"Интегрированное занятие по дисциплине Русский язык"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Интегрированное занятие по дисциплине Русский язык"
Автор: Французова Алина Андреевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 48 имени Героя России Дмитрия Сергеевича Кожемякина МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА интегрированного занятиядля преподавателей По дисциплине: «Русский язык» Составител: учитель русского языка и литературы Французова Алина Андреевна Содержание Методическое пояснениеВ соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом в области русского языка после изучения темы студент должен:Цели занятия:Тип занятия: интегрированное занятиеМесто проведения занятия: кабинет русского языкаКоличество часов: 2 часа (90 минут)Оснащенность занятия:Методы обучения:Методические приемы:Методы контроля:Хронологическая карта занятияРезультаты освоения материала после изучения темы:Этапы планирования занятияЛитератураОтветы Методическое пояснение Данная методическая разработка предназначена для подготовки к практическому занятию преподавателей дисциплин «Русский язык» по календарно-тематическому плану на тему «Текстовый редактор Microsoft Word. Создание и оформление рефератов» выделено:Практика – 90 минут.Значение темы:Изучение данной темы в курсе «Информатика» связано с тем, что требования работодателей к современному специалисту, а также Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов, одной из форм которой является написание реферата.Написание реферата позволяет закрепить приобретаемые студентами умения поиска необходимой информации, быстрого ориентирования в современной классификации источников. Оно инициирует стремление к повышению скорости чтения, выработке адекватного понимания прочитанного, выделение главного и его фиксации – составлению конспекта. Работа над рефератом не только углубляет и расширяет уровень подготовки студентов, но прививает им вкус, навыки научного исследования и самостоятельного письменного изложения теоретических вопросов и обобщения реальных фактов.Реферат является одной из форм рубежной или итоговой аттестации. Студенты с первого курса знакомятся с этим видом учебной работы. Поэтому требования к реферату нужно обучающимся знать и обязательно применять их на практике.Основная цель занятия – ознакомление студентов с общими рекомендациями по разработке, написанию и оформлению рефератов в соответствии с требованиями к выполнению научно-исследовательских работ и государственных стандартов ГОСТ 2.105-95.Изучение данной темы в курсе Русский язык и Литература проводится в рамках изучения раздела «Функциональные стили речи. Научный стиль». Приобретенные знания помогут студентам верно формулировать цели, задачи, актуальность своей научной работы, правильно определять объект и предмет исследования. Практические навыки в оформлении рефератов будут полезны в последующем выполнении курсовых и дипломных работ.Кроме того, освоение нового материала способствует формированию в студентах широкого спектра умений и навыков поиска и обработки информации.Методическая разработка может быть полезна как начинающим преподавателям, так и преподавателям с опытом работы, которые в своей педагогической деятельности применяют активные методы обучения в преподавании дисциплин «Информатика» и «Русский язык». В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом в области информатики и русского языка после изучения темы студент должен: Иметь представление: - о возможностях текстового редактора MS Word при написании реферата;- о способах редактирования и форматирования документов;- об основных требованиях, предъявляемых к оформлению и структуре реферата. Знать: - основные правила написания и оформления реферата с использованием текстового редактора MS Word;- элементы реферата, последовательность их расположения в работе.- структурные компоненты введения (предмет, объект, актуальность…)- лексические особенности. Уметь: - владеть основными приемами редактирования и форматирования документов;- использовать возможности текстового редактора MS Word при оформлении реферата в соответствии с требованиями;- применять поученные знания и умения на практике;- осуществлять подбор необходимой литературы, использовать разного вида источники;- правильно оформлять список литературы согласно гос.стандартам;- научно обосновывать актуальность исследования; Цели занятия: 1. Образовательные:– научить обучающихся грамотному оформлению рефератов, проверить уровень усвоения учебного материала по темам «Обработка текстовой информации», «Функциональные стили речи. Научный стиль», разработать проект на тему «История развития компьютерной техники».2. Воспитательные:– развитие познавательного интереса обучающихся, повышение их мотивации к предметам; – формирование умения оценивать свою деятельность, формирование чёткости и организованности в работе.3. Развивающие: – развитие памяти, логического мышления; – развитие навыков практической деятельности. – развитие компьютерной грамотности, внимания, формирование профессионального самоопределения, объективной самооценки, развитие навыков самостоятельной работы.Тип занятия: интегрированное занятиеМесто проведения занятия: кабинет информатикиКоличество часов: 2 часа (90 минут)Оснащенность занятия:Наглядные пособия: презентации «Создание и оформление рефератов», «Структурные элементы реферата».Раздаточный материал: Методические рекомендации для разработки и оформления рефератов с использованием текстового редактора MS Word, учебное пособие Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч2.»Оборудование: персональные компьютеры, мультимедиа.Программное обеспечение: текстовый процессор MS Word, MS Power Point, локальная сеть. Методы обучения: 1. Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) -преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и по мере возможности запоминают ее.2. Практический – совершенствование, углубление и применение теоретических знаний, умений по практике, стимулирование познавательной деятельности;3. Репродуктивный - воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям преподавателя/ Методические приемы: 1. Рассказ2. Демонстрация слайдов3. Инструктаж4. Работа с методическими рекомендациями. Методы контроля: 1. Практический – определяется способность студентов к применению своих теоретических знаний в практической работе на компьютере. Хронологическая карта занятия 1. Организационный момент…………………………………………...5 мин.2. Мотивация учебной деятельности...………………………………...5 мин.3. Изучение нового материала………………..………………..……...20 мин.4. Инструктаж к выполнению практической работы………………..10 мин.5. Выполнение практической работы под руководством преподавателей….……………………..………………………........35 мин.6. Закрепление новых знаний……….....………………………….…....5 мин.7. Подведение итогов занятия. Рефлексия………..…………….…......5 мин.8. Домашнее задание……………………………………………..……..5 мин.Итого: 90 минут Результаты освоения материала после изучения темы: Освоение материала по дисциплине «Информатика» по изучению темы предполагает достижение студентами следующих результатов:личностных: • чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий; • осознание своего места в информационном обществе; • готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; • умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации; • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций; • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов; • умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту; • готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций; метапредметных: • умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации; • использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; • использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов; • использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет; • умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах; • умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий; предметных: • сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире; • владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы; • использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки; • владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере; Освоение материала по дисциплине «Русский язык» по изучению темы предполагает достижение студентами следующих результатов:· личностных:- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет иотражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; · метапредметных:- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;- владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;- применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; · предметных:- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. Этапы планирования занятия Литература 1. Информатика для медицинских колледжей : учебное пособие / М.Г. Гилярова. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 526 с.2. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч2./ Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 360 с.3. Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru4. Электронный ресурс «Русский язык». Форма доступа: www.gramma.ru Приложение 1 Тест по теме: «Текстовый редактор Microsoft Word» Вопрос №: 1 Основными функциями текстового редактора являются…а) Автоматическая обработка информации, представленной в текстовых файлахб) Создание, редактирование, сохранение и печать текстовв) Управление ресурсами ПК и процессами, использующими эти ресурсы при создании текстаг) Копирование, перемещение, уничтожение и сортировка фрагментов текста Вопрос №: 2 При нажатии на кнопку с изображением дискеты на панели инструментов происходит…а) Сохранение документаб) Запись документа на дискетув) Считывание информации с дискетыг) Печать документа Вопрос №: 3 Каким способом можно сменить шрифт в некотором фрагменте текстового редактора Word?а) Сменить шрифт с помощью панели инструментовб) Вызвать команду "сменить шрифт"в) Пометить нужный фрагмент; вызвать команду "сменить шрифт"; вызвать команду "вставить"г) Пометить нужный фрагмент; сменить шрифт с помощью панели инструментов Вопрос №: 4 При нажатии на кнопку с изображением ножниц на панели инструментов…а) Вставляется вырезанный ранее текстб) Происходит разрыв страницыв) Удаляется выделенный текстг) Появляется схема документа Вопрос №: 5 Lexicon, Writer, Word, Блокнот – это…а) Графические редакторыб) Электронные таблицыв) Текстовые редакторыг) СУБД Вопрос №: 6 Текстовый редактор и электронные таблицы - это…а) Прикладное программное обеспечениеб) Сервисные программыв) Системное программное обеспечениег) Инструментальные программные средства Вопрос №: 7 Каким способом можно копировать фрагмент текста в текстовом редакторе Word?а) Пометить нужный фрагмент; вызвать команду "копировать";б) Пометить нужный фрагмент; вызвать команду "копировать"; встать в нужное место; вызвать команду "вставить";в) Пометить нужный фрагмент; вызвать команду "копировать со вставкой"г) Пометить нужный фрагмент; вызвать команду "копировать"; вызвать команду "вставить" Вопрос №: 8 Текстовый редактор может быть использован для…а) Совершения вычислительных операцийб) Рисованияв) Написания сочиненияг) Сочинения музыкального произведения Вопрос №: 9 Курсор – это…а) Отметка на экране дисплея, указывающая позицию, в которой будет отображен вводимый с клавиатуры символб) Наименьший элемент изображения на экранев) Клавиша на клавиатурег) Устройство ввода текстовой информации Вопрос №: 10 Текст, повторяющийся вверху или внизу страницы в текстовом редакторе Word, называется…а) Стильб) Шаблонв) Логотипг) Колонтитул