Организация театральной деятельности в старшем дошкольном возрасте


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация театральной деятельности в старшем дошкольном возрасте
Автор: Удалова Марина Устиновна, Иванова Екатерина Павловна

Организация театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Цели: Расширить рамки традиционногорационального мировосприятия.Создать благоприятную творческую среду для развития фантазии,совершенствования речевой культуры.Задачи:развивать способность воспринимать чувства и переживания литературных и сказочных персонажей.совершенствовать память,внимание,коммуникативные навыки.Освоение приемов интонационной и образной выразительности речи.Дошкольник, на этапе завершения дошкольного образования, должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.Театрализованная деятельность - это обобщенное понятие, включающее в себя различные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослыми или самостоятельно детьми.Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка труднопереоценить, поскольку театральное искусство занимает особоеположение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.Цель: развивать интонационную выразительность речи. Развивать способность воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески произвести его в сценках, театральных действиях.Задачи. - Формировать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности; создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;учить навыкам общения и коллективному творчеству;- Продолжить знакомить детей с различными видами театра.Совершенствовать артистические навыки детей, их исполнительские умения; приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.- Развивать связную диалогическую, монологическую речь; развивать умение равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;- Воспитывать интерес к творчеству, театру, театрализованным постановкам;нравственно-этические качества;  Актуальность.Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.Театр в жизни ребенка - это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества нужны для хорошей игры на сцене.Театрализованная деятельность в детском саду – это прекраснаявозможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитаниетворческой направленности личности.Занятия театральной деятельностью с детьми не только развиваютпсихические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.С первых дней занятий дети должны знать, что основой театрального творчества является «действие», что слова «актер», «акт», «активность» произошли от латинского слова «асио» - «действие», а слово «драма»на древнегреческом языке означает «совершающее действие», то есть актер должен действовать на сцене, что-то делать.Важное значение, в возникновении у детей игры особого рода –театрализованнойимеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику).Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст здесь используются более свободно, чем в театрализованной игре. Обе игры (сюжетно-ролевая и театрализованная)развивается параллельно. Эти игры могут существовать как самостоятельная деятельность детей и относятся к разряду творческих игр. В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий театрализованнаяигра и игра -драматизация. Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольниковцелесообразно начинать с накопления ими эмоционально- чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.Театрализованная игра может быть использована в любых видах деятельности детей, на любых занятиях.Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы (костюмеры, режиссёры, художники и т. д.).Важное значение, в возникновении у детей театрализованнойигрыимеет сюжетно-ролевая игра. Особенностьв том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику).Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст здесь используются более свободно, чем в театрализованной игре. Обе игры (сюжетно-ролевая и театрализованная)развивается параллельно. Эти игры могут существовать как самостоятельная деятельность детей и относятся к разряду творческих игр. В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий театрализованнаяигра и игра -драматизация.Приобщение детей к театральномуискусству начинается с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребёнку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьмив самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений.Театральнаядеятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театральнойдеятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральнойдеятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.Детство ребенка проходит в мире ролевых игр, помогающих ребенку освоить правила и законы взрослых. Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, что, поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театрустановится не только ярким воспоминанием ребенка, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами.Литература1. Письмо Министерства обороны РФ от 18.06.2008, приказ 28-02-484/16 «О направлении требования к содержанию и оформлению образовательной программы дополнительного образования детей»2. Положение о кружковой работе от 12.09.2017 ФГК ДОУ №1453. Алябьева Р. А. «Тематические дни и недели в детском саду» М. :20134. Алянский Ю. В. «Азбука театра» М. :20125. Мигунова Е. В. «Театральная педагогика в детском саду» Творческий центр «Сфера» М. :20126. Поляк Л. «Театр сказок» С. Пет. «Детство-пресс» 20127. Распопов Е. Г. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 20148. Совушкина А. Г. «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика)» М.: АРКТИ 20139. Чусовская А. Н. «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М. :201310. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» М. :2013