ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
Автор: Сурнакина Светлана Александровна

Статья«Духовно-нравственное воспитание в учреждениях образования.Опыт работы»Сурнакина Светлана АлександровнаМБОУ Вешкаймский лицей имени Б.П. Зиновьева при УлГТУДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ "Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу добрых чувств".В.А. СухомлинскийГоворят, что если в человеке есть доброта, чуткость, доброжелательность, он как человек состоялся.В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из главных задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребёнка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, а также развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника осуществляется, прежде всего в процессе обучения. Вот уже более 30 лет я работаю в школе. За это время не один раз менялись учебники, переиздавались программы. Да и дети, пришедшие за парты уже не те, что были 20, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. Часто в представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Мне нужно еще много сделать, чтобы воспитать в детях нравственное чувство, воспитать в них доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, готовить ребят к вступлению во «взрослую» жизнь с ее нормами и требованиями. В этом плане велика роль уроков литературного чтения.Я работаю по программе «Школа России», используя в работе учебники авторов Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкого и др. В данных учебниках в каждом классе есть раздел «Устное народное творчество». В нём представлены большие и малые фольклорные жанры.Знакомясь с пословицами и поговорками, загадками, русскими народными песнями  у детей формируются такие нравственные понятия, как, уважение, доброта,  трудолюбие, любовь к Родине, к природе.Чувство гордости за свою Родину и ее славных защитников, чувство уважения к ее историческому прошлому формируются на основе фольклорного жанра – былина.Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвящённые сказкам «Иван - царевич и Серый Волк», «Сивка - Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добро воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Средством духовно-нравственного воспитания младших школьников являются басни И.А.Крылова, так как они помогают детям получить представления о нормах поведения в обществе, глубже понять мир.В.Г.Белинский писал о баснях Крылова так: «В них вся житейская мудрость, плод практической опытности, и своей собственной, и защищенной отцами из рода в род…»  В каждой басне есть мораль,  т.е. урок, поэтому они были и остаются актуальными в настоящее время. Анализируя басни, определяем, что в них ироническим образом высмеиваются характерные особенности, пороки героев басен – неискренность, лживость, невежество, нежелание замечать  свои недостатки и признавать ошибки и др. Кроме того посредством басен И. Крылов обогатил русский язык крылатыми, образными выражениями, которые скрывают в себе глубокий смысл.Басни Крылова, несомненно, способствуют воспитанию духовно-нравственных черт личности.Например, басня И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак» учит детей действовать при выполнении общего дела дружно, согласованно, иначе будет очень сложно добиться результата.Анализируя басню «Чиж и Голубь» и рассуждая над словами «Вперед чужой беде не смейся голубок», дети осознанно подходят к тому, что нельзя быть бездушным, равнодушным к беде других, а нужно прийти на помощь, тогда в трудную минуту тебе тоже протянут руку помощи.В ходе изучения басен  прошу детей ответить на вопросы, стимулирующие размышление учащихся, заставляли сопоставлять факты:- Приходилось ли вам в жизни встречаться с такими людьми?- Какой совет вы дали бы таким людям, если бы встретили?- Как бы вы поступили в данной ситуации?Басни И.А.Крылова конкретизируют и систематизируют нравственные представления обучающихся, расширяют словарный запас, помогают увидеть многообразие русского языка.Знакомясь с художественной литературой, обучающиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. После чтения и анализа рассказа А. Гайдара «Совесть» в ходе беседы ученики нашли ответ на вопрос «Откуда берётся совесть?»: из нашего знания правил поведения, нравственных законов - ведь если человек не знает их, то он и не понимает, что нарушает какие-то нравственные принципы, значит, и не переживает об этом, т.е. его не мучает совесть. Домашнее задание этого урока - написать мини-сочинение «Если бы не было совести».Обязательный элемент на моих уроках - обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Таким образом, мы видим, что содержание учебников «Литературное чтение» построено так, что учитель имеет огромные возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности младших школьников.