Формирование экологической культуры младших школьников в условиях внеурочной деятельности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование экологической культуры младших школьников в условиях внеурочной деятельности
Автор: Николаева Мария Ивановна

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)Нюрбинский районМБОУ «Мальжагарская СОШ им. В.И. Максимова»Методическая разработкаФормирование экологической культуры младших школьниковв условиях внеурочной деятельностиСоставила: учитель начальных классов Николаева Мария ИвановнаСодержаниеВведение…………………………………………………………………………….
  • Методика выявления экологического воспитания у младших школьников…………….……………………………………………………..
  • Перспективный план работы ..………………………………………………
  • Тематический план внеурочной деятельности «Мы – дети Природы»……………………………………………………….........................
  • Экологическое занятие «Эти удивительные животные»
  • Литература ……………………………………………………………………………….ВведениеБольшинство людей нашей цивилизации совершенно лишены каких-либо экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «сотрудничали» с окружающей средой. Чтобы ответить на эти вопросы, нужна экологическая грамотность всего населения. Ученые-экологи и небольшие группы людей, которые занимаются проблемами экологии, не решат глобальной экологической проблемы всего общества, потому как с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от нарушающих контактов не уберечь.Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к ней, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств.Необходимость проведения внеурочной деятельности обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе, но и тем, что позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, развивать интерес к предмету. Участие школьников в внеурочной деятельности развивает нравственные чувства и нормы поведения, любовь к природе и бережное отношение к ее богатствам. Такая форма работы дает широкое поле для восприятия ответственности за порученное дело, проявление инициативы, взаимопомощи.Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам не приходят сразу. Это результат целенаправленной деятельности и кропотливой работы не только при изучении природы на уроках и внеклассной деятельности, но и вовлечение учащихся в посильное участие в дело охраны природы (размножение и выращивание комнатных растений в школе и дома, работа на пришкольном опытном участке, заготовка корма для птиц и т.д.). Методика для изучения уровня экологической культуры младших школьниковЭкологические з нания явля ются одним из ос новных ком понентов э кологическо й культуры. Для про верки экологических з наний у уч ащихся нач альных классо в проводится тестирование.Тест состо ит из 15 во просов с в ариантами от ветов. Уча щиеся долж ны были проч итать вопросы и в ыбрать, по и х мнению, правильны й ответ. Тестирование1.Какие организмы используют как показатели загрязнения?А) животные;Б) лишайники;В) растения.2.Почему человек создает сады и парки в городе?А) чтобы растения обогащали кислородом воздух;Б) чтобы люди отдыхали и гуляли;В) чтобы было красиво.3. Какие вещества люди добывают из морской воды?А) морскую соль;Б) сахар;В) рыбий жир.4. В воды океана можно сбрасывать все отходы деятельности человека, океан от этого не пострадает:А) да;Б) нет.5. Какое морское животное было истреблено уже после нескольких лет его открытия?А) морская свинка;Б) морская корова;В) морская собака.6. Какая вода встречается в озерах?А) пресная;Б) соленая;В) в одних пресная, в других соленая.7. К чему приводят загрязнения водоемов?А) гибнет рыба;Б) по берегам чахнут растения;В) размножаются водоросли.8. Как служат почве дождевые черви?А) уничтожают вредителей;Б) перерабатывают опавшие листья;В) роют подземные ходы.9. Где больше всего загрязнена и разрушена почва?А) в лесу;Б) в городе;В) на лугу.10. Редкие растения у нас выращивают:А) в заповедниках;Б) в садах и парках города;В) в ботаническом саду.11. Букеты можно составить:А) из редких цветов;Б) из растений выращенных человеком;В) из красивых цветов.12. Если в лесу станет мало птиц, то:А) деревья могут погибнуть;Б) ничего не случиться;В) не услышим птичьих песен.13. Какое животное может дольше других в состоянии спячки без еды:А) мышь; Б) бобер;В) еж;Г) медведь.14. Какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда?А) синица;Б) кукушка;В) филин; Г) соловей.15. Какое из перечисленных животных запасают себе корм на зиму?А) лошадь;Б) волк;В) белка.Ключ: 1-б, 2- аб,3-а, 4-б, 5-б, 6- в, 7-абв,8-б, 9-б, 10- ав, 11-б, 1 2-а,13-г, 14-б, 15- в.Обработка резу льтатов: по дсчитываетс я количест во правиль ных ответо в, их сумм а характер изует урове нь имеющихс я экологичес ких знаний у уч ащихся:1) Низкий уро вень - от 0 до 6 пр авильных от ветов. Хар актеризуетс я отсутств ием знаний и ли наличие м узких не адекватных з наний о жи вотном и р астительно м мире. Не з нают о сущест венных сторо нах познав аемого объе кта.2) Средний уро вень – от 7 до 11 вер ных ответо в. Характер изуется ус воением за кономерных с вязей, объе ктов, явле ний. Появл яется и раз вивается обоб щенность з наний об особе нностях пр иродного м ира.3) Высокий уро вень – от 12 до 15 пр авильных от ветов. Хар актеризуетс я осведомле нностью за кономерных с вязей в пр ироде. У дете й многообр азны знани я о растен иях и живот ных разных сооб ществ.После этого для изучени я уровня экологичес кой культур ы учащихся проводится ди агностика по мето дике И.В.Цветковой «Природа б лагодарит и сердитс я».        Данная мето дика позво ляет выявит ь отношение м ладших шко льников к пр ироде и раз вивать пре дставления дете й о правил ах, нормах вз аимодейств ия с нею.После прове дения пред варительно й беседы, в хо де которой дет и восстана вливали в п амяти увиде нные карти ны природы, по ложительные и отр ицательные пр имеры возде йствия чело века на пр ироду, им б ыло предло жено ответ ить на два во проса, запо лнив карточ ку в следу ющей форме:
  • Напиши, за что пр ирода могл а бы  сказ ать тебе спасибо:______________________________________________________;
  • Рассердиться на тебя__________________________________________________________.         Пр и анализе детс ких работ обращается внимание н а следующее:
  • что преобла дает в детс ких ответа х в графе « Природа бл агодарит».
  • приводят ли дет и в качест ве примеро в уже проде ланную ими пр иродоохран ную работу.
  • как часто в гр афе «Приро да сердитс я» появляютс я ответы, указывающие в то й или иной фор ме на безде йствие дете й.
  • Какие эколо гические проб лемы звучат в от ветах дете й как наибо лее актуал ьные.
  • Какие норм ы и правил а взаимоде йствия с пр иродой, а т акже какие пр актические де ла дети вы двигают на пер вый план.
  • Проведенная д иагностика поз волилит объе ктивно и обстоятельно о пределить уро вень эколо гической ку льтуры каж дого ребен ка и скорре ктировать д альнейшую де ятельность с учето м индивиду альных особенностей в р азвитии дете й.Про грамма внеурочной деятельности «Мы - дети Природы» по формированию э кологическо й культуры младших ш кольниковПрограмма внеурочной деятельности « Мы – дети Пр ироды» разр аботана дл я детей 3 к ласса. Цель: формирование осоз нанного пр авильного от ношения к объе ктам приро ды, находя щимся рядо м (формиро вание эколо гической ку льтуры).Задачи:Обучающие:
  • Учить дете й быть ответст венными за с вои поступ ки.
  • Формировать ку льтуру пове дения в пр ироде.
  • Обогащать пре дставления об о кружающем м ире.
  • Развивающие:
  • Способствовать р азвитию ос новных про цессов мыш ления (ана лиз, синтез, ср авнение).
  • Развивать т ворческое вообр ажение, поз навательные воз можности дете й.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать бере жное отноше ние к окру жающей сре де, необхо димость ра ционально от носиться к ко мпонентам не живой приро ды.
  • Прививать л юбовь к пр ироде, жел ание о ней з аботиться.
  • Содержание внеурочной деятельностиПрограмма внеурочной деятельности состоит из 10 разделов.1 раздел – «Введение в экологию».Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.2 раздел – «Братья наши меньшие».В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.3 раздел – «Пернатые друзья».Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел «Пернатые друзья». На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «зимующие и перелетные птицы», выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия «птичьей столовой». 4 раздел – «О чем шепчут деревья»Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.5 раздел – «Загадки животного мира».Очень познавательным и являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В. Бианки, С. Чарушина.Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии в отдел природы нашего музея. Дети знакомятся с животными республики Саха, занесенными в Красную книгу.6 раздел – «Секреты неживой природы».Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: «Ей же больно». Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: «Они живые». А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.7 раздел – «Оранжерея на окне»Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.8 раздел – «Человек – часть живой природы» В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правил ах ухода, работе с землей. 9 раздел – «Охрана природы»В этом разделе дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира.10 раздел – «Досуговые мероприятия».Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей (более по дробный план см. в приложении 4, таблицу 2.1).Ожидаемые результатыВоспитанники должны знать:
  • Основы экологической культуры.
  • Некоторые особенности природы своего края.
  • Основные признаки времен года.
  • Значение природы для человека.
  • Группы растений и животных.
  • Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
  • Правила по ведения в природе.
  • Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
  • Воспитанники должны уметь:
  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  • Выполнять правила личной гигиены.
  • Различать изученные растения, животных.
  • Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
  • Подкармливать птиц в простейших кормушках.
  • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя.
  • Тематический план ВУД «Мы – дети Природы»Экологическое занятие «Эти удивительные животные»Цели: обобщить знания о животных; расширить знания об окружающей природе и ее охране; углублять понимания взаимосвязей; развивать чуткость, доброту, логическое мышление, творческое воображение; учить обобщать, сравнивать, наблюдать; расширить представление о зверях; воспитывать у детей потребность ответственного поведения в окружающей среде.Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3; конверты с буквами; кроссворд; эмблемы; лампочки; экран телевизора; иллюстрации с изображением животных; призы. Ход занятия:- Начинаем наше очередное занятие, а чтобы определить тему, нужно отгадать загадки и заполнить кроссворд.1.3.Он высокий и пятнистый, Какой зверь опасныйс длинной- длинной шеей, Ходит в шубе красной,и питается он листьями, Снег разгребает,листьями деревьев. (Жираф) Мышек хватает? (Лиса)2. 4.– Вот так лошадка! На овчарку он похожвоскликнул Андрейка,Что ни зуб – то острый нож!словно большая – Он бежит, оскалив пасть, тетрадка в линейку! (Зебра) На овцу готов напасть. ( Волк)5.Всю жизнь я ношу два горба, Имею два желудка! Но каждый горб – не горб амбар Еды в них – на семь суток! (Верблюд)- Сегодня поведем разговор о животных, их питании, поведении, какую роль они и грают в жизни человека.В игре принимают участие две команды: - команда – " Бельчата",- команда – "Слонята". Ребята определяют название команды (в конверте буквы). Представление жюри и знакомству с правилами турнира. За каждый правильный ответ – два балла. Желаем участникам быть собранными и решительными, внимательными и активными. Болельщикам – быть готовыми в любую минуту дать ответ, если в командах будут затруднения, ваш сигнал – поднятая карточка.Проверка названий команд. Эмблемы. Проверка лампочек.I. По словесному портрету ты скажи нам кто же это? - Этого зверька можно встретить в наших лесах. Он дальний родственник белки. Делает в своей норе специальную камеру – кладовую и всю осень таскает туда запасы на зиму. В своих защечных мешках он может наносить до 10 кг очищенных орехов. Большую часть времени бурундук проводит в спячке. На спине у него продольные полоски. (Бурундук).Это интересно: Этот лесной зверек служит прекрасным барометром. За несколько часов до дождя, сидя на задних лапках на пеньке, он издает особые звуки – грустно кричит.Устами одноклассника. Ученик рассказывает о крокодиле, зебре, жирафе или другом животном.Черный ящик Ученик описывает игрушку слона, лисы или другого животного. Дети отгадывают описанную игрушку. Чья команда быстрее угадает – загорается лампочка.- Итак, каждый зверь удивителен по своему, у каждого свои повадки. Звери бывают большие и маленькие. Одни умеют от лично плавать и нырять, искусно строить жилища, быстро бегать, высоко прыгать, другие – рычать, выть, реветь, визжать… Поговорим об одном животном во втором турнире. II. Маленькие тайны природы. Учитель. О ком пойдет речь? У лесной глубокой речке,Есть на речках лесорубыГде осинки, словно свечки,В серебристо-бурых шубах. И крутой песчаный ров,Из деревьев, веток, глины Здесь живет семья бобров.Строят прочные плотины. (Бобры)Ученик.Но построив хатки ловко,Спать бобры не улеглись;Для запасов на зимовку Склады делать принялись.Учитель.А потом, свалив осинуСтроить начали плотину. Всем известно: у бобровНет ни пил, ни топоров.Ученик.Речку быструю весноюБобр умеет перекрытьИ в полметра толщиноюМожет дерево свалить.Учитель.Бобр каналы прорываетК месту складов и плотинИ по ним стволы сплавляетИв, березок и осин.Ученик.Любит рано бобр проснутьсяС головою окунутьсяЛедяной водою он Прогоняет лень и сон.Вместе.И поэтому бобры.И здоровы и бодры.Учитель.Только в домиках зверейНет ни окон, ни дверей.Внимание на экран, вопрос!- КАК ЖЕ В ДОМИКЕ ПОПАЛИ ЭТИ МУДРЫЕ БОБРЫ?Ответы. 1.Перепрыгнули через воду.2.Прокопали норы под водой.3.Занимают норы барсука, бурундука.На обдумывание дается 1 минута.Вывод. Если в гости кто придет,Знайте, что из речки вход.Учитель.Плавать их никто не учит,Им купанье – не наскучит,Ведь на лапках у бобренкаМежду пальцев перепонка.Ученик.Плавать может по-матроскиВ речке даже новичок.Хвост бобренка гладкий, плоский,Как телячий язычок.Помогает хвост рулитьИ еще быстрее плыть.Учитель.Шаловливому бобренкуОт рождения три дня…Переплыл малыш речонку,Отдалился от бобрят.Ученик.Вдруг осока зашумела…Там быть может много днейЩука страшная лежала,Словно бревнышко на дне.Учитель.Задрожал малыш от страхаВдруг увидев щучью пасть,И нырнул, как черепаха,Лишь бы в зубы не попасть.Внимание на экран, вопрос!- КАКИЕ ЕСТЬ ЕЩЕ ВРАГИ У БОБРОВ?Ответы: 1.Волк, лиса, выдра, щука.2.Муравей, медведь, крокодил.3.Заяц, стрекоза, воробей.Дети показывают ответ на карточках.Вывод: У бобров врагов немало – Щука, выдра, волк, лиса.- Но кроме выше перечисленных у бобров еще есть враги – рысь, сом, человек. Зверей на земле много. Но самое главное помните о том, что птицы, звери и рыбы – наши меньшие братья. Нужно любить их и охранять. Не пугай зверюшек, не губи детенышей, а зимой – подкорми.Обзор книг о бобрах.Звери всякие важны – звери всякие нужны. Ведь каждый из них делает свое полезное дело. А кто из них чем питается, я проверю через несколько минут, а пока слово жюри (подводят итоги).III. Кому что по вкусуВаша задача – распределить, кто что ест? Кто быстрее!Лиса грибыМедведь ягодыолень зайцыбелка мышкибурундук трававолк кустарникиПока дети распределяют, кто чем питается, проведем игру со зрителями.Игра со зрителями - Какой зверь самый хищный? (Крот)Он ненасытен, волчий аппетит, а также тигриный, львиный – пустяк по сравнению с кротовым. Крот съедает столько, сколько сам весит. Большой прожорливостью славится землеройка.IV. отгадать ребусы (кто быстрее) - Отгадать название животного из ребуса и найти его след, кто быстрей. Составь поначалу или концу пословицу:За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь)Вертится как ... (белка в колесе)– Как понимаешь?V. Чудо-Юдо! Что за зверь! Каждой команде выдаются конверты с частями животных. 1.Сложи животного.2.Назови его.3.Расскажи о его повадках.Пока дети работают в командах, звучит музыка.ЖЮРИ подводят итоги.Игра со зрителями1. Про кота, тигра, моржа мы говорим "усатый", но на самом деле никаких усов у этих зверей нет. Чувствительные волоски только по виду напоминают усы.– Как называются эти чувствительные волоски? (Вибриссы)2. Кто чует лучше всех? (Собака)Собака способна в безветренную погоду обнаружить дичь или человека на расстоянии 80 шагов. Чутье волка не уступит собачьему.- Сколько литров воды может выпить верблюд? (57)VI. Дальше, дальше, дальше …. Команда № 1Кто больше даст правильных ответов за 1 минуту. 1.Какое животное может обходиться без пищи несколько дней? ( Верблюд)2.Какой зверь самый чисто плотный? ( Барсук)3.Кто собирает яблоки спиной? (Еж)4.Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)5.У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (Заяц)6.Про какого животного европейцы говорили, что у него 2 хвоста? (Слон)7.Какой хищный зверь любит малину? ( Медведь)8.Как называется процесс с мены шерсти у животных? (Линька)9.Как назвать гнездо белки? (Гийно) 10.Подземное животное? ( Крот)11.Этот зверь не стережет добычу в засаде, как кошка, а догоняет ее? ( Волк)12.Поведение какого зверя предсказывает погоду? (Бурундук)13.У медведя няньку называют пестуном, а у волков нянька? (Переярок)Команда № 21.У какого зверя няньку зовут пестуном? (Медведь)2.Чье жилище называют гайно? (Белка)3.Какой лесной житель сушит грибы на дереве? ( Белка)4.Какие звери летают? ( Летучая мышь)5.Кого называют королем грызунов? (Бобр)6.Кто может смотреть в разные стороны? (Заяц)7.Кого называют шатуном? (Медведь)8.У какого животного самая длинная шея? (Жираф)9.Какой зверь запутывает свои следы, что его не выследишь? (Заяц)10.Кто носит ветвистые рога: самец или самка? (Самец)11.Когда родятся медвежата? (Зимой)12.Кто самый крупный из сухопутных зверей? (Слон)13.Что делает еж зимой? (Спит).ЖЮРИ подводят итоги.- Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательное царство животных. Зверей на земле много. Но самое главное по мните о том, что птицы, звери и рыбы – наши меньшие братья. Нужно любить их и охранять. Не пугай зверюшек, не губи детенышей, а зимой – подкорми. Знаем, что рыбе – нужна чистая вода, зверю – леса, степи, горы, а птице – воздух. Давайте охранять водоемы, леса, степи, горы. Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.ЗаключениеЭкологическое воспитание конечной целью, которого является формирование экологической культуры определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Важнейшей задачей экологического воспитания является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) в учебном процессе. Эти задачи также решаются в процессе самообразования, на занятиях внеурочной деятельности или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.Формирование у детей ответственного отношения к природе - длительный и сложный результат. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.Среди групповых форм внеклассной работы основной организационной формой является внеурочная деятельность. В внеурочной деятельности, как правило, наиболее целенаправленно и плавно строятся внеклассные занятия. Занятия и учет интересов учащихся будет способствовать развитию у членов внеурочной деятельности качества натуралиста - естествоиспытателя: наблюдательности, любознательности, пытливости и бережного отношения к природе. При организации работы необходимо опираться на инициативу и самодеятельность детей при сохранении руководящей роли учителя.Успех работы внеурочной деятельности зависит от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов, воспевающих и прославляющих родную природу.Литература:1.Базулина И.В. Развитие экологической культуры под открытым небом. // Начальная школа. - 2005. - №12.2.Бобылев Л.Д., Бобылева О.Д. «Экологическое воспитание младших школьников. Кружковая работа»//Начальная школа.-2003.-№5.-С.67.3.Воспитание экологической культуры школьника: Пособие для учителя. / Под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С. Дежниковой. - М.: Тобол, 1997. - 96 с.4.Дагбаева Н.Ж. Мир вокруг тебя: Учителю-организатору экологического воспитания школьников. –М., 2009.¬¬-126c.5.Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // Начальная школа. - 2004. - №66.Зайцева С.К. Экология для младших школьников. // Начальная школа. - 2005. - №4.7.Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации. //Советская педагогика. 2009.№9.С.16-22.8.Кайгородов Д.Н. Беседы о русском лесе. – М.: Белый город, 2010. – 304 с.9.Кириллова З. А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы //Начальная школа. - 1999, -№5, С. 25-27. 10.Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- М.: «Академия», 2000. - 160 с.