«Формирование словаря прилагательных у младших школьников с общим недоразвитием речи»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование словаря прилагательных у младших школьников с общим недоразвитием речи»
Автор: Дурновцева Руслана Витальевна

Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речиПояснительная записка.Данная методика разработана для учителей-логопедов образовательного учреждения. Чем характеризуется речь младшего школьника? В младшем школьном возрасте сохраняется наличие ситуативной и контекстной речи, что является нормой развития. Высказывания младших школьников свободны, непосредственны. Часто это простая речьречь- повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная реактивная (диалогическая) речь. На протяжении младшего школьного возраста происходит развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической. Речевое развитие младших школьников – одна из основных остро стоящих проблем обучения русскому языку. Наиболее актуальным направлением современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи.Положения педагогической психологии П.Я. Гальперина, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии об особенностях обучения детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах, являются основой методики формирования синтаксического строя речи младших школьников. Бурное развитие лингвистики текста легло в основу методических работ Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой по развитию связной монологической речи для русских и национальных школ.Во-первых, ими определено, что речь – это деятельность, совокупность практических умений школьника, формирующихся в процессе общения. Язык же – это средство общения, знаковая система, используемая в речи для общения.Во-вторых, в методике была осознана коммуникативная функция языка: речевые упражнения не сами по себе, а для целей общения, коммуникаций.В-третьих, развитие речи в школе приобрело целенаправленность, стало связано с обучением следующим умениям: построению текста, составлению описания и т.д.В-четвертых, были определены конкретные умения учащихся, над которыми работают и учитель, и учащиеся, что позволило сделать всю работу по развитию речи целенаправленной, более конкретной, дало основание говорить о системе в развитии речи.До недавнего времени в методической науке и школьной практике господствовало мнение о том, что содержательная сторона речи детей формируются стихийно, под влиянием чтения и письма, что в школе не требуется специальной работы по обогащению речи детей языковыми единицами: словами, словосочетаниями, предложениями.С.П. Редозубов, М.Л. Закожурникова, И.С. Рождественский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин отмечают низкий уровень речевого развития, отсутствие системы работы по ее совершенствованию.Обучение родному языку в начальных классах преследует в первую очередь практические цели – воспитание у школьников любви к родному языку и литературе на этом языке, формирование личностных качеств – самостоятельности, активности, трудолюбия, настойчивости в достижении целей, развитие мышления учащихся, формирование языковых умений и навыков и др.Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Речь появляется еще в раннем детстве и постепенно обогащается, усложняется. В толковых словарях сущность понятия «речь» раскрывается, как способность «говорить, говорение; звучащий язык; разновидность или стиль языка». Психологи утверждают, что речь для младшего школьника является средством активной деятельности и успешного обучения.Методические исследования В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, В.В. Бабайцевой, Л.Ю. Максимова, Н.И. Политовой по развитию речи учащихся начальных классов направлены на обеспечение преемственности и непрерывности в развитии речи дошкольников и школьников на соответствующих уровнях обучения.У младших школьников развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, а также мышления).К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний - от 3000 до 7000 слов.Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания.Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность. Ребенок, поступивший в школу, вынужден перейти от «собственной программы» обучения речи к программе, предлагаемой школой.Ребенок использует также и ситуативную речь. Эта речь уместна в условиях непосредственного включения в ситуацию. Но учителя интересует, прежде всего, контекстная речь, именно она - показатель культуры человека, показатель уровня развития речи ребенка. Если ребенок ориентирован на слушателя, стремится подробнее описать ситуацию, о которой идет речь, это значит, что он уже понимает цену общению.Методы логопедической работы по развитию лексикиу младших школьников с общим недоразвитием речи.При проведении логопедической работы по развитию словаря прилагательных необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.Трудности, выявленные в ходе изучения словаря прилагательных у детей с общим недоразвитием речи объясняются их поздним усвоением в онтогенезе. Полученные данные сопоставляются с мнением исследователей о преимущественной несформированности антонимии, синонимии у школьников с общим недоразвитием речи.С учетом этих факторов формирование словаря прилагательных проводится по следующим направлениям:- расширение объема словаря прилагательных параллельно с расширением представлений об окружающей действительности (цвете, величине, форме, признаках высоты, толщины) на основе умения сравнивать предметы по различным признакам; формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.);Последовательность логопедической работы по обогащению словаря прилагательных должна учитывать частотный словарь детей младшего школьного возраста, а также выявленные особенности словаря прилагательных младших школьников с общим недоразвитием речи.- уточнение значений слов;- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);- организация семантических полей, лексической системы;Развитие лексической системности осуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладения парадигматическими связями слов.На начальном этапе работ проводится группировка, объединение слов по семантическим признакам. В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля    выделение ядра, периферии установление парадигматических связей на основе противопоставлений и аналогии.      - активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.В каждом направлении формирования словаря прилагательных определяются основные задачи, содержание, методы.Логопедическое воздействие по развитию словаря прилагательных у младших школьников может осуществляться по следующим направлениям:1. Развитие словаря обобщающих слов;2. Обогащение словаря синонимов;3. Обогащение словаря антонимов;4. Развитие активного словаря прилагательных;5. Развитие пассивного словаря прилагательных.
  • Развитие пассивного словаря прилагательных;
  • Задачи:      - Обогащение пассивного словаря прилагательных;- Развитие словесно-логического мышления;- Развитие слухового внимания и памяти Примерные виды заданий:1. Отгадывание по картинкам загадок – описаний.Содержание: предлагается несколько картинок с животными, из которых требуется выбрать подходящую.Например:Я большой, грозный, с длинной гривой (лев)Я пятнистый, высокий, с тонкой шеей (жираф).Я рыжая, шустрая, люблю орехиЯ большой, серый с длинным хоботом (слон)Я серенький, маленький с длинным хвостиком (мышонок)Я с длинной шеей, горбатый и тонкими ногами (верблюд)Я рыжая, хитрая, с пушистым хвостом (лиса)2.Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.Содержание: предлагается выбрать предмет по его описанию.Например:Это овощ. Длинный, зеленый, хрустящий (Огурец)Это овощ. Красный, круглый, вкусный. Что это? (Помидор)Это овощ. Оранжевая, длинная, хрустящая (Морковь)II направление логопедической работы.
  • Активизация и обогащение словаря прилагательных
  • Задачи:- Актуализация и обогащение словаря прилагательных;Примерные виды заданий:1. «Назови лишнее слово».Содержание: детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему.Крепкий, надежный, далекий, прочный;Смелый, звонкий, храбрый, отважный;Ломкий, долгий, хрупкий, слабый;Глубокий, печальный, грустный, унылый.Старый, дряхлый, изношенный, маленький, ветхий2. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного.Ответы на вопросы «какой», «какая?», «какие?», «какое?»Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.Например: Цветок (какой он?) – синий, голубой, васильковый, нежный, красивый, изящный, полевой.3. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой», «какая?», «какие?», «какое?»Содержание: Дети должны подобрать как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.Идет (какой?) дождикДождик – весенний, теплый, колкий, мокрый, долгий, грибной.
  • Обогащение словаря антонимов.
  • а) развитие пассивного словаря антонимовЗадачи:- Развитие антонимии- Развитие словесно-логического мышления;- Развитие слухового внимания и памятиПримерные задания:1.Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля»Содержание: Предлагаются картинки, из которых надо выбрать слова - «неприятели»Большой, низкий, маленькийДлинный, большой, короткийРадость, грусть, смехБрать, поднимать, опускатьБольшой, высокий, низкийДень, сутки, ночьб) Активизация и закрепление словаря антонимовЗадачи: - Актуализация антонимов- Развитие связной речи- Развитие слухового внимания и памятиПримерные виды заданий:1. Игра «Я начну, а ты закончи предложение».Содержание: Предлагаются предложения, которые надо продолжить словом - «неприятелем»Камень тяжелый, а пушинка…Летом тепло, а зимой…Белка скачет быстро, а улитка ползает…Сметана густая, а молоко…Днем светло, а ночью…Фея добрая, а ведьма…Слон большой, а комар…Сахар сладкий, а горчица…Лев храбрый, а заяц…Дерево высокое, а куст…Ручеек узкий, а река…Сегодня мне весело, а вчера было…2. Игра «Сравни!».           По вкусу: лимон и конфету.           По цвету: снег и сажу.           По высоте: дерево и куст.           По толщине: канат и нитку.           По ширине: реку и ручеек.           По возрасту: ребенка и старика.           По весу: камень и пушинку.           По размеру: слон и мышь.3. Игра с мячом «Скажи наоборот». К данным словам придумать слова - «неприятели».Большойновыймолодой-высокийострый -веселыйкислыйчистый
  • Обогащение словаря синонимов
  • Задачи:- Развитие синонимии- Развитие словесно-логического мышления;- Развитие слухового внимания и памятиа) развитие пассивного словаря синонимПримерные виды заданий:1. Выбрать из трех слов два слова - «приятеля».Крепкий, веселый, прочный;Слабый, неловкий, неуклюжий;Глубокий, печальный, грустный.б) Развитие активного словаря синоним- Развитие антонимии- Развитие словесно-логического мышления;- Развитие слухового внимания и памяти- Развитие связной речиПримерные виды заданий:1. Игра «Придумай предложение».Придумать предложение с каждым из слов – «приятелей».Большой – громадный – огромный;быстрый – скорый – стремительный;2. Добавить одно общее слово к двум словамМяч, яблоко – какие?Желтый, кислый – что?Сахар, мед – какие?Активация и закрепление словаря синонимовЗадачи:- Актуализация синонимов- Развитие синонимии- Развитие слухового внимания и памятиИгра «Как сказать?»Как сказать о плохой погоде? (пасмурная, облачная, дождливая, холодная)1. Игра с мячом «Расскажи про зайчика».На доске картинка «Заяц». Логопед дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающее на вопрос: «Какой заяц?», и бросает мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет к условной линии. В процессе игры логопед изменяет вопросы:«Какой заяц?» (серый, белый, пугливый, длинноухий).«Какая шубка у зайца?» (летом серая, зимой белая, пушистая, гладкая, мягкая).
  • Уточнение связи прилагательных с существительными.
  • 1. Игра «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».Взошло (какое?) солнце…Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце – яркое, большое, летнее, весеннее, зимнее, блестящее, красное, багровое, веселое, улыбающееся, радостное).2. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?», по теме «Весна» (ранняя, поздняя); зима; осень; летоСолнце (какое?) … дождь, земля, облака, листья, день, сосулька, ручей, снег, воздух, погодаИзучение материала идет от простого к сложному в два этапа. Первый этап развитие пассивной лексики, основной этап (второй)- развитие активного словаря школьника, его самостоятельное речевое высказывание, составление рассказа по представлению, рассказа-описания.Список использованной литературы1.         Никитченков, А. Ю. Речевое развитие младшего школьника в изменяющемся мире // Начальная школа. – 2016. -2. - С.20-252.Сайнудинова, Н. К. Развитие связной речи на уроках русского языка// Начальная школа. – 2016. - № 4. -  С.28-30 3.Юзова, Н. Е. Обогащение словарного запаса младших школьников лексикой межличностных отношений на уроках русского языка // Молодой ученый. - 2017. - № 29 (163). - С. 94-974. Юртаев, С. В. Развитие связной речи на уроках русского языка // Начальная школа – 2015. - № 8. - С.17-215.Баранов М. Т. Обогащение словарного запаса учащихся / М. Т. Баранов /Москва: Просвещение,1990.