Использование информационно-коммуникационных технологий в организации коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими нарушения речи.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование информационно-коммуникационных технологий в организации коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими нарушения речи.
Автор: Киселева Росина Александровна
Использование информационно-коммуникационных технологий в организации коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими нарушения речи.ВведениеФедеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.»). Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В развитии этого направления немалое значение имеет работа педагога –психолога по организации взаимодействия и сотрудничества с родителями.В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий, информатизация психолого-педагогического процесса в работе с родителями приобретает важное значение. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в школе, но и в дошкольных учреждениях. Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой.Интернет - общение с родителями может стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности психолога, родителей и педагогов. Для достижения полноты и качества использования научных и практических знаний в деятельности педагога-психолога требуется создать эффективную систему информационного обеспечения. Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (родителей, педагогов), обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности.Актуальность темыИсследования по использованию Интернет - общения убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого подхода, но и особую роль во взаимодействии родителей с психологом. Анализируя деятельность педагога - психолога по работе с родителями, хочется отметить, что сложившаяся система работы требует новых подходов.В ДОУ сложилась традиционная система, позволяющая вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно поставленным задачам. Однако, в силу высокой занятости родителей, остается проблемой привлечение семьи к сотрудничеству в решении возникающих трудностей воспитания и обучения дошкольников. На наш взгляд, это происходит при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. Чаще работа с родителями ведется в направлении, при котором семья является лишь объектом воздействия. В результате, обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.Информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях, но для общения с психологом необходима возможность получения индивидуальной или конфиденциальной информации. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления использования новых технологий, нетрадиционных форм во взаимодействии психолога с семьей, на сегодняшний день является одним из самых актуальных. В связи с этим и возникла необходимость создания проекта «Инновационные подходы в работе педагога-психолога по организации взаимодействия и сотрудничества с родителями на современном этапе».Создание и применение общей электронной почты для общения с родителями может стать источником информации учебного, методического и воспитательного характера, позволит в реальном режиме времени узнавать о проблемах, возникающих в обучении и воспитании ребенка.Значимость проекта состоит в том, чтобы достичь доступности общения родителей с педагогом- психологом в любое время и с любого компьютера.Главная цель внедрения нашего проекта – создание информационного пространства, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны родители и педагог – психолог.Задачи проекта1. Создать активно действующую, работоспособную систему поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникационных технологий.2. Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения психолого-педагогической деятельности.3. Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по всем направлениям работы педагога-психолога.4. Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии с педагогом –психологом.Поэтапный план реализации проекта и сроки выполнения работыДля реализации проекта необходимо наличие компьютера и подключение его к системе интернет.1 этап – организационныймониторинг родителей, воспитателей, желающих получать информацию об успехах в продвижении работы по психопрофилактическим занятиям;анкетирование, беседы с родителями и педагогами для выяснения вопроса о необходимости создания онлайн клуба;беседы для выявления психологических проблем по котором родители хотят получать подборку научной литературы, рекомендации, памятки и др.;опрос родителей для выявления удобных дней и времени рассылки информации, интернет – связи.2 этап – внедренческийсобрать эл. адреса родителей желающих получать информацию;создать адрес эл. почты, для общения с родителями;собрать банк психолого-педагогической литературы в эл. виде, для самообразования родителей;подготовить в электронном виде рекомендации по запросу родителей;собрать и в дальнейшем накапливать информацию для портфолио детей (результаты психодиагностики, фотографии, детские работы, индивидуальные творческие проекты, рисунки и тд.);донести информацию до родителей о возможности общения с психологом по электронной почте.3 этап – результативныйпроведение консультаций в режиме онлайн, для определения и разработки совместных методов психопрофилактической коррекции поведения ребенка;рассылка по электронной почте памяток, конспектов лекций и семинаров, тем родителям, которые не могут присутствовать на собрании;информирование родителей по электронной почте о проведении тренингов. Запись на участие в тренинге по интересующей темам;организация психолого-педагогического сопровождения онлайн встреч с участием воспитателей, музыкального работника, педагогов дополнительного образования, ст.воспитателя и других участников педагогического процесса;разработка конспектов психопрофилактических занятий «Письмо маме» (ребенок на компьютере рисует или пишет письмо маме, а затем, с помощью педагога отсылает его по эл. почте. Ребенок сообщает родителям о своем настроении, и тд.);разработка способов электронного анкетирования, опроса родителей;проведение онлайн тренингов по интересующей теме;формирование позитивного отношения родителей к МАДОУ и в частности к воспитателям, путем мини-сообщений по электронной почте об успехах ребенка.Ожидаемые результаты:Повышение эффективности процесса взаимодействия педагога –психолога с родителями воспитанников ДОУ.Повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей.Личностно – профессиональный рост педагогов в направлении по работе с родителями.Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов.Повышение педагогической культуры родителей.