Игра как социальный, культурный, психологический феномен


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра как социальный, культурный, психологический феномен
Автор: Краснова Ксения Михайловна

Игра как социальный, культурный, психологический феноменПонятие и сущность игрыИгра принадлежит к одному из самых привлекательных видов деятельности. Она позволяет совместить приятное с полезным, расширить кругозор, закрепить и углубить свои знания, развить память, смекалку, находчивость, наблюдательность и другие индивидуальные способности. Возникнув в глубокой древности, еще в доклассовом родовом обществе, игра развивалась и вбирала в себя многообразные явления действительности.Игра как особый вид деятельности человека, имеющий свободный, непринужденный характер и во многом определяющий духовную культуру эпохи, отличается сложностью и многозначностью. Существует огромное количество переносных и метафорических значений этого слова (игра слов, игра случая, игра воображения, игра страстей, вести большую игру и т.д.), что затрудняет его определение. Игрой называют исполнение сценической роли и музыкального произведения, а также ряд действий, преследующих определенную цель (политическая игра).В России одно из первых определений игры принадлежит В.И. Далю (1801–1872). В «Толковом словаре живого великорусского языка» (1863–1866) он рассматривал «игру» только как средство развлечения, как «забаву, установленную по правилам».В «Новейшем культурологическом словаре» игра рассматривается как «…вид непродуктивной свободной деятельности, которая скрывает в себе забытое символическое значение, развертывается ради удовольствия в особых пространстве и времени в форме либо состязания, либо представления (ро- левого исполнения) различных ситуаций в соответствии с добровольно принятыми, но неукоснительно соблюдаемыми правилами и противопоставляется утилитарно-практической активности в качестве сферы серьезного». Как видим, в этом определении выявляются не только отличительные особенности игры, но и ее исторические корни – «забытое символическое значение».В философском словаре понятие игры рассматривается в деятельностно-социальном ключе: игра понимается как специфический вид активности субъекта, отличный как от деятельности (в силу своей антиутилитарной природы), так и от общения (в силу фиксированной нормативности игрового пространства). Игра является проявлением своего рода «избытка сил» человеческого существа, свободной от какой бы то ни было «внешней потребности» (Ф. Шиллер), и «чем более она бесцельна, тем скорее мы находим в ней малое, но полное в себе счастье». В социологическом словаре находим следующее определение: «Игра – непринудительная, свободная деятельность  (в противоположность  утилитарно-практической); является формой самовыражения субъекта, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений».В педагогическом словаре дано следующее определение:«Игра – один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармо- ничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей как способ познания мира».В психологическом словаре читаем: «Игра, игровая деятельность (англ. play):
  • один из видов активности человека и животных.
  • форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени эволюции животного мира. Детская 
  • исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.
  • (по определению А.Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т.е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития».
  • Таким образом, игра как явление изучается различными науками – историей культуры, этнографией, педагогикой, психологией, социологией, этнологией и др.Существует теория игры – комплексная научная дисциплина, которая рассматривает вопросы происхождения, развития игры и разрабатывает общую концепцию и конкретные методики разнообразных форм игровой деятельности. Начальный период разработки теории игры обычно связывается с именами мыслителей XIX в.: К. Гроссом, Ф. Шиллером, Г. Спенсером, В. Вундтом и другими, чьи точки зрения подтверждались или отвергались зарубежными и отечественными специалистами в разные исторические периоды.Теория игры связана с рядом наук:
  • этнологией и антропологией, изучающими происхождение этносов и рас, ритуальные и развлекательные игры, охватывающие все виды действий;
  • психологией – наукой о закономерностях, эволюции и формах психической деятельности;
  • эстетикой, рассматривающей законы, формы, типы и нормы
  • социологией – наукой об обществе, помогающей понять материальные и духовные ценности, их роль в становлении личности;
  • семиотикой, исследующей свойства знаков и знаковых систем;
  • математикой, один из разделов которой разрабатывает модели принятия оптимальных решений в сложных ситуациях на основе изучения ряда игр.
  • Игра полипредметна по своей сути и может рассматриваться в разных планах:
  • педагогическом (анализ возможностей достижения педагогических целей),
  • психологическом (анализ психики и личностных характеристик участников игры),
  • социально-психологическом (анализ групповой динамики), организационном (анализ механизмов управления),
  • лингвистическом (анализ содержания коммуникаций) и др.
  • Основные свойства игрыЧто  касается  основных свойств игры как способа реализации запросов и потребностей человека, то они заключаются в следующем:
  • в основе игры лежит инстинкт подражания, данный че ловеку природой;
  • игра как добровольное действие имеет непродуктивный и внерациональный характер;
  • игра двупланова (существование реального и условного, иллюзорного плана);
  • игра организуется по правилам внутри установленных границ времени и пространства;
  • игра отличается образностью, метафоричностью, взаимосвязью эмоций и воображения, что формирует деятельность, аналогичную художественной деятельности;
  • игра синкретична;
  • игра позволяет человеку испытывать удовольствие, наслаждение;
  • игра имеет символический и таинственный характер; символика игры способствует тому, что человек одновременно верит и не верит в происходящее;
  • игра непредсказуема, ее развитие и результат не явля ются определенными;
  • игра позволяет осуществить потребность человека в са мореализации, самоутверждении.
  • На основе выявленных признаков исследователи форму лируют дефиниции игры. Приведем несколько примеров.
  • Й. Хейзинга: «Игра есть добровольное действие либо за нятие, совершаемое внутри установленных границ места и вре мени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также созданием иного бы тия, нежели обыденная жизнь». 
  • С.И. Гессен: «Игра – это деятельность, в которой цель дея тельности не вынесена за пределы самой деятельности, но в ко торой поэтому каждый момент ценен сам по себе».
  • С.Л. Рубинштейн: «Игра – это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива и выражающих определенное отношение личности к окружающей действительности»
  • История развития игры в человеческом обществеНаиболее общий взгляд на теорию вопроса позволяет выделить две противоположные точки зрения на проблему проис хождения игры:1)    игра рассматривалась как инстинктивно-биологическая деятельность человека, как исторический предшественник тру да и культуры (К. Гросс, Ф. Кейра, Ф. Шиллер, Г. Спенсер и др.);2)    игра рассматривалась как социальное по своей природе явление, возникшее из практической деятельности человека (В. Вундт, Г. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).Возникнув в глубокой древности, еще в доклассовом ро довом обществе, игра сопровождает человечество на всем пути его развития.В первобытнообщинном периоде (XXXV–VIII тыс. до н.э.) игра являлась частью культа, имела сакральный (священный) смысл и носила синкретический характер: в нее включались словесные формы, элементы танца, пантомимы, музыки, имевшие символический смысл. Видимо, в ней удовлетворялись такие первородные инстинкты, как азарт, склонность к подражанию и любопытство. В формах культовой игры зарождался порядок в родовой общине. Игра имела ритуальный характер, наделялась магической властью над таинственными силами природы.Начиная примерно с IV тыс. до н.э. на территориях Перед ней Азии и СевероВосточной Африки развились древнейшие цивилизации: Шумер, Египет, позднее – Вавилон, Ассирия. В отличие от состояния первобытного общества их важными признаками стали:
  • отделение ремесла от земледелия и скотоводства;
  • появление городов-государств, социального неравенства и письменности как способа коммуникации;
  • становление управленческих функций (правители, жрецы), определявших служебное положение человека, его права и обязанности;
  • переход от архаичных мифологических представлений к более сложной системе политеизма.
  • К эпохе древних цивилизаций относят появление головоломок. Во время археологических раскопок в Китае и Индии были обнаружены наборы пластинок, из которых требовалось собрать различные геометрические фигуры. В Древнем Египте и в цивилизациях Двуречья были найдены шашечницы. В захоронениях Древнего Египта и Древнего Востока были обнаружены игральные кости. На Востоке большой популярностью пользовались шахматы. Примеры роковых загадок, в которых ставкой в игре являлась жизнь, содержатся в древнегреческих мифах и в «Книге судей». Чудовище Сфинкс, расположившееся на горе близ Фив, задавало каждому проходившему загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Того, кто не давал разгадки, Сфинкс убивал. Только Эдип сумел разгадать эту роковую загадку (человек в младенческом, зрелом и старческом возрасте), с гордостью заявив: «… тогда явился я… и разрешил загадку своим лишь разумом, а не по птичьим законам» (Софокл, трагедия «Эдипцарь»). Удрученный горем, Сфинкс вынужден был броситься со скалы, а Эдип в качестве награды приобрел царство.По мере того, как обряды, ритуальные игры и танцы утрачивали сакральный смысл, они превращались в светские пред ставления и средства обучения, а их исполнители становились профессиональными певцамисказителями, музыкантами и танцовщиками.В Древней Греции игра уже рассматривается как дей ственное средство воспитания и обучения в процессе подготов ки гражданина в античном полисе. Древнегреческий философ Платон (427–347 до н.э.) главную задачу воспитателя видел в том, чтобы подбирать для детей соответствующие игры и сооб щать им «начатки необходимых знаний» в процессе игровой деятельности. Ученик Платона Аристотель (384–322 до н.э.) рассматривал игру как социальную привилегию свободнорожден ной элиты, обладавшей такими благами, как «богатство, обилие друзей, власть».В Средние века (V–ХIV вв.), когда господствующим стало теологическое сознание, языческие зрелища и игры были объ явлены «бесовскими игрищами», проявлением безнравствен ной и греховной жизни.В эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.), когда главным объектом внимания стали природа и человек, вновь возник интерес к игре не только как средству обучения и воспитания, но и как ху дожественному приему, создающему иллюзорный мир и эмоционально воздействующему на человека.В эпоху Просвещения (XVIII в.) проблема игры поднималась в связи с обсуждением вопроса о природе искусства. Игра становится предметом изучения философов, психологов, социологов. Начавшееся в XVIII веке становление теории игры было связано, прежде всего, с именами Иммануила Канта (1724 – 1804) и Фридриха Шиллера (1759–1805). Ф. Шиллер указывал, что из всех состояний человека «именно игра и только игра делает его совершенным». Причину этого он видел в том, что игра не заключает в себе «ни внутреннего, ни внешнего побуждения»; дух человека обретает в ней полную свободу:«… человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Для Ф. Шиллера игра – это наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка жизненных сил, и именно оно – наслаждение – является общим признаком игры и эстетической деятельности. Данная точка зрения оказала значительное влияние на дальнейшую разработку проблемы игры.Основатель психоанализа австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856–1939) рассматривал культурные нор мы и ценности как продукт вытеснения первичных инстинктивных влечений человека, ищущих себе выхода, а игру – как реализацию вытесненных из жизни желаний. Игра, по Фрейду, является единственным средством, предоставляющим человеку шанс не стать травматическим невротиком.Важный шаг в осмыслении игры как целостного феномена сделал выдающийся нидерландский мыслитель и историк куль туры Йохан Хейзинга (1872–1945). В книге «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры» (1938) он сформулировал игровую концепцию культуры, рассмотрев игру как культурообразующий фактор – всеобщий принцип становления человеческой культуры: подлинная культура не может существовать без игрового содержания, она «развертывается в игре и как игра». Всесторонне изучив феномен игры, Хейзинга выделил ее определяющие свойства. Значительная роль в изучении возникновения игры в отечественной науке принадлежит Георгию Валентиновичу Плеханову (1856–1918). Он критиковал теории, согласно которым искусство старше производства полезных предметов, а игра старше труда: «…человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения». Это важно для понимания не только искусства, но и игры как вида деятельности, имеющего общую с искусством генетическую основу.В трудах отечественных психологов и историков культуры ХX в. большое внимание уделяется детской игре как полифункциональному явлению и игровой природе культурных феноменов. Так, в книге «Игры народов СССР» представлено большое количество игр, бытовавших среди русского и других народов. Все игры разделены авторами на три группы:
  • игры драматические (могут быть производственными и бытовыми),
  • орнаментальные
  • спортивные (простые или с вещью).
  • Такие выдающиеся отечественные психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, внесли значительный вклад в развитие взглядов на детскую игру и ее место в развитии ребенка. Подробнее данный вопрос рассматривается в следующей лекции.Подведем итоги. Итак, человеческая игра – это такая исторически сложившаяся деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Основными источниками появления игр являются языческие религиозные акты, трудовая деятельность, искусство. По мере развития человеческого общества роль и характер игровой деятельности претерпевали изменения. Научное понимание сущности игры и ее места в общественной жизни человека также трансформируется по мере развития науки.Основные тенденции культурно-исторического развития игрыОсновные подходы к исследованию игры