"Салат "Оливье"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Салат "Оливье"
Автор: Исупова Наталья Станиславовна
Мастер – класс по СБО в рамках ГМО для учителей технологии.«Готовим салат «Оливье»Инструктор по труду: Исупова Наталья СтаниславовнаТема: «Салат «Оливье»Форма проведения: мастер – класс.Методы и приёмы: словесный, практический: рассказ, показ, объяснение, разъяснение, практическая работа.Цель: формирование навыков самостоятельного приготовления пищи: подготовка к самостоятельной жизни и самообслуживанию.Задачи: познакомить детей с рецептурой блюда и основным алгоритмом его приготовления.Закрепить навыки сервировки стола.Развивать творческие способности и инициативную деятельность.Воспитывать такие качества, как: взаимопомощь, взаимоподдержка, чувство коллективизма.Материалы и оборудование: Презентация «Оливье», набор продуктов, необходимых по рецептуре приготовления салата «Оливье»: колбаса, варёные яйца – 4 шт., варёная морковь средних размеров – 2-3 шт., варёный картофель – 5 шт., зелёный консервированный горошек 1 банка (400 г), консервированные огурцы – 3-4 шт., репчатый лук – 2 шт. средних размеров, майонез -200 г для заправки салата, зелень укропа и петрушки (произвольно), соль, чёрный молотый перец по вкусу, хлеб белый, нарезной -1 упаковка.Фартуки и косынки – 6 шт., разделочные доски – 3штук, ножи - 5 штук, салатник объёмом 2 литра, одноразовые скатерть, бумажные полотенца, контейнер для пищевых отходов – объёмом 6 литров, посуда для подачи салата: порционные тарелки, вилки – 6 шт., бумажные салфетки – 1 упаковка.Важно! При возникновении экстренной ситуации (неосторожное обращение с режущими предметами) необходимо иметь в шаговой доступности перекись водорода, ватные диски или бинт, йод и раствор бриллиантовой зелени.Количество порций: 6-7Время приготовления; 40 -45 минутКалорийность блюда: 100г - 90.5 ккалСтруктура занятия:1 Подготовительный этап.Педагог информирует детей о целях и задачах данного мероприятия, через краткий опрос.Информационный блок: Рассказ воспитателя об истории возникновения блюда. Вместе с детьми проводит сравнительный анализ двух рецептов: старинного и современного: делается вывод о пригодности современного адаптированного рецепта.2 Основной этап: Приготовление салата. Перед процессом приготовления воспитатель организует детей на выполнение необходимых санитарных правил: мытьё рук и облачение в спецодежду. Проводит краткий инструктаж «Обращение с режущими предметами» Педагог сам демонстрирует весь процесс приготовления, организует детей на активную помощь, путём вовлечения в совместную деятельность.3 Заключительный этап. Сервировка стола. Подача блюда к столу, Воспитатель показывает способ подачи салата с помощью кулинарного кольца. Дегустация. Подведение итогов. Краткий опрос участников занятия:Понравилось ли вам участвовать в подобном мероприятии?Салат получился вкусным?Что ещё хотели бы приготовить?Ход мастер - класса: Вступительное слово педагога (обращение к зрителям)- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию предоставляется открытый мастер – класс по приготовлению салата «Оливье» по классическому рецепту из цикла занятий по СБО для детей старшей возрастной группы детского дома города Орска. На этом занятии я научу детей готовить салат «Оливье», закреплю навыки сервировки стола, буду воспитывать такие качества: как взаимоподдержка, взаимопомощь чувство коллективизма, потому что ничто так не сближает и дисциплинирует, как совместный, коллективный труд.Хочется отметить одну важную деталь моего кулинарного мероприятия: всё что здесь сейчас будет происходить является полной неожиданностью для детей – сюрпризом.А теперь мне осталось пригласить главных действующих лиц и исполнителей нашего кулинарного шоу, которые уже сгорают от любопытства… – Ребята, ответьте мне на вопрос: «Как вы думаете: для чего мы с вами собрались?» (Ответы детей). – Как называется холодное блюдо из нескольких продуктов, заправленное майонезом? (Салат.)– Чем ещё заправляют салат? (Растительным маслом.)– Какие салаты вы уже умеете готовить? (Ответы детей.)– Какие продукты можно использовать для приготовления салатов? (Выслушиваются ответы.)– Какие овощи проходят тепловую обработку? (Картофель, морковь, свёкла.)– В какой последовательности салат подают за обедом? (Перед первым блюдом.)– В какой посуде подают салат? (В салатнике.)(Презентация «ОВОЩИ»)История создания салата "Оливье"Рецепт этой восхитительной закуски был придуман во второй половине 19-го столетия Люсьеном Оливье - известным французским поваром. Он обосновался в Москве и в 1860 г. на Трубной площади открыл первоклассную ресторацию под названием "Эрмитаж". Считается, что именно Люсьен придумал великолепную закуску, ставшую настоящим произведением искусства. Ее вкус поражал своей изысканностью, гармоничностью и поэтому пришелся по душе всем посетителям ресторана "Эрмитаж". Впоследствии многие повара старалась повторить рецепт старинного салата "Оливье". Но они, не зная всех секретных компонентов, а главное - способа приготовления бесподобного белого соуса с горчицей, терпели поражение. Отведать замечательный салат "Оливье", настоящий французский, можно было только в знаменитой ресторации Люсьена.Как готовил салат сам Люсьен Оливье?Французский повар ревностно хранил в тайне рецепт приготовления своего коронного блюда. Первоначально Оливье подавал его следующим образом. Проваренные филе куропаток и рябчиков перекладывались пластами желе, сделанного из бульона, и помещались по центру блюда. Вокруг выкладывались вареные раковые шейки и кусочки языка. Вся эта "красота" поливалась пикантным, слегка островатым соусом (майонезом собственного изготовления). Украшала блюдо композиция из отварного картофеля, перепелиных яиц и корнишонов. Однажды повар заметил, что посетители ресторана перемешивали ложкой все ингредиенты, ломая оригинальную "конструкцию", а затем с аппетитом кушали полученную массу. Так рецепт старинного салата "Оливье" преобразился. Люсьен стал подавать блюдо, заранее смешивая все компоненты и щедро сдабривая их провансальским соусом.Существует огромное количество вариаций этого блюда. Современный салат "Оливье" называют иначе "Русским". Модифицированный под настоящие российские реалии, салат утратил свою изысканность и стал весьма распространенной закуской, вкус которой знаком каждому с детства. Мясо куропаток и рябчиков было заменено недорогой вареной колбасой. Раковые шейки, телячий язык, черная икра и вовсе были исключены из рецепта. Вместо них стали добавлять отварную морковь и консервированный горошек.Для начала необходимо поставить отвариваться картофель, морковь, яйца. Также в подсоленной воде варим до готовности куриную грудку. Тем временем подготовим остальные продукты. Огурец нарезаем средним кубиком, а лук шинкуем мелко. Зелень хорошо промываем и измельчаем. Перекладываем все с общую емкость. Туда же добавляем зеленый горошек. Отваренные овощи и яйца очищаем, и измельчаем средним кубиком. Колбасу вареную мы также нарезаем небольшими кусочками и добавляем в салат. Все ингредиенты смешать, заправить сметанно – майонезным соусом, добавить зелень, посолить, поперчить, охладить и подать к столу.Итак, приступаем к процессу готовки. Каждому из вас необходимо выполнить следующие действия, а именно нарезать все продукты средним кубиком. Исключение составляет лук и зелень: их нужно измельчить, Немного зелени оставим для украшения. Порезанные продукты складываем в «салатники» (Педагог на своё усмотрение поручает детям нарезать определённый продукт). Перед подачей на стол проводит пробную дегустацию, с целью выявления недочётов, если таковые имеются (недостаток соли или перца). Практическая работа.Небольшой инструктаж пред работой.При работе с ножом не ставьте близко пальцы к лезвию.Если в процессе работы вам необходимо отвлечься, отложите нож в строну - не передвигайтесь с ним по помещению.По мере загрязнения рук сполосните их, обсушите бумажным полотенцем. Использованную бумагу бросьте в контейнер для отходов, которые находятся вблизи ваших рабочих столов.Приготовив салат педагог показывает как оформить блюдо . Салат украшают листочками петрушки и укропа. Сервировку стола дети выполняют самостоятельно: скатерть, приборы, салфетки, напитки, хлеб.- Подводим итоги и зовём гостей для оценки нашего кулинарного шедевра. Спасибо вам за работу! Зрителям за внимание! Приятного аппетита!