"Интегрированное занятие по дисциплине Русский язык"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Интегрированное занятие по дисциплине Русский язык"
Автор: Французова Алина Андреевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 48 имени Героя России Дмитрия Сергеевича Кожемякина          МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА интегрированного занятиядля преподавателей По дисциплине: «Русский язык»              Составител: учитель русского языка и литературы Французова Алина Андреевна Содержание Методическое пояснениеВ соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом в области русского языка после изучения темы студент должен:Цели занятия:Тип занятия: интегрированное занятиеМесто проведения занятия: кабинет русского языкаКоличество часов: 2 часа (90 минут)Оснащенность занятия:Методы обучения:Методические приемы:Методы  контроля:Хронологическая карта занятияРезультаты освоения материала после изучения темы:Этапы планирования занятияЛитератураОтветы                        Методическое пояснение Данная методическая разработка предназначена для подготовки к практическому занятию преподавателей дисциплин «Русский язык» по календарно-тематическому плану на  тему «Текстовый редактор Microsoft Word. Создание и оформление рефератов» выделено:Практика – 90 минут.Значение темы:Изучение данной темы в курсе «Информатика» связано с тем, что требования работодателей к современному специалисту, а также Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов, одной из форм которой является написание реферата.Написание реферата позволяет закрепить приобретаемые студентами умения поиска необходимой информации, быстрого ориентирования в современной классификации источников. Оно инициирует стремление к повышению скорости чтения, выработке адекватного понимания прочитанного, выделение главного и его фиксации – составлению конспекта. Работа над рефератом не только углубляет и расширяет уровень подготовки студентов, но прививает им вкус, навыки научного исследования и самостоятельного письменного изложения теоретических вопросов и обобщения реальных фактов.Реферат является одной из форм рубежной или итоговой аттестации. Студенты  с первого курса знакомятся с этим видом учебной работы. Поэтому требования к реферату нужно обучающимся знать и обязательно применять их на практике.Основная  цель  занятия – ознакомление студентов с общими рекомендациями по разработке, написанию и оформлению рефератов в соответствии с  требованиями к  выполнению научно-исследовательских работ и государственных стандартов ГОСТ 2.105-95.Изучение данной темы в курсе Русский язык и Литература проводится в рамках изучения раздела «Функциональные стили речи. Научный стиль». Приобретенные знания помогут студентам верно формулировать цели, задачи, актуальность своей научной работы, правильно определять объект и предмет исследования. Практические навыки в оформлении рефератов будут полезны в последующем выполнении курсовых и дипломных работ.Кроме того, освоение нового материала способствует формированию в студентах широкого спектра умений и навыков поиска и обработки информации.Методическая разработка может быть полезна как начинающим преподавателям, так и преподавателям с опытом работы, которые в своей педагогической деятельности применяют активные методы обучения в преподавании дисциплин «Информатика» и «Русский язык».            В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом в области информатики и русского языка после изучения темы студент должен: Иметь представление: -       о возможностях текстового редактора MS Word при написании реферата;-       о способах  редактирования и форматирования документов;-       об основных требованиях, предъявляемых к оформлению и структуре реферата. Знать: -       основные правила написания и оформления реферата с использованием текстового редактора MS Word;-       элементы реферата, последовательность их расположения  в работе.-       структурные компоненты введения (предмет, объект, актуальность…)-       лексические особенности. Уметь: -       владеть основными приемами редактирования и форматирования документов;-       использовать возможности текстового редактора MS Word при  оформлении реферата в соответствии с требованиями;-       применять поученные знания и умения на практике;-       осуществлять подбор необходимой литературы, использовать разного вида источники;-       правильно оформлять список литературы согласно гос.стандартам;-       научно обосновывать актуальность исследования;      Цели занятия: 1.     Образовательные: научить обучающихся грамотному оформлению рефератов, проверить уровень усвоения учебного материала по темам «Обработка текстовой информации», «Функциональные стили речи. Научный стиль», разработать проект на тему «История развития компьютерной техники».2.      Воспитательные: развитие познавательного интереса обучающихся, повышение их  мотивации к предметам;  формирование умения оценивать свою деятельность, формирование чёткости и организованности в работе.3.     Развивающие: – развитие памяти, логического мышления; – развитие навыков практической деятельности. – развитие компьютерной грамотности, внимания, формирование профессионального самоопределения, объективной самооценки, развитие навыков самостоятельной работы.Тип занятия: интегрированное занятиеМесто проведения занятия: кабинет информатикиКоличество часов: 2 часа (90 минут)Оснащенность занятия:Наглядные пособия: презентации «Создание и оформление рефератов», «Структурные элементы реферата».Раздаточный материал:  Методические  рекомендации   для  разработки и  оформления  рефератов с использованием текстового редактора MS Word, учебное пособие Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч.  Ч2.»
  • Оборудование: персональные компьютеры, мультимедиа.
  • Программное обеспечение: текстовый процессор MS Word, MS Power Point, локальная сеть.
  •  Методы обучения: 1.             Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) -преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и по мере возможности запоминают ее.2.             Практический – совершенствование, углубление и применение теоретических знаний, умений по практике, стимулирование познавательной деятельности;3.             Репродуктивный - воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям преподавателя/ Методические приемы: 1.     Рассказ2.     Демонстрация слайдов3.     Инструктаж4.     Работа с методическими рекомендациями. Методы  контроля: 1.     Практический – определяется  способность студентов к применению своих теоретических знаний в практической работе на компьютере.         Хронологическая карта занятия 1.     Организационный момент…………………………………………...5 мин.2.     Мотивация учебной деятельности...………………………………...5 мин.3.     Изучение нового материала………………..………………..……...20 мин.4.     Инструктаж к выполнению практической работы………………..10 мин.5.     Выполнение практической работы под руководством преподавателей….……………………..………………………........35 мин.6.     Закрепление новых знаний……….....………………………….…....5 мин.7.     Подведение итогов занятия. Рефлексия………..…………….…......5 мин.8.     Домашнее задание……………………………………………..……..5 мин.Итого:  90 минут               Результаты освоения материала после изучения темы: Освоение материала по дисциплине «Информатика» по изучению темы предполагает достижение студентами следующих результатов:личностных:       чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;       осознание своего места в информационном обществе;       готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;       умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;       умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;       умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;       умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;       готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций; метапредметных:       умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;       использование  различных  видов  познавательной  деятельности  для  решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;       использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;       использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;       умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;       умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;       умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий; предметных:       сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;       владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;       использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;       владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;  Освоение материала по дисциплине «Русский язык» по изучению темы предполагает достижение студентами следующих результатов:·                     личностных:-    воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет  иотражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;-    понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;-    осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;-    формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;-  способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;-  готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;-  способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность  речевого самосовершенствования; ·                     метапредметных:-  владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;-  владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном  уровне;-  применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;-  овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;-  готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;-  умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; ·                     предметных:-  сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;-  сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;-  владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;-  владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;-  владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;-  сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;-  сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;-  способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;-  владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;-  сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.                    Этапы планирования занятия    Литература 1.                 Информатика для медицинских колледжей : учебное пособие / М.Г. Гилярова. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 526 с.2.                 Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч2./ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 360 с.3.                 Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru4.                 Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.gramma.ru                            Приложение 1         Тест по теме: «Текстовый редактор Microsoft Word» Вопрос №: 1 Основными функциями текстового редактора являются…а)            Автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлахб)            Создание, редактирование, сохранение и печать текстовв)            Управление ресурсами ПК и процессами, использующими эти ресурсы при создании текстаг)            Копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста Вопрос №: 2 При нажатии на кнопку с изображением дискеты на панели инструментов происходит…а)            Сохранение документаб)            Запись документа на дискетув)            Считывание информации с дискетыг)            Печать документа Вопрос №: 3 Каким способом можно сменить шрифт в некотором фрагменте текстового редактора Word?а)            Сменить шрифт с помощью панели инструментовб)            Вызвать команду "сменить шрифт"в)            Пометить нужный фрагмент; вызвать команду "сменить шрифт"; вызвать команду "вставить"г)            Пометить нужный фрагмент; сменить шрифт с помощью панели инструментов Вопрос №: 4 При нажатии на кнопку с изображением ножниц на панели инструментов…а)            Вставляется вырезанный ранее текстб)            Происходит разрыв страницыв)            Удаляется выделенный текстг)            Появляется схема документа Вопрос №: 5 Lexicon, Writer, Word, Блокнот  этоа)            Графические редакторыб)            Электронные таблицыв)            Текстовые редакторыг)            СУБД Вопрос №: 6 Текстовый редактор  и электронные таблицы -  это…а)            Прикладное программное обеспечениеб)            Сервисные программыв)            Системное программное обеспечениег)            Инструментальные программные средства Вопрос №: 7 Каким способом можно копировать фрагмент текста в текстовом редакторе Word?а)            Пометить нужный фрагмент; вызвать команду "копировать";б)            Пометить нужный фрагмент; вызвать команду "копировать"; встать в нужное место;  вызвать команду "вставить";в)            Пометить нужный фрагмент; вызвать команду "копировать со вставкой"г)            Пометить нужный фрагмент; вызвать команду "копировать"; вызвать команду "вставить" Вопрос №: 8 Текстовый редактор может быть использован для…а)            Совершения вычислительных операцийб)            Рисованияв)            Написания сочиненияг)            Сочинения музыкального произведения Вопрос №: 9 Курсор – это…а)            Отметка на экране дисплея, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры символб)            Наименьший элемент изображения на экранев)            Клавиша на клавиатурег)            Устройство ввода текстовой информации  Вопрос №: 10 Текст, повторяющийся вверху или внизу страницы в текстовом редакторе Word, называется…а)            Стильб)            Шаблонв)            Логотипг)            Колонтитул