Конспект логопедического занятия по лексико-грамматическим категориям. Тема «Перелётные птицы»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект логопедического занятия по лексико-грамматическим категориям. Тема «Перелётные птицы»
Автор: Федорова Светлана Викторовна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА»ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕКонспект логопедического занятия по лексико-грамматическим категориям. Тема «Перелётные птицы»Подготовила: Федорова С.В.учитель-логопедЦель: закрепить понятие «Перелётные птицы»; активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» существительными, прилагательными и глаголами; учить образовывать сложные прилагательные способом сложения основ по образцу; учить образовывать существительные с помощью суффиксов –ат,-ят; развивать умение делить слова на слоги; выделять первый и последний звук в слове; составлять описательный рассказ о птице по образцу логопеда; воспитывать любовь к перелетным птицам.Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц; цветные карандаши; картинки с изображением перелетных птиц; фишки; мяч. Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок; разучивание пальчиковой гимнастики; чтение художественной литературы; беседа о перелётных птицах.Ход занятия.Педагог Доброе утро! Птицы запели.Добрые люди, вставайте с постели!Прячется вся темнота по углам,Солнце встает и идет по делам.Дети стоят в кругу. Педагог предлагает детям сказать друг другу «Доброе утро!»П. Как нужно говорить эту фразу? (Радостно, улыбаясь, весело.) Почему?Желательно, чтобы все дети сказали эту фразу.П.Догадайтесь, о ком мы сегодня будем говорить? (запись щебетания птиц)Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах. 1.Пальчиковая гимнастика.Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).С юга птицы прилетели.Прилетела скворушка-Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).Жаворонок, соловейТоропились, кто скорей?Цапля, лебедь, утка , стриж,Аист, ласточка и чиж.Все собрались, прилетели, (Машут ладошками).Песнь веселую запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).2. Беседа о перелётных птицах.П: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края, а весной возвращаются).-Почему они улетают в теплые края? (Эти птицы питаются насекомыми, осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают, они боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)-Почему они возвращаются в наши края? ( Природа просыпается от зимы)3. Игра «Что лишнее»Цель: Дети должны определить что в ряду лишнее и объяснить почему.Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).Жаворонок, воробей, грач, скворец.(воробей зимующая, остальные – перелетные)Ворона, утка, голубь, воробей. (Утка – перелетная, остальные зимующие)Грач, синица, ласточка, кукушка. (Синица – зимующая, остальные – перелетные)Сорока, воробей, дятел, стриж. (Воробей – зимующая, остальные – перелетные)Сова, лебедь, цапля, журавль. (Сова – зимующая , остальные – перелетные)4. П : На столе, лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.П: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).П: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.Физминутка.Педагог с мячом в руках стоит в кругу детей.П: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.-У скворца-… (скворчата)-У грача-… (грачата)-У журавля-… (журавлята)-У кукушки-… (кукушата)-У аиста-… (аистята)-У лебедя-… (лебедята).5. П: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).6. Дид. Игра «Один много»7. Составление описательного рассказа по образцу логопеда: - Это скворец. Скворец – перелётная птица. У него пёстрое оперение. Живет скворец в домике, который называется «скворечник». Питается скворец дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Птенцы скворца называются скворчата. Скворцы приносят пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.8. Итог занятия - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?- О каких новых перелетных птицах вы узнали?- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!