«Арт-терапия как одно из эффективных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Арт-терапия как одно из эффективных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»
Автор: Елена Геннадиевна Бордукова

«Арт-терапия как одно из эффективных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работес детьми с ОВЗ»При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих  способностей , школьной мотивации  в  учебно-воспитательном  процессе.Искусство более чем любая другая область общественной жизни, может оказывать положительное влияние на развитие ребёнка с любой степенью ограничений здоровья. Это доказанный наукой факт. На нём основано лечение средствами искусства – арт-терапия.На учебных, коррекционно-развивающих занятиях стараюсь широко применять технологии Арт-терапии. (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др. В Российской энциклопедии указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности. К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.Арт-терапия выполняет такие важные функции в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как:· освобождает от негативных состояний;· снимает нервно – психическое напряжение;· формирует адекватное межличностное поведение, самооценку.В настоящее время арт-терапия включает в себя такие виды как:
  • Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.
  • Имаготерапия – театрализация психотерапевтического процесса.
  • Фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе.
  • Игровая терапия – метод коррекции посредством игры.
  • Изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
  • Либропсихотерапия и библиотерапия – воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции.(чтение сказок)
  • Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе)
  • Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.Техники арт-терапии:Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений;образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;переноса сказочных смыслов в реальность;активизации ресурсов, потенциала личности;экологического образования и воспитания ребенка;улучшения внутренней природы и мира вокруг.Для прослушивания и обсуждения используются сказки:- народные; -литературные; - авторские сказки; - придуманные сказки (на свободную, на заданную тему). Посредством сказочных образов, их действий, дети могут:
  • найти выход из различных сложных ситуаций;
  • увидеть пути решения возникших конфликтов;
  • усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
  • Это еще и терапия средой, сказочной обстановкой, в которой могут появиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны.Сказочная куклотерапияВ рамках сказочной куклотерапии реально воплощаются воображаемые образы, что, собственно, многие и называют волшебством. Возможно использование трех вариантов куклы-марионетки: пальчиковые куклы, куклы рукавички, теневые куклы. В сказкотерапии важен и процесс изготовления куклы - процесс творения новой сказочной жизни и игра с куклами - вхождение в персонаж. Благодаря куклотерапии создается особая "терапевтическая" среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом.Работа с куклой позволяет:
  • Совершенствуется мелкая моторика рук и координация движений;
  • Нести ответственность за управление куклой;
  • Проявлять через куклу те эмоции и чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять.
  • Осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы;
  • Научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
  • Развивать произвольное внимание;
  • Совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.
  • Куклотерапию как часть имаготерапии можно легко использовать в работе учителя начальной школы. Работа с куклой помогает самостоятельно каждому ребенку корректировать свои движения различных групп мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный и другие основные аппараты человеческого организма, снимает комплекс неполноценности самой личности.Песочная терапияК. Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»Какие дети особенно нуждаются в этом виде терапии? Дети, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. особенно нуждаются в Песочнице. Как показали исследования, Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем. Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" .Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку.Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально (словами).ИгротерапияИгротерапия - процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в которой на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного "я", успешное моделирование собственного настоящего и будущего. Для детей с ОВЗ целесообразно использовать игры с пуговицами.Благодаря массажу мы активизируем так называемый "мануальный интеллект", находящийся на кончиках пальцев рук и ладонях. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие, является условием успешного взаимодействия с окружающим миром.Перед началом игры необходимо разработать специальные сюжеты, в которых перед ребёнком возникают различные конфликтные ситуации, близкие ему по значению. Рекомендуется детям поочерёдно меняться ролями.Игровую психокоррекцию в форме сюжетно-ролевой игры рекомендуется использовать при работе с детьми с выраженными межличностными конфликтами и с нарушением поведения. Д. Леви предлагает для освобождения от склонности к агрессивному поведению вводить в игру такие действия как бросание предметов, прокалывание воздушных шариков и т.п.В психокоррекции детей с агрессивным поведением широко используется музыкотерапия.Опыт показывает, что наиболее приемлемой для работы в коррекционной школе является классическая и народная музыка, так как она особенно благотворно воздействует на детей с интеллектуальными нарушениями, «упорядочивает» их психику.Может использоваться музыка и для сопровождения изобразительной деятельности, что также повышает эффект действия обоих средств искусства.Рисование под музыку даёт хороший диагностический материал; с изменением состояния в лучшую сторону меняется и цветовая гамма – от тёмных ахроматических цветов к светлым, ярким.Музыка регулирует психоэмоциональное состояние детей:
  • уменьшает чувства тревоги и неуверенности;
  • уменьшает раздражительность, разочарование;
  • снимает напряженность в отношениях с другими людьми ;
  • улучшает самочувствие, активность, настроение ;
  • уменьшает злобность, агрессию.
  • Изотерапия – это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии используются при создании положительной мотивации, помогают преодолеть страхи детей перед трудностями, создать ситуацию успеха, а также воспитывают чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Такие занятия имеют огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.
  • Можно понаблюдать за учеником: какие цвета он выбирает для своего рисунка.
  • Если листы изрисованы резкими чёрными или красными линиями, местами прорваны – пора бить тревогу, Ваш малыш живёт в состоянии глубокого стресса.
  • Частое использование чёрного цвета предупреждает о появлении «зоны мрака» в душе Вашего малыша, такие зоны могут скрывать ужасающие секреты, не пропускайте это мимо своего внимания.
  • Использование коричневого и серого цвета говорит о надвигающейся депрессии.
  • Красный в больших количествах говорит о склонности к агрессии.
  • Оранжевый цвет очень позитивен, явный признак большого запаса энергии.
  • Жёлтый – цвет лёгкого веселья, радости.
  • Синий, голубой – цвета спокойного комфортного состояния души.
  • Зелёный – цвет развития, роста, его наличие в рисунке не может не радовать Наличие на детском рисунке сексуальных символов, должно напугать любого родителя.
  • Наличие в живописи сцен насилия также должны Вас привести в боевую готовность.
  • Библиотерапию используют многие педагоги. В календарный план ежедневно включаем чтение художественной литературы. Дети с удовольствием слушают сказки, рассказы, стихи, небылицы и др., сопереживают героям, живо эмоционально откликаются на сюжетные события. Они принимают активное участие в обсуждениях, драматизациях, театральных постановках. При этом проявляют находчивость, используют средства выразительности (интонацию, мимику, жесты) . В основе библиотерапии лежит использование специально литературного материала с целью решения различных личностных проблем ребенка.  Материалом для чтения могут быть произведения, абсолютно различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки и т. д.), поэзия (стихи, поэмы).
  • В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии — сказкотерапия, в основе ее лежат сказки с различным смыслом.С помощью сказкотерапии можно оказать помощь детям с различными психологическими проблемами (агрессивным, пассивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств).Сказка позволяет детям раздвигать рамки их обычной жизни, переживать сложные явления и чувств, в доступной форме постигать эмоциональный мир чувств и переживаний.Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Учебные занятия в основном строим на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет нам включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта, создать ситуацию успеха для вех детей группы.Рекомендую использовать на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья арттерапевтические методики в качестве корректирующего и профилактического средства, как своеобразный способ развития детей и исключения причин эмоционального дискомфорта и психического нездоровья.В заключение хочется привести слова В. А.Сухомлинского: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».