"Современные технологии,как инструмент управления качеством воспитания"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Современные технологии,как инструмент управления качеством воспитания"
Автор: Артёмова Татьяна Владимировна
ДокладСовременные технологии, как инструмент управления качеством воспитанияКогда в конце 20 века только разворачивалось то, что впоследствии назвали информационной революцией, никто не осознавал, чем это обернется для человечества. Как всякая революция, информационная – сначала опьяняла неслыханными возможностями, а потом шокировала невиданными потерями. Приобретения и потери настолько тесно сплелись друг с другом, что отказаться от потерь можно, только лишившись приобретений. Зрелые нации стремятся минимизировать потери, нации незрелые закрывают на них глаза.Информационные, информационно – коммуникационные технологии, медиатехнологии – все эти многочисленные понятия характеризуют механизмы, позволившие поставить на новый уровень процессы получения, обработки, хранения и передачи информации. Разумеется, появление и развитие указанных современных технологий на процесс воспитания детей нельзя недооценивать.Несмотря на существование множества электронных средств массовой информации, направленных на детей младенческого возраста, почти ничего не известно о том влиянии, которое они оказывают на малышей. Крупномасштабных национальных исследований, посвященных этой проблеме, практически не проводится.Сегодня, когда в нашей стране говорят об современных информационно-коммуникационных технологиях, чаще всего подразумевают исключительно компьютер, тогда как за рубежом это понятие включает множество элементов: видео, компьютер, мобильные телефоны, игровые приставки и, в первую очередь, телевизор. В настоящее время совершенно невозможно представить нашу жизнь без технологий. Согласитесь, что многим из нас очень тяжело приходится в моменты отсутствия интернета, телефона и вообще каких-либо гаджетов рядом. Мы общаемся, работаем, да и просто живем, постоянно держа под рукой то или иное устройство. Ведь еще каких-то десять лет назад технологии в нашем обществе были не так популярны. Учитывая то, что даже взрослые, детство которых прошло в отсутствии технологий, сейчас не могут обойтись без оных. Современные же дети привыкли жить среди информации и их жизнь тесно сплетена с технологиями.Исследования проблемы влияния современных технологий на воспитание и образование детей, а также на их здоровье на национальном уровне велись в нескольких университетах США. В частности, они показали, что 40 % младенцев смотрят телевизор с трехмесячного возраста; 90 % регулярно смотрят телевизор, видео. 29 % родителей разрешают своим детям смотреть телефильмы; основной целью этого они называют учебную. В целом, позиция Ассоциации американских педиатров сводится к тому, что использование информационных технологий (главным образом телевизора и компьютера) детьми до 2 лет необходимо запретить. Отдельные ученые считают, что запрет должен распространяться на детей младше 3 лет.Компьютерные технологии получили распространение в России в тот период, когда почти прекратились серьезные научные разработки в области педагогики, требующие основательной опытно-экспериментальной базы. Тогда же была разрушена система научно-технической информации, обеспечивавшая мониторинг зарубежных исследований в области медицины, педагогики, психологии и проч. Отчасти, поэтому не велись исследования, изучающие влияние новых технологий на детей. Если же такие исследования проводились, то в индивидуальном порядке и без широкой публикации. Вместе с тем зарубежные исследователи (педиатрические ассоциации, общества психологов, объединения родителей Австралии, Канады, США и Франции) сделали очень многое в этом направлении. Так, признавая роль компьютера в воспитании и в образовании ребенка, зарубежные специалисты отводят ему в этом процессе отнюдь не главное место.Необходимо констатировать, что зарубежные педагоги и медики значительно лучше успели исследовать проблему взаимодействия детей младшего возраста с электронными средствами массовой информации и начали вырабатывать систему мер предосторожности, тогда как российские системы здравоохранения и образования пока мало осознают опасность происходящего. А ведь дети младшего возраста сегодня – наиболее быстро растущий сегмент пользователей Интернета.Рассматривая проблему современных технологий в жизни детей, мы не касались случаев, когда компьютер является жизненно важным ключом к существованию и развитию ребенка: например, это касается слепоглухих детей, для которых компьютер выполняет функцию почти единственной связи с внешним миром в буквальном смысле, а также случаев, когда малыш лишен других возможностей познавать мир и контактировать с окружающими.Международные исследования проблемы использования медиатехнологий в семьях показали, что образовательные программы способствуют приобретению детьми знаний. Более того, многие полагают, что телевидение и компьютер, подключенный к Интернету, могут обеспечить детям младшего возраста широкое знакомство с жизненными ситуациями и возможностями.Дети могут использовать компьютер и другие технологии для ознакомления с окружающим миром, приобретения социального опыта.Действительно, современное образовательное пространство формируется на наших глазах и практически не может обойтись без компьютерных технологий. Разнообразные обучающие ресурсы и информация, доступные в Интернете, явно в состоянии расширить знания детей.Компьютерные игры общеобразовательного содержания могут быть особенно полезны для детей, имеющих проблемы с обучением.Педагоги, которые внедряют компьютер в детских садах нашей страны, отмечают, что компьютер вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. Компьютер уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением компьютера вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца. Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы.Тем не менее, основным общественным институтом, где ребенок начинает свое знакомство с компьютером и телевидением, является семья.В большинстве развитых стран концентрация медиасредств на одну семью чрезвычайно высока. Так, исследование австралийских ученых показало, что большинство семей с детьми в возрасте от 8 до 17 лет имеют дома три или больше телевизоров и три или более мобильных телефонов. Почти каждая семья имеет дома компьютер. Необходимо отметить, что при существующих определенных положительных аспектах использования современных технологий для повышения качества воспитательного и образовательного процесса, следует помнить и о негативных последствиях влияния как на физическое, так и на психическое здоровье ребенка.Что касается психического здоровья, в первую очередь сюда относится отставание в развитии речи. Когда ребенок не ведёт живых диалогов, не происходит общения «Вопрос - ответ». Для своевременного развития, речь должна быть включена в его ежедневные действия. Важно сказать так же и о речи внутренней, ребенок воображает, переживает в первую очередь в своей голове. А такой внешний фактор как телевизор отстраняет от надобности вести внутренний диалог. Ребенок становится отстраненным, ему не интересно заниматься общим делом, вести какую – либо коллективную работу, он становится неспособным к самоуглублению, что может способствовать развитию такого заболевания как дефицит концентрации внимания. Оно особенно остро появляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Ребенок начинает с трудом воспринимать информацию на слух, не может удержать предыдущую фразу и связать в единое представление. Речь, которую он слышит не вызывает никаких образов, впечатлений, поэтому ему становится скучно и неинтересно читать. Фантазия резко снижается, вместе с творческой активностью. Дети начинают лениться, теряют желание чем-либо заниматься. Сюжетно -ролевые игры даются с большим трудом, а придумать игру самому становится невыполнимой задачей. Нет желания прилагать усилия для сочинения собственной сказки, собственного воображаемого мира, поэтому им скучно рисовать, лепить, конструировать.Когда ребенок чаще сидит один дома перед экраном, в повседневной жизни у него возникают трудности в общении со сверстниками. Он не понимает их увлечений и интересов, поэтому со временем сам теряет желание находить себе новых друзей. Ведь куда легче нажать на кнопку, что бы получить новую порцию развлечений.У детей, подверженных влиянию современных технологий, особенно если это жестокие мультфильмы или игры, появляется агрессивность. Жестокость становится абсолютно обычным делом, стирается ощущение общественных или моральных рамок. При этом дети не отдают отчета в собственных действиях и не представляют возможных последствий. Договариваться он не умеет и не хочет, легче обидеть собеседника и нечего ему не объяснять.В дошкольном возрасте происходит становление внутреннего мира, формируется личность. В возрасте до 7 лет происходит зарождение фундаментальных способностей человека. Если упустить момент, фундамент поменять уже нельзя. Многие родители не отдают отчета, что это один из самых ответственных периодов взросления любого человека, который и будет определять дальнейшее развитие ребенка. Полноценное же развитие может быть достигнуто только путем постоянного и непрерывного общения с близкими людьми. Нельзя заложить моральные ценности при помощи телевизора или компьютера. Все последствия негативного влияния чрезмерного увлечения использованием современных информационно-коммуникационных технологий становятся явными уже в более взрослом возрасте. Медиаобразование – новое направление, продвигаемое общественными медицинскими организациями и представителями медиасферы, предполагает проведение лекций, посвященных телевидению и рекламы (как работает телевидение, как композиция кадра влияет на сюжет программы и т. д.). Основная цель – помочь детям понять законы телевидения и компьютерных видеопрграмм.Родители должны участвовать в выборе программ, которые смотрят дети. Хорошо, если родители сами участвуют в этих просмотрах, а также договорятся с детьми об ограничении ежедневных телевизионных просмотров. Родители должны привлекать детей к чтению 1-2 часа в день, физическим упражнениям и творческим играм.Профессионалы-медики должны вести работу с взрослыми, отвечающими за детей, просвещая их в отношении негативного влияния информационных технологий на детскую психику и развитие ребенка, выступать против размещения сексуальных изображений в СМИ, а также рекламы табака и алкоголя. Таким образом, использование современных технологий для повышения качества воспитания и образования современного человека должно быть рационально согласовано с использованием классических, проверенных временем воспитательных и образовательных технологий. В использовании современных технологий необходимо искать золотую середину, и осознавать, что они призваны быть помощником в воспитании ребенка, а не выполнять функции воспитания и обучения целиком и полностью. Кроме того, крайне важно комментировать увиденное и помогать ребенку правильно осмыслить происходящее на экране.