проект " Чудо - мнемотехника". Познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: проект " Чудо - мнемотехника". Познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники.
Автор: Солдатенко Елена Александровна

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Воспитатель: Солдатенко Елена Александровна Содержание
  • Основания для разработки проекта ……………………………………….
  • Вид проекта…………………………………………………….................
  • Цель проекта……………………………………………………………….
  • Задачи проекта ……………………………………………………………
  • Срок реализации проекта …………………………………………………
  • Участники проекта …………………………………………..…………..
  • Образовательная область……………………………………………………
  • Актуальность темы………………………………………………………….
  • Гипотеза………………………………………….…………………………..
  • Содержание проекта.……………………………………………………..
  • Ресурсное обеспечение………………………………………………………
  • Предполагаемые результаты …………………………….………………...
  • Теоретическое обоснование проекта ……………………………….……..
  • 14.Механизм реализации педагогического проекта………………….………15. Риски реализации проекта………………………………………………….16.Эффективность реализации проекта.……………………………………17. Список литературы. Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет. Электронные учебники. Базы цифровых образовательных ресурсов с использованием сети Интернет. …………………………………………………Приложения……………………………………………………………………….1.Основания для разработки проекта
  • Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1
  • (ред. От 21.12.2009)
  • Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии
  • Разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики, психологии
  • 2.Вид проекта
  • По доминирующей в проекте деятельности: исследовательско-творческий.
  • По числу участников: групповой.
  • По времени проведения: продолжительный.
  • 3.Цель проекта
  • Повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники.
  • 2. Сформировать навыки и умения поведения, выработать отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между мальчиками и девочками.
  • 4.Задачи:
  • Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.
  • Развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
  • Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Привлечь родителей к активному участию в проекте по речевому развитию детей.
  • Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
  • 5.Сроки реализации проектаСентябрь 2024г. – май 2025г.Программа реализации педагогического проекта предполагает поэтапное выполнение работы:I этап - поисково-теоретический (сентябрь-октябрь 2024г.)1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования речи у дошкольников.2. Определить критерии и уровни развития речи детей дошкольного возраста3.Изучение методических разработок по использованию метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста4.Посещение семинаров – практикумов по проблеме.II этап - опытно-экспериментальный (ноябрь2024-апрель 2025г.)1.Составление перспективных планов работы по развитию речи средствами мнемотехники.2.Разработка серии конспектов в соответствии с лексическими темами.3.Проведение родительского собрания по теме проекта. Организация консультаций родителей воспитанников по выполнению заданий в тетрадях.III этап - заключительно-обобщающий(май 2025г.) Анализ коррекционно-педагогической работы за текущий период. Оформление результатов проекта.6.Участники проектаДети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.7.Образовательная областьРечевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. 8.Актуальность темы
  • Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;
  • Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
  • Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
  • Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
  • Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
  • 9. В ходе проектной деятельности была сформулирована гипотеза: Активное использование мнемотехники на занятиях заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными; а также будет способствовать развитию мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.10.Содержание проектаМнемокарточки, мнемоцепочки, мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация. На занятиях применяются как дидактический материал, который позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными образовательными задачами. 11. Ресурсное обеспечение12.Предполагаемые результаты13. Теоретическое обоснование проекта В век развития компьютерных технологий, перед обществом встает одна из самых больших проблем - проблема "живого" общения. Люди разучились говорить о своих чувствах, переживаниях, разучились договариваться и т.д., так как не могут сформулировать свои мысли и передать их в словах. «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели» - говорил когда-то известный философ Аристотель. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Развитие речи и формирование навыков общения - одна из главных задач детского сада.Связная речь выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. З.И. Истомина в своем исследовании, посвящённом изучению влияния словесного образца и наглядного материала на развитие речи детей-дошкольников, приходит к заключению, что словесный образец оказывает решающее влияние на формирование связных форм речи и на изживание в ней ситуативных моментов. Вместе с тем она указывает, что опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности. Следовательно, при формировании связной речи больше нужно использовать речевые образцы.Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П.Коротковой, В.И.Логиновой, Н.М.Крыловой, В.В.Гербовой, Г.М. Ляминой; методы и приемы обучения дошкольников связной речи - Е.А.Смирновой и О.С.Ушаковой.Однако эти приемы оказываются недостаточно эффективными (предлагаемые методы и приемы развития связной речи более ориентированы на представления фактического материала для детских рассказов, интеллектуальные процессы, значимые для построения текста, в них менее отражены), а в ряде случаев и неприемлемыми для обучения детей с системным недоразвитием речи.Во – первых, усваивая речь по аналогии с заданным образцом, т. е. эмпирически, без знания элементарных правил ее построения, дети оказываются несостоятельными в осуществлении контроля за правильностью ее организации. Такой метод, существующий в практике обучения детей с нарушениями речевой деятельности, не соответствует современному требованию к методике, основанному на том, что успешное формирование прочных умений и навыков предполагает определенную опору не только на практическое овладение образцом, заданным педагогом, но и опору на представления о структурно-семантических закономерностях построения связного сообщения.Во – вторых, в психологии и логопедии неоднократно отмечалось, что у детей, имеющих нарушения моторной стороны речи, всегда в какой-то степени выявляются и нарушения ее рецепторной стороны, касающиеся процессов восприятия. Детям с нарушениями речевого развития свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического восприятия, слухового внимания и памяти, которая обеспечивает процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Поэтому работа над разделом «Формирование связной речи у дошкольников» по мнению автора имеет особую сложность и актуальность. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Практика показывает, что в качестве эффективного средства можно использовать наглядные мнемотехнические методы. Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Образные средства, точнее, модельные представления, являются центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981,Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков). Через всю проектную деятельность красной нитью проходит решение проблемы использования мнемотехнических приемов, помогающих ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте.Моделируя и отлаживая технологию работы по развитию связной речи детей с ОНР посредством использования приемов мнемотехники опирались на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта: Сохин "Развитие речи детей дошкольного возраста", Е. И.Тихееваазвитие речи детей"; О.Ушакова"Развитие речи детей"; Т.В. Большева «Учимся по сказке», Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; статьи журнала "Дошкольное воспитание": В. Гербова"Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок" , N 8, 1998 г.; Т. Гризик"Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи" , N 6, 2000 г; О. Ушакова, Л. Щадрина"Развивайте речь дошкольника" , N 2, 1997 г.; В. Гербова"Занятия по развитию речи" , N 12, 1999 г. Методологической и теоретической основой проекта являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.А. Венгер, Я.С. Выготский, В.И.Яшина, О.С.Ушакова и др.), лингвистическое учение о языке как знаковой системе (Р.Г .Авоян, Р.А. Будагов, Б.В.Головин, В.Гумбольдт, Н.И. Жинкин, А.А. Потебня, и др.), теории об особенностях психического развития старших дошкольников (Д.Б. Эльконин, А.М. Леушина, Л.С. Выготский, О.М. Дъяченко, А.В.Запорожец, Л.А .Венгер, В.С.Мухина, Н.Н. Поддъяков).Недостаточный уровень развития связной речи у дошкольников является препятствием для успешного обучения в школе. Количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. Патология снижает успеваемость в школе и зачастую является причиной школьной дезадаптации. Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем запомнить то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного, слухового, артикуляторного и кинетического) запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем-либо, что мы уже знаем и помним. Большинство ассоциативных привязок с чем-то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И, тем не менее то, что прочно ассоциируется, - запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Ребенок не может запомнить то, что не наблюдал, а запоминать и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка необходимо построить на интересе.14. Механизм реализации педагогического проекта 15.Риски реализации проекта:
  • Низкая мотивация детей,
  • Отказ родителей от сотрудничества,
  • Сезонные заболевания.
  • 16.Эффективность реализации проекта.Цель этапа - изучение уровня владения навыками последовательного, логичного и связного повествования. Используется «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» (В.П. Глухов, 1996).
  • Показатель связности речи - использование языковых средств связи;
  • показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности;
  • логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая законам построения правильного суждения.
  • Таблица №1Связность речи оценивается в баллах в соответствии с таблицей №1.Уровни речевого развития:I уровень: низкий - от 0 до 2.4 баллов;II уровень: ниже среднего – от 2.5 до4.8 баллов;III уровень: средний - от 4.9 до 7.2 баллов;IV уровень: выше среднего - от 7.3 до 9.6 баллов;V уровень: высокий - от 9.7 до 12 баллов.17.Список литературы
  • ФГОС
  • Перспективное планирование по программе Васильевой изд. – «учитель», 2011г.
  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
  • 5.Широких Т. Д. Учим стихи развиваем память./Ребенок в детском саду. 2004 №2 стр. 59 6. Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.7. Бардышева Т.Ю., МоносоваЕ.Н.Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.8. Бардышева Т.Ю., МоносоваЕ.Н.Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.9. Бардышева Т.Ю., МоносоваЕ.Н.Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.10.     Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001г.11.      Белоусова Л. Веселые встречи. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003г.12. Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.13. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.14. Житникова Л. Угадай, как нас зовут. – М. «Просвещение», 1985г.15.Малетина Н. С., Пономарёва Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.16. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115. 17.Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10. С. 16-21. 18. Ушакова О. Развитие речи и творчества дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003г.19. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.20. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.Приложения
  • Перспективный календарно-тематический план занятий по развитию речи у детей 4-5 лет.
  • Перспективный календарно-тематический план занятий по развитию речи у детей 5-6 лет.
  • Обучение с увлечением (фото и видео хроника)
  • Конспекты занятий с использованием элементов мнемотехники.
  • Буклет для родителей
  • Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов
  • Схема «однокоренные слова»