"Волшебная корзина осени"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Волшебная корзина осени"
Автор: Горчковская Эсмира Сафтаровна
Тема урока «Путешествие в царство Золотой осени»Цель: Уточнить и расширить представления об осени.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Расширение знаний об осенних изменениях в природе;2. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных);3. Активизация словарь по данной теме.Коррекционно-развивающие:1. Развитие речевого дыхания;2. Развитие фонематического восприятия;3. Развитие мелкой моторики пальцев рук через пальчиковую гимнастику.Коррекционно-воспитательные:1. Воспитание положительного отношения к временю года «Осень»2. Воспитание контроля над собственной речью3. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности.I. Организационный момент.Перед тем как начать занятие, я хочу поделиться секретом. Вы умеет хранить секреты? Сейчас вы загляните в комнату тайную, и узнаете, кто самый любимый мой ученик. Но только помните. Это наш с вами секрет.Дети заглядывают в шкатулку с зеркалом, видят свое отражение. Тихонечко присаживаются на места.III.Основная часть.-Все с улыбочкой вздохнем и занятие начнем.А теперь мои друзья все внимание на меня.Ой, смотрите какая красота. Эта нарядная красивая корзина так и светится любовью, радостью, теплом. Она поможет нам раскрыть тайны одного из времени года. Какое сейчас время года. Да, сейчас время поздней осени.Ребята, а сейчас у нас какое время года? Правильно, конечно же, осень.А какие вы знаете осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)Какой первый месяц осени?Первый месяц осени сентябрь.Какой месяц наступит после него?После сентября наступит октябрь.Какой месяц завершает осень?Завершает осень ноябрь.А какой у нас сейчас идет месяц? А какое небо осенью? (хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное) - Какая погода осенью? (холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег)Перед тем как раскрыть тайны осени.Нам нужно ее прочувствовать.С утра мороз щиплет щеки (пощипали себя за щечки)Капает холодный дождь (постучали пальчиками по щечкам)Все равно иногда светит солнышко (погладили себя по щечкам).1. ТАЙНА «ЛИСТОПАД»-В вальсе тихо на ветру Листья жёлтые кружат. Что же это? (Листопад)-Зачем деревья скидывают листья? Листья испаряют постоянно испарять влагу. Зимой вода замерзает и деревьям становится сложно ее добывать, поэтому деревья и кустарники приспособились сбрасывать листья.Упражнение на дыхание «Листопад» направлено на развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. Оборудование: вырезанные из цветной бумаги различные осенние листья.Дует легкий ветерок –Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!И качает так листок –Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!Дует сильный ветерок –Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!И качает так листок –Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!Как выполнять: ребёнок кладёт листочек на ладошку перед собой. Затем делает глубокий вдох через нос, складывает губы трубочкой и дует на листок, чтобы он улетел с ладошки. При этом нужно следить, чтобы плечи не поднимались.Нейрозарядка «Листопад»2. Тайна осени «Осенние заботы животных и насекомых»Времена года играют огромную роль в жизни животных. Для них каждый сезон является периодом определённой деятельности.1) Насекомые-Куда пропадают насекомые? (С наступлением осени прячатся под корой, отставшей от ствола дерева, в щелях домов, под опавшей листвой, некоторые зимуют в стадии личинок и куколок.Дидактическая игра «насекомые в банке»Дидактическая игра «паутинка»Упражнения для глаз «Полет бабочек»2) ОСЕННЯЯ ТАЙНА ПТИЦОсенью птицы готовятся к отлёту в тёплые края, поскольку становится меньше корма: исчезают насекомые, увядают травянистые растения, замерзают водоёмы.Каких птиц вы знаете перелетных?Какие птицы зимуют?Дидактическая игра 4 лишнийЛоготаблицы «Скворечник»ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫГлухари запасаются камнями, чтобы размельчать и переваривать основную зимнюю пищу — хвою.При этом глухари глотают не всё подряд, а только самые крепкие камушки.К наступлению холодов в желудке глухаря должно быть около 1000 отборных гастролитов, иначе ему не перезимовать. Их недостаток — одна из основных причин гибели этих птиц зимой.Выкладывание дорожек из камнейФизьминуткаКрасный лист -«Спим», желтый-вороты налево и направо, зеленый- шагаем на месте.3) ОСЕННЯЯ ТАЙНА ДИКИХ ЖИВОТНЫХ1)Назовите кто лишний?Кто не делает запасы-Белка, крот, лиса, мышь?-Кто из животных не делает запасы на зиму.Интертесные факты. Крот…Запасает на зиму корм – дождевых червей -Чем запасаются белки? Поможем собрать орехи.Во время произношения слогов сжимаем орех между кончиками пальцев.Тактильная чистоговоркаРи-ри-ри-на орехи посмотриРо-ро-ро-у орехов есть ядроРа-ра-ра-за горой стоит гора.Ру-ру-ру-мышка спряталась в нору.Выполняют одновременные сжимания ореха со сменой пальцев: большой — указательный, большой — средний, большой — безымянный, большой — мизинец под слова чистоговорки (упражнение повторяют 2–3 раза).-Чем запасаются бобры?. Помощь Работа по схеме. Шнуровка. -Какие животные готовятся к спячке? (барсуки, медведи, ежи, бурундуки, суслики, сурки, хомяки, лягушки, ужи)Дидактическая игра 4 лишний.Дидактическая игра на развитие восприятия пространства.Найдите и отметьте положение слово на схеме)Загадаю животных, должны угадать и сказать его положение на схеме.-Не готовится к зиме, может отлично запутать следы при погоне, а чтобы ввести соперника в заблуждение, перепрыгивает в нескольких местах. Именно из-за этого им дали звание самого хитрого животного в природе.(Лиса, нижний правый угол)-Не готовится к зиме, передние лапы короче длинных, меняет шубку(Заяц, верхний левый угол)-Не готовится к зиме, Копыта настолько мощные, что они могут использовать их для победы в схватке с медведем. Можно приручить, особенно в молодом возрасте. Если это животное, привык к одному человеку, к другим людям он будет относиться негативно. Каждый год сбрасывает рога.(Лось, середина листа)-Не готовится к зиме. Способны прожить более недели без еды, при этом практически не снижая активности. Живут стаями.(Волк, верхний правый угол)-Не готовятся к зиме. Достаточно умные животные, быстро бегают, умеют плавать, любят принимать грязевые ванны, затаиваются во время охоты, хорошо слышат и чувствуют запах, но плохо видят.(Дикий кабан. Нижний левый угол).Динамическая пауза. Игра «Необыкновенные следы»Приглашаю в песочную страну.Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.Содержание.«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).3. «Как люди готовятся к зиме? (собирают урожай, готовят запасы продуктов)Дидактическая игра «Я положил в корзину»Предложить по очереди повторять и продолжать друг за другом предложение., добавляя, что-то свое. «Корректурная проба» Разместить каждый овощ в свой ящик.Упражнение на память «Запомни картинки».Посмотрите внимательно на картину. Постарайтесь запомнить предметы. Потом переверните страницу и отметьте с помощью камешек, только те предметы, что были на предыдущей странице.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕВот и раскрыли все тайны осени. Наше занятие подходит к концу.Мы сегодня выполнили много трудных задач.Анализ собственной деятельности Оцените свои достижения сами: желтый лист- отлично поработал, оранжевый – хорошо поработал, красный – необходимо постараться. Выбранные листочки положите в корзину.Спасибо за старание, доброту и за занятие.Досвидание..