"Словесные игры для младших дошкольников"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Словесные игры для младших дошкольников"
Автор: Михайленко Олеся Геннадьевна

Картотека игр по речевому развитию в средней группе.Дай определение словамЦель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышленияХод игры: я начну, а ты закончи:Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгаяПраздник (какой?) – веселый, долгожданный Дай действия словамЦель: активизация словаря, развитие связной речи, вниманияХод игры: я начну говорить, а ты закончи:Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует…НаоборотЦель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу словаХод игры: я начну, а вы продолжите:Веселый праздник – грустныйБольшой подарок – маленькийСветлое небо – …Чистое платье – …Хорошее настроение – …Теплая погода - …Где Петрушка?Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный ПетрушкаХод игры: воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван.Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле.Четвертый лишнийЦель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательнуюХод игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:- тарелка, стакан, корова, чашка- чашка, стакан, тарелка, кружкаДраматизация сказки «Человек и животные»Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:- Дай нам работу- А что вы умеете делать?Лошадь сказала: «Я буду возить грузы»Овца сказала: «Я буду давать шерсть»Собака – охранять домКурицы – нести яйцаПетушок – рано утром всех будить.Отгадай предмет по названиям его частейЦель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.Ход игры:- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)- голова, туловище, лапы, крылья (птица)Кто у кого?Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом (А)Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышамиХод игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»Узнай по описаниюЦель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описаниюМатериал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем видеХод игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его.Усложнение:дети объясняют свой выборроль водящего выполняет ребенокУгадай звукподнимите правую руку, если услышите в словах звук [c]:слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук [c].Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.Цапля важная носатая,Целый день стоит, как статуяПес тоскует на цепиА попробуй, отцепи;В небе коршун кружитсяТретий час подрядНо ему, разбойникуНе украсть цыплят.Отгадай-каЦель: упражнять детей в составлении описательных рассказовразвивать умение внимательно слушать товарищаХод игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.В: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета:Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит. Каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?Используй каждое мгновениеДети, наверно, не раз рассматривали в книгах иллюстрации и рассказывали, что на них изображено. Сейчас на рассматривание незнакомой картинки дается не больше полминуты, причем, за это время картинка два раза прикрывается, ненадолго тушится свет и т.д. И все же нужно подробно рассказать, что на ней изображено, запомнив, даже незначительные детали. Для этого необходимо полностью мобилизовать свое внимание и действительно суметь использовать каждое мгновение. Победителем считается тот, кто успел заметить больше других.Что изменилось?Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?Усложнение:Описать предмет, которого не сталорассказать о месте, где он стоялна какой звук начиналось название этого предметв названии, каких еще предметов есть этот звук? Измени предложениеЦель: учить согласовывать существительные, прилагательные и глаголыХод: послушай первое предложение и закончи аналогично второеЛена поливает цветы, Лена и Коля …Что у вас?Материал: на каждом столе 1 картинкаХод игры: воспитатель спрашивает: «Что у вас на картинке?»Дети отвечают:- У нас флаг- У нас флаги- У нас дом- У нас домаОдин и многоМатериал: картинки по числу детей с изображением 1 или нескольких предметовХод игры: воспитатель раздает картинки. Просит назвать предметы, нарисованные на картинках. Дети отвечают:- У меня окно- У меня окнаЗатем составляют пары картинок по принципу: один – много.Ласковые словаЦель: активизация ласкательных существительныхХод игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:Санки – саночкиГора – горочкаЗима – зимушкаШуба – шубкаШапка – шапочкаСнег – снежокЧто из чего сделано?Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числеХод игры: Стакан из стекла – стеклянныйНож из железа – железныйЧашка из фарфора – фарфороваяВаза из хрусталя – хрустальнаяЛожка из дерева - …Сковорода из чугуна - …МагазинПрактическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом (А)Ход игры: на игровом поле расположены 3-4 куклы, 3-4 мишки и т.д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:- У меня мяч, а в магазине мячиЯ начну, а ты закончиЦель: активизировать в речи предлога (У)Ход игры:Красивое платье у кого?У ЗиныСиний флажок у кого?У СашиКто как кричитЦель: образование глаголов от звукоподражательных слов.Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.Ход игры:Вспомните, как подает голос поросенокХрю – хрюЧто он делает?ХрюкаетКак подает голос котенок?Мяукает?Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»Угадай дерево по листуМатериал: карточки с листьями знакомых деревьевХод игры: воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Дает образец ответа:- Этот лист березы- Этот лист кленаКто с кем?Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детенышиХод игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на поляну?» (лиса с лисенком, зайчиха с зайчонком)Где мишка искала свой мяч?Цель: привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов.Ход игры: воспитатель спрашивает, дети отвечаютЧто делает мишка? (спит)Где спит мишка? (на кровати)Что сейчас делает мишка? (встал)Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит)Где он сидит? (на кровати)Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом…)