" Речевая готовность будущих первоклассников"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Речевая готовность будущих первоклассников"
Автор: Волкова Ольга Николаевна
Памятка для родителей« Речевая готовность будущих первоклассников»Что должен знать и уметь ребенок (подготовительной группы), идущий в первый класс школы?7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:свое имя, фамилию и отчество;свой возраст и дату рождения;фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;имена других членов семьи и кем они ему приходятся;свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);страну, в которой живет, и ее столицу;основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;основные цвета и их оттенки;части тела человека;предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);профессии, виды спорта;виды наземного, водного, воздушного транспорта;известные русские народные сказки;великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)Будущий первоклассник должен уметь:четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;выделять определенный звук в слове интонацией;определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);произносить слова по слогам с хлопками или притопами;называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;знать разницу между гласными и согласными звуками;называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);отвечать на вопросы и уметь их задавать;составлять рассказ по картинке;последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;сказать несколько предложений о заданном предмете;составлять предложение из 3-5 предложенных слов;различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;отгадывать загадки.Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.