"Методы, средства и приемы повышения эффективности образовательной деятельности"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методы, средства и приемы повышения эффективности образовательной деятельности"
Автор: Марина Юрьевна Кузнецова
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИМинистерство просвещения и воспитания Ульяновской области Управление образования администрации МО"Мелекесский район" Ульяновской областиМБОУ "Основная школа с. Русский Мелекесс"РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности,по духовно-нравственному направлению«Хоровое пение»1-4 класс Уровень общего образования: начальная школа Учитель музыки: Кузнецова Марина ЮрьевнаКоличество часов по плану : 1-4 класс – 34 часа, в неделю 1час,Планирование составлено на основе сборника примернойпрограммы курса внеурочной деятельности образования«Хоровое пение» ФГБНУ «Институт развития стратегииобразования Российской академии образования», 2023 на 2024-2025 учебный годС.Русский Мелекесс 2024-2025Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «Хоровое пение» для 1-4 класса составлена на основе:-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287-ООП ООО МБОУ «Основная школа с .Русский Мелекесс», утвержденной приказом № 87/1 26.08. от_2023 г. с учетом Рабочей программы воспитания-Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МБОУ« Основная школа с. Русский Мелекесс », приказ № 30/1 от 23. 08. 2023 г.-Учебного плана МБОУ «Основная школа с .Русский Мелекесс» на 2023-2024 учебный год, приказ № 129 от 31.08. 2023 г.Примерной программы курса внеурочной деятельности образования «Хоровое пение» ФГБНУ «Институт развития стратегии образования Российской академии образования», 2022Цели и задачи программы«Хоровое пение» определяются в рамках обобщённых целей и задач ФГОС НОО и ООО, Примерных программ по музыке НОО и ООО, являются их логическим продолжением.Главная цель:Развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективную исполнительскую деятельность — пение в хоре. Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области«Искусство» в целом, и музыкального искусства в частности:1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, интонационно-художественного отражения многообразия жизни;3) реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к музицированию.Задачи:—развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных способностей обучающихся;—формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;—воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России; практическое освоение интонационно-образного содержания произведений отечественной музыкальной культуры;—расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран и народов;—понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка, направления, стили и т. д.;—формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу, ответственности за общий результат;—гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на окружающий мир;—улучшение физического и психического самочувствия, укрепление здоровья обучающихся;—создание в образовательном учреждении творческой культурной среды;—получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города, республики, страныМЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПрограмма «Хоровое пение» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся начального и основного общего образования (1— 4 и 5—9 классы). Возможно и допускается расширение сферы её применения также на ступень полного (среднего) общего образования при наличии соответствущих потребностей обучающихся и запросов от родителейХоровые занятия проводятся преимущественно во второй половине дня. Частота и регулярность занятий — по 1 ч 1 раза в неделю. Основное содержание занятий — пение, освоение соответствующих теоретических и практических умений и навыков, концертно- исполнительская деятельность Содержание учебного предмета.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАОсновным содержанием обучения и воспитания по программе «Хоровое пение» является опыт проживания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями коллективного исполнения вокально-хоровых произведений (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно- нравственное становление, воспитние чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания). Непосредственная певческая деятельность рассматривается «как процесс личностного интонационного постижения смысла музыкального образа посредством проживания-впевания каждой интонации». Содержание внеурочных занятий по «Хоровому пению» вытекает из содержательной логики изучения предмета «Музыка», которое структурно представлено девятью модулями в основной школе.Музыкальная грамотаНоты певческого диапазона, длительности и паузы, основные музыкальные размеры, штрихи, динамика, дополнительные обозначения в нотах (реприза, вольта, фермата и др.). Знаки альтерации. Лад, тональность, тоника. Интонация, мотив, фраза. Одноголосие, многоголосие. Мелодия,аккомпанемент. Интервалы, аккорды. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, куплетная, рондо).Жанры музыкального искусстваОсновные черты жанра, характер, музыкально-выразительные средства, отражённое в жанре жизненное содержание. Простейшие жанры: песня, танец, марш. Жанровые сферы: песенность, танцевальность, маршевость. Жанры камерной вокальной музыки XIX—XX вв. (романс, вокализ, ноктюрн, серенада, баркарола и др.).Музыка в жизни человекаСтремление человека к красоте. Хор — музыкальное единство людей. Особое переживание — слияние голосов в пении. Музыкальный образ, настроения, мысли и чувства, которые передаёт музыка. Образы природы, людей, событий (музыкальные пейзажи, портреты и т. п.). Песни, посвящённые Родине, семье, образам детства, дружбе, войне, праздникам и др. Выстраивание хорового унисона, поиск красивого тембра звучания хора. Разучивание, исполнение песен, в которых раскрывается внутренний мир человека, чувства и жизнь ребёнка, образы близких людей. Работа над песнями и хорами, воспевающими красоту родной природы, подвиги героев, любовь к Родине, другие темы, созвучные базовым национальным ценностям. Публичные выступления на праздниках, фестиваляхМузыка моего краяТрадиционный песенный фольклор малой родины — обработки народных мелодий для детского хора. Гимны, песни-символы родного края, своей школы, республики. Вокальные произведения композиторов-земляковМузыка народов РоссииРусские народные песни и песни других народов России в обработках для детского хора Музыка народов мираПесни народов мира в обработках для детского хора Духовная музыкаОбразцылитургическоймузыкирусских изарубежныхкомпозиторов- классиков,сочинения современных композиторов на канонические тексты —песни и хоры духовного содержанияКлассическая музыкаСветская музыка русских и зарубежных композиторов-классиков в обработках для детского хора. Произведения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, Д. Каччини, Д. Перголези, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шуберта, Э. Грига, А. Дворжака, М. Глинки, П. Чайковского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, А. Аренского, С. Рахманинова, Ц. Кюи, А.Гречанинова, В. КалинниковаСовременная музыкальная культураВокальные произведения для детей современных композиторов, в том числе песни, написанные современным музыкальным языком, в джазовом стиле ит. д.Сочинения композиторов С. Баневича, Р. Бойко, М. Дунаевского, А. Зарубы, В. Кикты, Е. Крылатова, З. Левиной, Ж. Металлиди, Р. Паулса, А. Пахмутовой, Е. Подгайца, М. Ройтерштейна, М. СлавкинаМузыка театра и кино, связь музыки с другими видами искусстваПесни и хоры из кино и мультфильмов, фрагменты из мюзиклов, опер, театральных постановок. Сочинения композиторов Ц. Кюи, М. Коваля, М. Красева, Э. Л. Уэббера, Ф. Лоу, Р. Роджерса, Дж. Гершвина, А. Миллера, Е. Крылатова, И. Дунаевского, М. Дунаевского, А. Журбина, А. Семёнова, Ю. Галахова, Б. ЧайковскогоУпражнения, распевания Упражнения на чёткое, лёгкое исполнение мелких длительностей в подвижном темпе при одновременном решении двух задач: интонационная точность и чёткая дикция.Упражнения на развитие гармонического слуха (спеть нижний звук из двух, средний звук из трёх). Упражнения, состоящие из 5—8 звуков: на развитие гибкости голоса, звуковысотного и динамического диапазона. Распевания по принципу секвенций на основе нисходящих и восходящих мотивов (отрезки звукоряда, трезвучия), исполняемые различными штрихами. Пение гамм с названием нот и на разные слоги, пение с переносом по тетрахордам. Распевания А. Яковлева, в т. ч. с элементами двухголосия, ломаного арпеджированного движения мелодии.Примерныйрепертуар Русские народные песни А мы просо сеяли.Ах, утушка луговая У зари-то, у зоренькиКак пойду я на быструю речку Как у наших у ворот.Музыка народов России, других народов мираГолос Родины моей.Тувинская народная песня. Обработка М. Грачёва, русский текст О. Грачёва. Горный край. Алтайская народная песня. Обработка М. Грачёва, русский текст О. Грачёва.Красные ветки клёна. Калмыцкая народная песня. Обработка М. Грачёва,русский текст М. Лапирова.Верблюжонок. Казахская народная песня.Бульба. Белорусская народная песня. Русский текст О. Румер.Путь в горах. Болгарская народная песня. Обработка А. Животова, переводС. Болотина. Русская и зарубежная классикаГимн ликования. Музыка И. С. Баха, слова Я. Родионова. Детские игры.Музыка В. Моцарта, русский текст Т. СикорскойЛеснаяпесня.МузыкаЭ.Грига,словаГ.Х.Андерсена,переводТ. Ефременковой.Заход солнца. Музыка Э. Грига, слова А. Мунка, перевод С. Свиренко(двухгол.). Песни современных композиторовМатерям погибших героев. Музыка Г. Струве, слова Л. Кондрашенко. Утро. Музыка Р. Бойко, слова С. Есенина.Речкина песня. Музыка Е. Подгайца, слова М. Веховой. Эхо. Музыка Е. Подгайца, слова В. Мусатова.Лунный ёжик. Музыка Е. Подгайца, слова А. Ильяшенко.Дарите музыку друг другу. Музыка О. Юдахиной, слова В. Степанова. Снилось мальчишке море. Музыка Н. Мартынова, слова Л. Норкина. Весенняя песня. Музыка Р. Лагидзе, русский текст М. Вайнштейн.Песенка вешняя. Музыка В. Серебренникова, слова А. Матутиса.Новый год идёт. Музыка и слова А. Ермолова.Кот лета. Музыка С. Плешака, слова Б. Заходера.Небо плачет (из цикла «Пять песен на стихи Аспазии»). Музыка Р. Паулса, перевод О. Петерсон.Всем, всем добрый день! (из кантаты «Всем, всем добрый день»). Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.Крылатыекачели.Этознаетвсякий.(Изтелефильма«Приключения Электроника».) Музыка Е. Крылатова, слова Ю.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЛичностные результаты освоения программы «Хоровое пение» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного само определения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно- просветительских акций, праздничных мероприятий.Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной деятельности, при подготовке концертов, фестивалей, конкурсов.Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.Ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самоймузыки, а также на материале доступной текстовой, аудио- и видеоинформации о различных явлениях музыкального искусства, использование специальной терминологии.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества.Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыкиуправления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫМетапредметные результаты, достигаемые при освоении программы«Хоровое пение», отражают специфику искусства как иного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтому основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную сферудеятельности обучающихся. 1. Овладение универсальными познавательными действиями. Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы«Хоровое пение» реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления, которое связано с формированием соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе:Базовые логические действия:—выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;—устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;—сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального искусства;—обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;—выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля. 1.2. Базовые исследовательские действия:—следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса,«наблюдать» звучание музыки;—использовать вопросы как инструмент познания;—формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнении—составлять алгоритм действий и использовать его для решения исполнительских и творческих задач; —проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.1.3. Работа с информацией:—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев;—понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;—использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;—выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;—оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;—различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей;—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.Овладение универсальными коммуникативными действиями Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы«Хоровое пение» реализуется, в первую очередь, через совместную певческую деятельность. Она предполагает не только групповую форму работы, но формирует более сложную социальную общность обучающихся— творческий коллектив. Хоровое пение — один из немногих видов учебной деятельности, идеально сочетающих в себе активную деятельность каждого участника с ценностью общего результата совместных усилий Специфика взаимодействия в процессе вокально-хорового исполнительства определяется не только особыми формами передачи информации музыкальными средствами (минуя вербальные каналы коммуникации), но и неповторимым комплексом ощущений, эмоциональным переживанием психологического единства поющих, известных как феномен «соборности». Данные условия определяют уникальный вклад хорового пения вформирование совершенно особых коммуникативных умений и навыков в составе базовых универсальных учебных действий.Невербальная коммуникация:—воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесной передачи смысла музыкальногопроизведения;—передавать в собственном исполнении художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому музыкальному произведению;—осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;—эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;—распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты, в том числе дирижёрские жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.Вербальное общение:—воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;—выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;—понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;—вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалог. публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.Совместная деятельность (сотрудничество):—развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия;—понимать и использовать преимущества и специфику коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;—принимать цель совместной деятельности, коллегиально строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;—уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;—оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена коллектива в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой, коллективом.Овладение универсальными регулятивными действиями. В хоре, в отличие от других видов деятельности, личные результаты обучающихся обретают подлинную ценность только в качестве вклада каждого участника хорового коллектива в общее дело. Поэтому в рамках программы «Хоровое пение» регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными. Самоорганизация и рефлексия приобретают ярко выраженные коллективные черты, нередко предполагают корректировку личных интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого коллектива в целом.Самоорганизация:—ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;—планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера; —выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;—самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;—делать выбор и брать за него ответственность на себя.Самоконтроль (рефлексия):—владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;—давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;—предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценкуприобретённому опыту.Эмоциональный интеллект:—чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;—развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально- опосредованного общения, публичного выступления;—выявлять и анализировать причины эмоций;—понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно- интонационную ситуацию;—регулировать способ выражения собственных эмоций.Принятие себя и других:—уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам—признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;—принимать себя и других, не осуждая;—проявлять открытость;—осознавать невозможность контролировать всё вокруг.ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате занятий хоровым пением школьники научатся:—исполнять музыку эмоционально выразительно, создавать в совместном пении музыкальный образ, передавая чувства, настроения, художественное содержание;—понимать мировое значение отечественной музыкальной культуры вообще и хорового исполнительства в частности, чувствовать себя продолжателями лучших традиций отечественного хорового искусства;—петь в хоре, ансамбле, выступать в качестве солиста, исполняя музыкальные произведения различных стилей и жанров, с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и многоголосные;—исполнять русские народные песни, народные песни своего региона, песни других народов России и народов других стран, песни и хоровые произведения отечественных и зарубежных композиторов, образцы классической и современной музыки;—владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения, понимать специфику совместного музыкального творчества, чувствовать единение с другими членами хорового коллектива в процессе исполнения музыки;—петь красивым естественным звуком, владеть навыками певческого дыхания, понимать значения дирижёрских жестов, выполнять указания дирижёра;—ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона (на материале изученных музыкальных произведений);—выступать перед публикой, представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкально- исполнительской, творческой деятельности, принимать участие в культурно- просветительской общественной жизни.Петь выразительно, передавая основное настроение, характер песни;петь в унисон в диапазоне d1 – d2, негромко (динамика mp-mf), напевным, лёгким звуком, используя мягкую атаку; освоить приёмы звуковедения legato, non legato;исполнять простые песни детского репертуара (одноголосные, диатонические, с простым, повторяющимся ритмическим рисунком, краткими фразами, с преобладанием поступенного мелодического движения) преимущественно кантиленного характера, с сопровождением;знать правила певческой установки (спина прямая, плечи опущены, мышцы лица свободные), соблюдать её во время пения;понимать значение правильного дыхания; во время пения дышать, не понимая плеч, стараться делать мягкий вдох через нос, выдох в течениемузыкальной фразы;в процессе пения ясно и чётко произносить слова; точно и выразительно произносить слова упражнений, распеваний;понимать основные дирижёрские жесты (внимание, начало, окончание пения), стремиться к одновременному вдоху и одновременному окончанию фразы;обращать внимание на точность интонирования, громкость и манеру пения, слушать себя и хор во время пения;уметь прохлопать пульс, ритмический рисунок разучиваемых музыкальных произведений;петь мелодии разучиваемых песен, попевок с опорой на простую (дидактически упрощённую) нотную запись;ориентироваться в элементах нотной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, ноты первой октавы; длительности: половинная, четверть, восьмая, четвертная пауза; лига, реприза;понимать значение понятий и терминов: ритм, звук, высота звука, мелодия, аккомпанемент, унисон;различать на слух основные элементы музыкальной речи: темп (быстрый,медленный, умеренный), динамика (громко, тихо, умеренно), регистр (высокий, низкий, средний);отражать в различных формах двигательной активности элементы музыкального языка, закономерности звучания (звучащие жесты, двигательное моделирование, ручные знаки и др.)иметь опыт выступления с хором в своём образовательном учреждении перед другими обучающимися, учителями, родителями.Тематическое планирование