Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья обучающихся с ОВЗ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья обучающихся с ОВЗ
Автор: Бокова Юлия Викторовна

Бокова Ю.В., воспитатель, специалист первой категорииСемья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья обучающихся с ОВЗРазвитие коррекционной педагогики и психологии характеризуется поиском новых путей повышения социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социализация этих детей не может быть достигнута без приобщения к этому процессу членов его семьи и, в первую очередь, родителей.Появление в семье ребенка с нарушениями в развитии всегда влечет за собой эмоциональные переживания родителей и близких родственников. Поэтому проблема социальной адаптации в обществе имеет большое значение не только для детей, имеющих разные проблемы со здоровьем, но и для членов семьи, в которой они воспитываются. Родители таких детей часто испытывают психологические трудности в общении с другими людьми из-за воздействия длительной травмирующей психику ситуации, явившейся результатом переживания по поводу нарушений развития у ребенка.Значительно улучшает прохождение кризисных периодов как благоприятные взаимоотношения между членами семьи и поддержка близких, так и помощь педагогов.Анализ специфики психологического реагирования родителей на имеющиеся у ребенка физические, речевые или психические дефекты показывает, что наблюдается несколько типов восприятия ими данного заболевания. Существующие типы восприятия различаются глубиной осознания родителями имеющихся у ребенка отклонений в развитии и степенью адекватности сложившихся в семье понятий о социальном и медицинском прогнозе. Особую роль играют эмоциональная направленность и насыщенность переживаний родителей, которые связаны с болезнью ребенка, осознанием ими своей роли в дальнейшей судьбе ребенка.Часто родители выбирают две крайности. Одни решают всю жизнь без остатка посвятить служению ребенку, кому-то свойственно постоянно перекладывать вину и ответственность на других – и для этого они преследуют и постоянно уличают в ошибках и невнимательности врачей, социальных работников, учителей, растёт напряжённость в отношениях с окружающими.На данном этапе необходима работа по коррекции понимания родителями проблем их ребенка - преувеличение или, наоборот, отрицания наличия проблем. Педагог должен акцентировать внимание родителей на сильных сторонах, сохранных функциях, составляющих личностный ресурс ребенка, фокусировать родителей на рациональном восприятии проблем, формировать у родителей адекватные задач воспитанию и обучению ребенка.Родители принимают ребенка, его дефект заставляет их приспосабливаться к особенностям ребенка и приспосабливать его к жизни и к своим требованиям. Часто бывает преобладание гиперопеки – как формы ухода за неприспособленным ребенком. На данной фазе устанавливаются отношения между учителями и родителями, они характеризуются средней степенью обратной связи и не всегда реализуется гармонично, несмотря на значительные усилия учителей. Родители начинают понимать, что они ответственны за ребенка, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода. Начинается поиск советов у специалистов. Родители надеются, что в образовательном учреждении их ребенку будет оказана именно та помощь, в которой он нуждается, в результате чего его положение может быть исправлено.В этой фазе желательно формирование у родителей «педагогической компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний и представлений, вовлечение в активное обсуждение затрагиваемых вопросов.У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка. Они демонстрируют самые высокие качественные показатели по установлению оптимальных взаимоотношений с ребенком (модель «сотрудничество»). Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех – это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов, которые еще бытуют в сознании нашего обывателя. Родители часто помогают другим семьям с детьми, имеющими отклонения в развитии. Родители в этот период устанавливают адекватные отношения со специалистами, наиболее способными к оказанию помощи детям.На данном этапе работы с родителями будет уместным их включение в коррекционно-педагогический процесс и предоставление возможностей родителям поделиться собственным опытом.Особенность восприятия родителями возникших у ребенка ограниченных возможностей играет большую роль в формировании его родительской позиции и проведении ребенку лечебно-реабилитационных мероприятий, что отражается на эффективности последних. Наиболее исполнительны, настойчивы и последовательны в исполнении врачебных назначений, невзирая на разницу мотиваций, которые лежат в основе их поведения, родители, которым свойственна демонстративная, самообвинительная и адекватная родительская позиция, обусловленная аналогичным восприятием заболевания ребенка. Психологопедагогическая помощь семьям с детьми с ОВЗ должна быть направлена на повышение психологопедагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей. Работу целесообразно реализовывать в два этапа. Первый этап предполагает обогащение представлений родителей о специфике детскородительских отношений, эмоциональных особенностях общения между родителем и ребенком. Второй этап своей целью имеет коррекцию нарушений в детскородительских отношениях, эмоциональное сближение членов семьи, адекватное восприятие родителями ребенка.Активизация деятельности родителей и развитие в их сознании потребностей в оказании помощи ребенку выступает как основной психокоррекционный механизм, который способствует гармонизации его психики. В процессе реализации психолого-педагогических мероприятий знания родителей о психофизических особенностях ребенка постоянно расширяются, растет их педагогическая компетентность и воспитательный потенциал семьи в целом. Они также получают практические навыки, которые позволяют им методически верно общаться с ребенком.Главное условие для благоприятного развития ребёнка с нарушением слуха – правильная организация его семейного воспитания.Конструктивные родительско-детские взаимоотношения предполагают знание, принятие и понимание родителями диагноза и особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, они направлены на конструктивные действия в области его диагностики, лечения, коррекции, воспитания и обучения.Семья, являясь важным фактором социализации ребенка, включенная в большое разнообразие социальных связей в социальной структуре общества может как способствовать социальной интеграции индивида, так и препятствовать ей.Семья играет ключевую роль в духовно-нравственном и социальном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Вот некоторые способы, как семья может способствовать этому процессу:
  • Передача ценностей и традиций. Ребёнок усваивает культурные и религиозные ценности, традиции и обычаи, которые формируют его мировоззрение и нравственные установки. Например, участие в семейных праздниках, чтение священных книг или соблюдение определённых ритуалов способствует усвоению важных моральных принципов.
  • Пример родителей. Поведение родителей служит образцом для подражания. Доброжелательная атмосфера и поддержка способствуют формированию позитивного отношения к окружающему миру и людям.
  • Развитие эмпатии. В семье ребёнок учится проявлять сочувствие и понимание к другим людям. Это особенно важно для детей с ОВЗ, поскольку умение видеть мир глазами другого человека помогает им лучше адаптироваться в обществе.
  • Коммуникация и социальные навыки. Семья предоставляет ребёнку возможность общаться и взаимодействовать с разными людьми. Это способствует развитию социальных навыков, таких как умение вести беседу, выражать свои мысли и чувства, а также сотрудничать с другими.
  • Принятие и толерантность. В семье дети учатся принимать и уважать различия между людьми. Воспитание толерантности помогает детям с нарушением слуха легче интегрироваться в общество, где встречаются люди с разными особенностями и возможностями.
  • Самостоятельность и ответственность. Семья поддерживает развитие самостоятельности и ответственности у ребёнка. Постепенное увеличение обязанностей и предоставление свободы выбора способствуют становлению зрелой и ответственной личности.
  • От того, насколько правильны и гармоничны взаимоотношения в семье, зависит успешность социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.Ни один ребёнок не может полноценно развиваться - духовно, умственно, эстетически, физически и т.д.- вне семьи, и никакой самый профессиональный сурдопедагог не может обеспечить ребенку полноты впечатлений и представлений об окружающем мире, полноты общения (духовного и речевого) в той мере, в какой это могут сделать родители. Только совместная, содружественная работа специалистов и родителей приводит к полноценному развитию личности глухих и слабослышащих детей, к их абилитации, реабилитации и интеграции в общество слышащих людей. Но это происходит лишь при соблюдении взрослыми определенных требований, регламентирующих стиль их поведения по отношению к детям.Конечной целью воспитания и обучения детей с нарушением слуха является социальная реабилитация, т.е. способность детей к самостоятельному общению со слышащими; способность самостоятельно решать бытовые, служебные и иные внесемейные проблемы; защищенность детей от боязни быть непонятыми и отвергнутыми окружающими; душевная уравновешенность детей.Что же делать? Прежде всего:* родители должны помочь ребенку устанавливать контакты со слышащими детьми. В ходе совместной продуктивной деятельности и игры слышащие дети в естественных условиях, ненавязчиво учатся устному общению с глухим ребенком, а глухой - со слышащими;* следует устраивать детские праздники - отмечайте дни рождения, Новый год и др.;* стараться гулять с ребенком в то же время, когда гуляют другие дети, и в тех же местах, где они играют.Привыкнув играть во дворе глухие и слабослышащие самостоятельно легко вступают в контакт с ребятишками. Пользу для социального развития ребенка можно извлекать, находясь в любом общественном месте.Если обстоятельства жизни детей организовывать, таким образом, то дети становятся открытыми, общительными и не боятся контактов за пределами дома.Процесс этот длительный, трудный, требующий помощи специалистов. Специалисты учат родителей видеть, находить и использовать естественные ситуации и устраивать специальные ситуации для обогащения впечатлений детей, для передачи им разнообразной информации, для развития у детей речевого слуха и речи в устной и письменной формах.Опыт работы с семьей свидетельствует о том, что успешность или не успешность усилий родителей в значительной степени зависит от типа их отношений с детьми. Обучение и воспитание детей происходит при выполнении вместе со взрослым (и другими детьми) интересных и разнообразных дел. Родители озабочены придумыванием все новых ситуаций и игр, в которых дети самостоятельно ищут решение «трудных проблем», проявляют фантазию и т.д. В этих семьях и дети, и взрослые являются друзьями, партнерами, заинтересованными друг в друге и в жизни вообще. Только такие взаимоотношения способствуют укреплению духовно-нравственного и социального здоровья обучающихся с ОВЗ и являются главным условием интеграции глухих и слабослышащих детей в общество, Литература:1.Леонгард Э.И.. Всегда вместе. / Программно- методическое пособие для родителей детей с патологией слуха./ М.,»Центр Леонгард»,2000.2.Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г.. /Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье/1991.3.Королёва И.В., Янн П.А. /Дети с нарушениями слуха: Книга для родителей, педагогов и врачей/.-2-е изд., Санкт - Петербург2013.4.Королёва И.В.,/Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электронное протезирование слуха)/. С.- П.2008.