"Чистая планета
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Чистая планета
Автор: Лукина Елена Валерьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8», г. Торжок Новые информационные технологии в педагогическом процессе ДОУ Проект «Чистая планета» Исполнитель: Лукина Елена Валерьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад №8» Торжок – 2022 ПАСПОРТ ПРОЕКТА: АктуальностьОдна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. В последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов, истребление лекарственных растений, разорение птичьих гнёзд, и т.д. Для того чтобы экосистема была здоровой и сильной, нужно гарантировать ей охрану и защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры, экологической грамотности человека. Экологическое воспитание – чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Я считаю, что на сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение человека к природе это один из главных аспектов в воспитании детей. Дошкольное детство – самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап в формировании личности человека. Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном отношении к ней. Экологический проект в ДОУ оказывает всестороннее развитие на личность ребёнка. Во – первых, экологическое воспитание в детском саду невозможно без использования игры, это одна из особенностей психики в данной возрастной группе. Во – вторых, каждый экологический проект в детском саду ребёнок выполняет при активной помощи воспитателей и родителей. В - третьих, выполняя экологические проекты, дети получают возможность в полной мере и на практике понять основы устройства и функционирования природы и окружающего мира. В разработку проекта я включила использование компьютерных, современных технологий. Используя новые, увлекательные для современного поколения технологии, на мой взгляд можно повысить эффективность воспитательного процесса и личностную включенность детей и родителей в реализацию экологического проекта. Проблема: зачем необходимо беречь и любить природу? Современные дети растут в обществе потребления, большинство людей даже не осознаёт, какой вред окружающей среде наносит каждый человек. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с раннего детства. Проблема проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к животным и растениям, деревьям и насекомым… Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношения с природой, усвоение навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Также привлечь родителей к проблеме экологического воспитания детей, вовлечь в проектную деятельность. Метод проектов помогает решить эту задачу. Меня заинтересовал этот метод, так как он основан на взаимодействии педагога, ребёнка и родителя, цель достигается практической деятельностью: деть учатся наблюдать, экспериментировать, любить и беречь природу. Проектная деятельность способствует саморазвитию каждого ребёнка. Цель проекта: формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры.Задачи проекта:для детей: Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей. Формировать у детей элементарные экологические знания о природе.Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе. Осознание себя, как части природы.Познакомить с правилами поведения в природе.Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и у взрослых.Учить анализировать, делать выводы, видеть красоту русской природы.Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.для педагогов:Повышать педагогическую компетентность по формированию экологической культуры для детей.Расширять практический опыт работы и создавать соответствующие методические, материально – технические и дидактические условия для полноценного экологического образования и воспитания дошкольников.Расширять формы сотрудничества и вовлекать родителей воспитанников в процесс реализации совместных экологических мероприятий.для родителей:Расширить детско – родительские отношения в совместной деятельности с ребёнком.Повышать роль родителей в экологическом воспитании детей.Увеличить количество родителей, принимающих участие в совместных экологических мероприятиях.Стратегия:- Провести анализ имеющегося опыта работы с детьми по данной теме.- Создание эколого – просветительской площадки в родительском уголке.- Провести цикл занятий по ознакомлению детей с экологической обстановкой в родном городе, стране.- Организовать ряд экскурсий детей и родителей в лес, к водоёму.- Провести показ презентаций, видеофильмов на тему «Природа вокруг нас», «Сбережём планету вместе» …- Использовать в работе по экологическому воспитанию интерактивные игры.- Провести итоговое мероприятие КВН, блиц – игра «Знатоки природы».- Провести исследовательскую деятельность «Чистая водица».- Предложить участие в акциях «Не рубите ёлки», «Поможем птицам зимой».Вид проекта: информационно – исследовательский.Участники проекта: дети старшей группы (5 – 6 лет), воспитатели, родители.Срок реализации проекта: среднесрочный, сентябрь – декабрь. Планируемые результаты:Этап I:Подготовительный- Расширить и систематизировать знания о педагогических технологиях проектирования, моделирования; формирование организации проектно – исследовательской деятельности с ребёнком.- Определение значимости проблемы для ребёнка.- Выявить уровень первоначальных знаний детей об экологии.- Разработка плана проектной деятельности.- Посвятить родителей в тему проекта.Методы оценки: диагностика детей, анкетирование родителей.Этап II:Организационный:- Подбор и создание библиотеки книг, журналов о природе.- Будет создана предметно - развивающая среда в группе и на территории детского сада, которая научит понимать окружающий мир, природу в целом.- Разработаны презентации по темам «Природа вокруг нас», «Сбережём планету вместе», подобраны видеофильмы об экологии.- Будет создана мини – лаборатория для экспериментальной деятельности.- Разработан цикл занятий с использованием инновационных технологий (интерактивная доска, компьютерная викторина.)- Подборка игр на по теме.Этап III: Основной- У детей появиться интерес к объектам и явлениям природы.- Дети узнают много интересного из жизни растений и животных.- Дети научаться вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.- Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к окружающему миру.- У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, экспериментированию, они научаться делать выводы, анализировать, устанавливать простейшие связи.- Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками. - Будут вовлечены родители в работу проекта. У родителей повысится экологическая культура, появиться понимание необходимости в экологическом воспитании детей. - Предоставить возможность родителям участвовать в совместных экологических акциях, творческой деятельности.- Создание единого воспитательно – образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.Методы оценки: наблюдение за работой, играми детей, введение дидактических диагностических упражнений.Этап IV:Заключительный- Обобщить полученный опыт и подвести итоги работы над проектом.- Провести диагностическое исследование с детьми на выявления уровня знаний по экологии.- Анкетирование родителей на заинтересованность темой экологии.- Предложить родителям и детям участие в акциях экологической направленности «Не рубите Ёлки», «Поможем птицам зимой».Методы оценки: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей. План деятельности по реализации проекта Предполагаемые риски реализации проектаВ процессе реализации проекта могут возникнуть следующие риски:Угасание интереса педагогов к работе по проекту Способы коррекции: - анализ ситуации; - поиск новых форм и методов работы. 2. Не восприятие детьми проводимой работы по проекту Способы коррекции: - анализ форм и методов работы с воспитанниками; - анализ возрастных особенностей детей; - новый подход к подаче материала. 3. Пассивность родителей в реализации проекта Способы коррекции: - анализ ситуации; - новые формы и методы работы с родителями. Возможность продолжения проекта Всё то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно – образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду, а также проект будет иметь продолжение благодаря участию родителей в акциях «Не рубите ёлки», «Покормите птиц», «Сохраним жизнь книжке». Весной возвращаемся к завершению исследовательской деятельности «Что будет с мусором, если оставить его на земле».Вывод: я пришла к выводу, что метод проекта довольно эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет познавательно – исследовательская деятельность дошкольника, протекающая в форме экспериментальных действий. Метод проекта затрагивает все сферы детской деятельности, позволяет использовать современные инновационные технологии.Список литературы:Бобылёва Л., Дуплиенко О. О программе экологического воспитания старшего дошкольника. - «Дошкольное воспитание», 2005.Бондаренко Т.М. Организация НОД в старшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж, 2012.Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – Москва: «Просвещение», 1972.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство – Пресс», 2015.Дрязунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. Пособие для воспитателей детского сада. – Москва: «Просвещение», 1981.Иванова А.И. Экологические наблюдения и экспериментирование в детском саду. Москва ТЦ «Сфера», 2009.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПб «Детство – Пресс», 2008.Интернет ресурсы.Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (электронный ресурс). .рф