Интеграция речевого развития детей старшего дошкольного возраста в художественно- продуктивной деятельности
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интеграция речевого развития детей старшего дошкольного возраста в художественно- продуктивной деятельности
Автор: Абрамова Татьяна Валерьевна
Интеграция речевого развития детей старшего дошкольного возраста в художественно - продуктивной деятельности. Абрамова Татьяна Валерьевна, воспитатель ДО «Алёнушка» ФМАОУ «СШ №1 им. М. Аверина г. Валдай»В современном образовательном процессе важным аспектом является интеграция различных видов деятельности, что позволяет дошкольникам не только развивать навыки в художественно - эстетической деятельности, но и расширять свои речевые возможности, обогащая свой внутренний мир.Одним из ярких примеров такой интеграции является сочетание изобразительного творчества и речевого развития. Изобразительное творчество – это возможность выразить детям через лепку, рисование и аппликацию свои чувства и эмоции, а речевая активность сопутствующая такой деятельности способна развивать речевые навыки. Речь, как важный инструмент общения, формируется в процессе активной деятельности. Приведу примеры постепенного речевого сопровождения у старших дошкольников. Когда дети занимаются творчеством, они учатся сначала определяться с тематикой, рассказывают о своих задумках, обсуждая цвета, формы и материалы, они учатся правильно называть предметы и явления. Дошкольники учатся планировать, проговаривать свою подготовку к работе, называют материалы необходимые для какой- либо художественной деятельности, а потом самостоятельно готовят их. В ходе творческой деятельности приветствуется проговаривание детьми этапов своей работы, рассказывая о том, что они рисуют или лепят дети развивают умения строить предложения, правильно использовать глагольный словарь. В процессе изобразительной деятельности ребёнок обогащает свой словарь новыми словами и терминами. Он может попросить поддержки или помощи у педагога или сверстника, рассказать воспитателю о том, что он сейчас делает, выслушать советы. По окончании художественной деятельности очень важно продемострировать работы детей, развивая их умение описывать, рассказывать о том, что у них получилось, а что - нет, а сверстников делится своим мнением. Дети обсуждают свои работы, высказывают мнение о работах сверстников, активно развивается монологическая речь. Старшие дошкольники должны научиться принимать критику. Это поможет им правильно воспринимать оценки учителя в начальной школе,Совместная деятельность по созданию коллективных творческих работ способствует развитию коммуникативных компетентностей ребёнка. В ходе такой деятельности развивается диалогическая речь, общение со сверстниками и педагогом. Одним из интересных видов коллективного творчества я считаю создание коллажей. Именно, создавая коллаж , каждый ребёнок, может проявить не только свои художественные творческие способности, но и речевые, рассказывая о своей частичке коллажа, а я пропечатываю его слова или даже маленькие рассказики прямо на большом листе коллажа или на цветных стикерах ( Тематика таких работ: «Зимние и летние виды спорта», « Наши любимые игрушки», « Наши мальчики и девочки», «Пришла весна», «Дикие животные нашего края» и т.д). Родители оценивают на выставке не только художественные возможности своего ребёнка, но и его речевое развитие, а дети получают от такой работы не только эмоциональное и эстетическое удовлетворение, но и осознание своей значимости в коллективной работе группы.Интеграция речевого развития в художественно- продуктивной деятельности – это эффективный способ формирования у детей старшего дошкольного возраста не только художественных навыков, но и речевых умений. Такая деятельность способствует всестороннему развитию личности каждого ребёнка, формированию его креативности, коммуникативных навыков. Важно помнить. Что каждый ребёнок уникален, и задача воспитателя – создать условия для раскрытия его потенциала через разнообразные виды деятельности.