"Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни, учёбе и активной гражданской позицией"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни, учёбе и активной гражданской позицией"
Автор: Гаврилова Тамара Николаевна

Тема: "Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни, учёбе и активной гражданской позицией" Духовно-нравственное развитие  и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.            Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:• готовность и способность к  духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;• готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;• формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;• сознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;• свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;• готовность граждан солидарно противостоять внешним ивнутренним вызовам;• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;• заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;• бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;• законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.      В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:• формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;• укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;• повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;• повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; укреплению национальной безопасности.Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно не отделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:• усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;• общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;• содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина Россиив рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:• семейной жизни;• культурно-регионального сообщества;• культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; российской гражданской нации;• мирового сообщества.Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.            Тема моей воспитательной работы "Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни, учёбе и активной гражданской позицией"  актуальна и направлена на построение целостных, как правило авторских систем воспитания:- "Примерная программа воспитания и социализации обучающихся";-"Требования к содержанию и условиям воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы  начального и основного общего образования";-"Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности";-"Программа развития воспитательного компоненты  в общеобразовательной школе".            Духовно-нравственное развитие начинается в семье.            Следующая ступенью развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, республики.            Более высокой ступенью духовно-нравственного развития  гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.            Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.                                                                Аналитическая деятельность классного руководителя            В рамках изучения эффективности воспитательного процесса возможны:·         изучение потребностей и возможностей воспитанников;·          взвешенная оценка происходящих изменений  в результате реализации того или иного подхода, этапа системы воспитания (формирование, становление, развитие);·          определение позитива и негатива (что послужило успеху в реализации поставленных целей, способствовало обогащению содержания системы жизнедеятельности коллектива в различных сферах деятельности: интеллектуальной, здоровьесберегающей, досуговой, социально-значимой, самоуправленческой и др.; личностному росту и развитию воспитанников; что явилось поводом для возникновения новых или углубленных прежних проблем);·         выявление и оценка причин различных отклонений  и рассогласований;·         включение в анализ субъектов воспитания (устраивает или не устраивает принятая в коллективе система воспитания педагогов школы, воспитанников, их родителей) и учет их мнения при подведении итого;·          диагностика духовного, нравственного, физического развития воспитанников;·          самочувствие воспитанников в школе, в семье, в социуме;·          изучение возможностей воспитанников;·         Диагностика и устранение существующих проблем и противоречий. Цель воспитательной работыv    формирование ученического  коллектива как  воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого обучающегося;v    обеспечение благоприятного психологического климата в классе;v    создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого обучающегося  с учетом имеющегося жизненного опыта, а также для физического развития учащихся. Задачи воспитательной работы1. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающегося;2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности обучающегося;3. Формирование готовности выпускника школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашей страны, Республики Крым, его развития и благополучия;4. Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.5. Формирование эмоционально – положительного отношения к учебе, знаниям, труду.6. Развитие интеллектуальных способностей.7. Воспитание гражданственности, чувства патриотизма, принадлежности к семье, школе, России.8. Создание условий для формирования здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.  НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1.Гражданско-патриотическое воспитание-воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;-формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации к своей малой Родине;- усвоение ценности и содержания таких понятий,  как "служение Отечеству", "правовая система и правовое государство", "гражданское общество", этических категорий "свобода и ответственность", мировоззренческих понятий "честь", "совесть", "долг", "справедливость", "доверие"  и др.;- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии  и межкультурном взаимодействии.Реализация данного направления предполагает:- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать  и оценивать  бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды  в развитии российского государства;- повышение уровня компетентности обучающихся  в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, т формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся  в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинквентного поведения среди учащейся молодежи. 2. Духовно-нравственное воспитание-формирование  у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре языку своего народа и других народов России.Реализация данного направления предполагает:- принятие нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;-  предъявление нравственных требований к себе и своему поведению;