"Контрольно-оценочная деятельность в практике работы учителя русского языка
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Контрольно-оценочная деятельность в практике работы учителя русского языка
Автор: Караваева Олеся Александровна
«Контрольно – оценочная деятельность в практике работы учителя русского языка и литературы» В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы остаются сложнейшими педагогическими проблемами. Учебный процесс это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня учащиеся и их родители ждут от учителя прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг, последователен и справедлив. Неслучайно сегодня эпиграфом я выбрала слова Е.Ильина: "В оценке зачастую мало педагогики и много власти". Задача каждого педагога строить образовательный процесс таким образом, чтобы в его оценке власти было мало, а педагогики много. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. В целях регулирования контрольно-оценочной деятельности педагогических работников, осуществления единых подходов при организации проверки и оценки учебных достижений учащихся необходимо опираться на «Нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку и литературе». Прежде всего, уточним понятия: "Оценка" и "Отметка" , т.к. от понимания сути того или иного термина зависит, что каждый из нас вкладывает в его понимание. В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы. Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами. Оценка - это мнение о ценности, уровне или качестве чего - либо; Отметка - это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика. Согласно нормативному документу: Оценка - развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося. Оценить - значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения. Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося. Отметка - это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах. Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний. Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер. Обычно учителями используются следующие формы оценки: -многочисленные "малые формы оценки" в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя; - краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письменных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном дневнике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика; - отметки, с помощью которых по пятибалльной системе оцениваются успеваемость и определенные аспекты поведения; - общие характеристики, включающие оценку учебных и трудовых успехов, которые пишутся в конце учебного года, при получении аттестата зрелости или для профессиональных заведений и т. п. Сюда прибавляются оценочные высказывания учителя при посещении родителей, на родительских собраниях Смысл комментирования отметок заключается, во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой. Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней. Контроль - процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами; ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ? Вид контроля Цель Сроки проведения Как провести? Что должно проверяться? Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический (промежуточный) и итоговый. Текущий контроль - подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета. Периодический контроль - проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени. Итоговый контроль - производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ ЕЩЕ? что должно проверяться кто должен опрашиваться какой ожидается эффект от проведения проверки какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки. Остановимся подробнее на вопросе: Что оценивать во время проведения поурочного контроля 1.Уровень учебных достижений учащихся по отдельным элементам темы: распознавание, воспроизведение учебного материала, владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях 2. полноту осознанность системность прочность мобильность знаний степень познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задач 3. процесс учебной деятельности учащихся познавательные и общеучебные умения использование рациональных способов выполнения заданий проявление интереса к учению стремление к достижению поставленной цели индивидуальные и личностные качества предыдущие достижения и тематического контроля учебные достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем). Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. Методы контроля - это способы, с помощью которых можно получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля. ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ: - определение качества усвоения учащимися учебного материала - уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой, - обнаружение достижений и успехов учащихся, - указание путей совершенствования, углубления знаний, умений, - создание условий для включения школьников в активную деятельность, - обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле, - воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы. Функции контроля: Оценки и отметки - важный метод стимулирования активности учащихся, однако не единственный и далеко не в каждом случае самый подходящий. Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует, а не тормозит развитие школьников. Выставление оценок по предметам способствует развитию ученика: - если он понял, что от него требуют; - если он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений; - если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия. Если эти условия выполнены, то ставить отметку можно. Для повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное. К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе относятся: - великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания; - перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку): - оценка по настроению; - отсутствие твердых критериев (преподаватель ставит высокие отметки за слабые ответы, и наоборот); - центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок., например, не ставить единиц, двоек и пятерок); - неустойчивость системы (преподаватель то долго не спрашивает, то весь урок опрашивает); - близость оценки той, которую ставят коллеги (например, по большинству предметов ученик не отличается успехами, в такой ситуации трудно выставлять высокие отметки по своему предмету); - ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно); - перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету; - завышение и занижение отметок и др. Выставляя оценку, хочется, чтобы главное - это не мнение коллег, администрации, диагностика мониторинговых исследований. Думайте: что я оцениваю? Все ли я сделал для того, чтобы ребенок был удовлетворен полученными знаниями, отметкой, какой бы она не была. Что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной деятельности или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит его равнодушным, вызовет отрицательную реакцию к изучению предмета, посещению уроков. ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ 1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой "Требования к знаниям и умением учащихся". Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками. 2. Алгоритм организации проверки - Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки. 3. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ. 4. При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен. Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом. 5. Оценки выставляются за: - устные ответы при индивидуальной проверке, " за выполнение практической работы, " при фронтальной устной проверке за совокупность ответов, " за исправления, дополнения ответов другими учащимися, " за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала. 6. Что проверять? " Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет. " Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения. " При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания 7. Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная оценка. 8. Оценка обязательно комментируется. При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание 9. Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная оценка. 10. При анализе ответа учитель определяет: " все ли изложил ученик, " сколько ошибок было, какие это были ошибки, " какие были сделаны неточности, " правильно ли понят учебный материал, " знает ли ученик определение понятий, " умеет ли объяснять связи и зависимости, " дословно пересказывает материал или переосмыслил его, " умеет ли выделять главное, " оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий, " логично, последовательно излагать материал. " насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал, " нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках. " умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им 11. Выставление отметок в дневник - обязанность учителя. 12. Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму 13. Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются. 14. Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал. 15. Проверка имеет обучающее значение - обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле 16. Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ 17. Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала. 18. Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым "Инструкцией о правилах формирования культуры устной и письменной речи" объёмом работы. 19. Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке. 20. Не забывайте о стимулирующей функции 5-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят. 21. Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе. 22. Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необъективным отметкам за четверть, год. 23. При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей "обратной связи". 24. Ваши ученики "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше. 25. Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками. 26. Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ. 27. Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки. 28. Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Они могут даже привести отвечающих в замешательство. 29. Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса. П А М Я Т К Апо стимулирующему оцениванию знаний учащихся Нельзя выставлять отрицательную оценку: 1. По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах. 2. Всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета. 3. Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель. 4. В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам. 5. На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам. 6. В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам. 7. На следующий урок после отсутствия учащегося в классе. 8. Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем. 9. Если у учащегося стоит "незакрытая" неудовлетворительная оценка по данному предмету. 10. При организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам. Выставляя ребенку отметку, не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным. Сегодня, наверное, именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.