной» деятельности - для деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных игровых построек и т.п. (50%)3. Сектор «Рабочей» деятельности - для художественно-эстетической и познавательной деятельности и т.п. (30%).Слайд 46-53 Модель развивающей предметной - пространственной среды в группе Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, роботы -магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.Слайд 54 ВыводТаким образом, в развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.Бусыгина Светлана Анатольевна, заместителя заведующего МБ ДОУ №30