"Одежда. Головные уборы"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Одежда. Головные уборы"
Автор: Минаева Ксения Анатольевна

Тема: «Одежда» Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательнаяЦели: формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении; развивать и активизировать речь; воспитывать мотивацию познавательной деятельности.Предварительная работа: рассматривание, примерка одежды, выделение особенностей конструкции, формы, материала. Обогащенная практика узнавания и моделирования комплектов одежды по признакам назначения и функции. Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряжение, игры с одеждой, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду?», «О чем может «рассказать» одежда?»Ход деятельности1. Организационный момент.Слушание художественного произведения и его обсуждение.Воспитатель читает отрывок из произведения С.Я. МаршакаВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙВот какой рассеянныйС улицы Бассейной!Надевать он стал пальто –Говорят ему: не то.Стал натягивать гамаши –Говорят ему: не ваши.Вот какой рассеянныйС улицы Бассейной!Вместо шапки на ходуОн надел сковороду.Вместо валенок перчаткиНатянул себе на пятки.Вот какой рассеянныйС улицы Бассейной!..Вопросы:1. Что надевал на себя человек рассеянный? ( дети перечисляют.)2. Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Это одежда)3. Какую одежду носите вы? (Ответы детей)4. Ребята, а что вы знаете об этих предметах одежды? (Ответы детей)2. Постановка проблемной ситуации- Для чего нужна одежда? (Одежда нужна, чтобы защитить человека от холода, жары, пыли и различных травм, а также одежда украшает человека.)- Одежду люди носят с давних времен. Сначала ее изготавливали из шкур животных, добытых на охоте, приспосабливали для одежды растения. Со временем у людей появилась одежда из растительных и искусственных тканей, она стала разнообразнее, прочнее, привлекательнее. Скажите, есть ли одежда у животных? Какова «одежда» зверей? (Они покрыты шерстью)- А есть ли «одежда» у рыб? (Рыба покрыта чешуей)- Какой наряд у птицы? (Тело птиц покрыто перьями.)-Так называемые «материалы» одежды у животных не меняются – либо шерсть, либо перо, либо чешуйки. Вспомните, кто из животных меняет одежду. Кто бывает беленьким, сереньким? (Заяц). Как вы можете это объяснить? А что меняют животные в своем одеянии? (Цвет).- Действительно, некоторые звери два раза в год меняют свои шубки: весной и осенью. А человек меняет свою одежду в зависимости от погоды и от ситуации, в которой он находится.- Какую одежду мы носим в разные времена года? (одежда бывает зимняя, летняя, осенняя и весенняя.)- Перечислите зимнюю одежду. (Зимняя одежда – это шубы, пальто, пуховики.)- Перечислите осеннюю и весеннюю одежду. (К осенней и весенней одежде относятся куртки, свитера, перчатки, колготки.)- Перечислите летнюю одежду. (Летняя одежда – это платья, сарафаны, шорты, футболки, гольфы, носки.)- В любое время года мы можем быть дома, в гостях, заниматься спортом, отдыхать. Для каждого случая предназначена своя одежда.Воспитатель показывает иллюстрации к сказке «Золушка», где героиня сказки выполняет домашнюю работу, данную ей мачехой: моет, метет пол, перебирает зерна.- Что делает Золушка? Во что она одета? Почему? Для чего нужна домашняя одежда? (Домашняя одежда нужна, чтобы в ней удобно было выполнять бытовые дела, отдыхать после детского сада, школы, работы).- Назовите домашнюю одежду. (Рубашки, брюки, пижамы, платья, фартуки.)Воспитатель демонстрирует иллюстрации выступлений различных спортсменов.- Кто здесь изображен? Во что одеты гимнасты, пловцы, лыжники? Какую вы знаете спортивную одежду? (Это футболки, трико, шорты, спортивные купальники и т.п.)- Вы собрались идти с родителями в театр. Какую одежду вы наденете? (праздничный костюм, рубашку или красивое платье.)3. Познавательная деятельность1. Беседа по иллюстрациям «Одежда»- Назовите одежду, изображенную на иллюстрациях. (На одних иллюстрациях изображена спортивная, домашняя, сценическая, рабочая одежда, на других – принадлежности для сна, спортивный инвентарь, столярные, слесарные инструменты.)- Подумайте, можно ли соединить между собой эти иллюстрации? (Да, можно.)- С какой картинкой соедините рисунок ночной рубашки?(Картинку с ночной рубашкой нужно соединить с рисунком подушки, потому что оба предмета относятся к домашним вещам, причем ночную сорочку и подушку объединяет общее действие человека – он укладывается спать.)- С чем соединить картинку с изображением футболки? (Футболку нужно соединить с мячом. Это спортивная одежда.)- С чем соединить спецовку и комбинезон? ( Спецовку и комбинезон нужно соединить с инструментами. Это рабочая одежда.)- Кто шьет одежду? (Одежду шьют портной, швея, придумывает фасон модельер в ателье, дома же ее могут сшить мама, бабушка, старшая сестра на швейной машинке. Также одежду можно приобрести в магазине.)2. Игра «Ателье»- Давайте поиграем! Хотите поработать в ателье? Закройщик и модельер подготовили детали пальто, а швее нужно их правильно сшить.- Какие детали нужно добавить, чтобы получилось зимнее пальто) (Меховой воротник)Примечание: можно эти детали по отдельности расположить на фланелеграфе. Ребенок, пожелавший быть швеей, прикладывает каждую деталь на свое место.2. Разучивание стихотворения.- Предлагаю вам выучить стихотворение.Наша Маша маленька,На ней шубка аленька,Опушка бобровая,Маша чернобровая.- Продолжите стихи:Я рубашку сшила Мишке,Я сошью ему ...... (штанишки)З. Александрова3. Беседа о названиях частей одежды.Далее целесообразно закрепить знание детьми названий частей одежды. Они могут использовать свою одежду.- Какие вещи одевают на руки? (варежки, перчатки)- Что надевают на ноги? (на ноги одевают колготки, носки, чулки, брюки, лосины, джинсы, гольфы)- Что повязывают на шею? (Шею повязывают шарфом, косынкой, платком)- Какие дополнительные детали имеются на одежде? (необходимые детали на одежде – это пуговицы, замки, петли, кнопки, крючки)ФизкультминуткаДети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.Ох, испачкалась одежда,Мы ее не берегли,Обращались с ней небрежно,Мяли, пачкали в пыли.Надо нам ее спастиИ в порядок привести.В тазик воду наливаем,Порошок мы насыпаем,Всю одежду замочили,Пятна тщательно потрем,Постираем, прополощем,Отожмем ее, встряхнем.А потом легко и ловкоВсе развесим на веревках.А пока одежда сушится,Мы попрыгаем, покружимся.Дети садятся на свои места.4. Развивающие игры и задания1. Отгадывание загадок.Ребята, отгадайте загадки и назовите одежду.Входит в одну дверь,А выходит из трех.Думаешь, что вышел,А на самом деле вошел. (рубашка)Толстая, пушистая,Из меха шелковистого,Греет очень хорошо.В ней удобно и тепло. (шуба)Четыре вместе, один врозь,Впору, хоть его и брось.На руку надевается.Тепло сохраняется. (Варежка)2. Описание одежды.На демонстрационном стенде размещена схема, по которой дети должны дать описание любого предмета одежды. Каждый ребенок выбирает какой-либо один предмет одежды.- Вам необходимо описать предметы одежды по данной схеме.Схема «Описание одежды»:1. цвет одежды.2. материал, из которого она сшита,3. части (детали) одежды.4. время года, когда носят эту одежду. (сезон)5. для кого предназначена одежда?6. действия с одеждой.3. Настольно игровое задание «Надень на прогулку»- Это Маша со своей мамой. Они собираются на прогулку. Помоги им одеться. Найди и назови, какую одежду наденет Маша, а какую наденет мама. От каждого предмета проведи стрелочку к дочке или к маме. (разными карандашами)- Дети, вы хорошо справились с заданием. Мама и дочка пошли гулять. Мы с вами тоже отправимся в путешествие. Обычно, когда люди собираются в дорогу, они очень предусмотрительно поступают – основательно к нему готовятся. Что нужно взять с собой? (Ответы детей) итак, у нас «чемоданное» настроение. Будем укладывать вещи.4. Дидактические игрыА) «Собери вещи»На доску вывешиваются картинки с изображением двух чемоданов – с буквами «С» и «Ш», а детям предлагаются картинки, изображающие предметы одежды.- Ребята, вы должны правильно распределить одежду, в названии которой мы произносим звуки (с) и (ш). (Свитер, сарафан – в первый чемодан с буквой «С», а рубашка и шапка – в чемодан с буквой «Ш»)Б) «Лишний предмет»- Головные уборы (платок, шапка, сапоги, кепка);- Обувь (валенки, ботинки, пальто, туфли);- Одежда для тела ( куртка, шуба, шляпа, пальто).Выставляются карточки с предметами одежды, дети называют лишний предмет.В) «О чем может рассказать одежда?»- А теперь я вам покажу одежду, она «расскажет» вам о том, кто ее надевает. (показ и обсуждение разных моделей рабочей одежды)- Кто это? (Пожарный, повар)- Как вы догадались? Почему у пожарного именно такая рабочая одежда?- От чего она защищает? (Это спецодежда, она защищает его от огня, одежда не горит.)- Зачем повару для работы нужен халат? (Он работает с продуктами, халат нужен, чтобы не запачкать свою одежду, чтобы микробы не попали на продукты.)-А колпак? (Чтобы волосы не попали в пищу.)- как можно назвать всю одежду для работы? (Рабочая, специальная одежда)- Найди и покажи карточки с рабочей одеждой.- Кто работает в этой одежде? (Парикмахер, строитель, водитель, врач, продавец и т.д.)- Молодцы! После работы всегда хочется отдохнуть. Как вы любите отдыхать? (заниматься спортом, ходить в гости, в театр, путешествовать и т.д.)-А теперь найдите и покажите карточки с одеждой, в которой люди могут отдыхать.- Куда можно пойти в такой одежде? Как отдохнуть?5. РефлексияВопросы.- Давайте вспомним, с какими предметами мы знакомились на занятии.- Какие игры и задания вам понравились?-Что запомнилось больше всего?- А теперь ответьте на вопросы в стихотворении:дети, хочется спросить мне вас:что нужно надевать сейчас?Слушайте и размышляйте,А потом уж отвечайте!На улице холод, мороз,Руки стынут, мерзнет нос.Ну а нам гулять пора.Что наденет детвора?(Ответы детей)правильно, детишки,шубы, шапки и штанишки.Мы мороза не боимся,Нам тепло, мы веселимся.Зной, жара, и солнце светит.На прогулку вышли дети.В чем удобно вам гулять,От жары не изнывать?(Ответы детей)майки, шорты и панамы,платья, трусики, пижамы.(Дети могут возразить.)молодцы, мои друзья!В пижаме, конечно, гулять нельзя.Надев пижаму, ложись в кровать,Чтоб крепко, сладко....(засыпать).Дополнительный материалЗагадкиУ маленькой КатюшкиУселся на макушкеНе мотылек, не птичка –Держит две косички. (Бант)В обоих домиках темно,Зато жарище прямо,А коль засветится окно,Его починит мама. (Варежки)Как только отправляютсяОни зимой гулять,Жильцы в дома вселяются,И в каждый – целых пять. (Перчатки)Я любой девчонкеПрикрою волосенки.Прикрою и мальчишкеСтрижки – коротышки.От солнца я защита –Для того и сшита. (Панама)Ношу на голове поля,Но это вовсе не земля. (Шляпа)Не галстук он, не воротник,А шею обнимать привык.Он не всегда, а лишь тогда,Когда бывают холода. (Шарф)Черная, а не земля,Пушистая, а не снег.Греет, а не печка. (Шуба)КатюшкиВ деревушке три КатюшкиВзяли в руки три катушки,Шуре сшили сарафан,Сшили дедушке кафтан,Сшили бабушке жакет,Сшили дядюшке жилет.А девчонкам и мальчишкам,Всем Андрюшкам и НаташкамСшили яркие штанишки,Сшили пестрые рубашки.(А. Стройло)РомашкиЕсть на новом платьеУ меня кармашки,На кармашках этихВышиты ромашки.Ромашки, ромашки –Будто луговые.Ромашки, ромашки,Прямо как живые.(М. Плецковский)