Инновационные формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Лариса Александровна Полушина
Инновационные формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Составитель: Полушина Л.А., воспитатель МДОУ «Д/с №2» г. Кыштым.2020 годМногие дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) испытывают трудности в усвоении специальной программы дошкольного образования. Специальный государственный стандарт для детей с ОВЗ гарантирует право на получение образования независимо от степени тяжести нарушений, региона проживания и вида учебного заведения. Проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно- развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада является в настоящее время самой актуальной. ДОУ комбинированного и компенсирующего видов дают возможность решению данной проблемы.В ДОУ общеразвивающего вида развитие ребенка ведется по трем направлениям: интеллект, эстетика, физическое развитие. В ДОУ комбинированного вида организованы группы по общеобразовательному принципу и компенсирующего типа, включая оздоровительные группы. ДОУ компенсирующего вида посещают дети с нарушениями зрения, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с проблемами слуха, с проблемами психологического равновесия: неврозность, агрессивность, повышенная нервная возбудимость, раздражительность, а также с дефектами речи. В ДОУ компенсирующего вида организовываются реабилитационные занятия, которые ведут к устранению различных нарушений, не включающих умственные отклонения. Наш детский сад компенсирующего вида, где основной задачей является реализация особых потребностей детей через осуществление квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях приобретения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Задача педагогов, воспитателей и родителей нашего ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Занятия ведутся по специальным методикам, разработанным для каждого типа нарушений. Формируются группы по возрастному принципу и в общеобразовательном детском садике.Анализ педагогической литературы и результаты изучения опыта педагогов показали, что инновационная деятельность является одним из эффективных средств в нашей педагогической деятельности. В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.В своей работе с детьми с ОВЗ мы используем следующие педагогические технологии:-здоровьесберегающие;- дифференцированное обучение; - моделирование, эксперимент, метод проектов. Основное направление в нашего ДОУ компенсирующего вида – оздоровительное, где специально организовано в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагогов в ходе образования, воспитания и обучения. Виды здоровьесберегающих технологий, которые мы используем в нашем ДОУ компенсирующего вида:Медико – профuлактические: организация санитарно-гигиенического режима в учреждении, организация и контроль за реализацией охранительно-оздоровительного режима возрастных групп ДОУ, режим питания и профилактические мероприятия по укреплению здоровья воспитанников.2. Физкультурно – оздоровительные: утренняя гимнастика и организованные физкультурные мероприятия, музыкально – ритмические мероприятия, подвижные игры, прогулки, спортивные праздники, оздоровительная гимнастика после сна, динамические паузы и логоритмические упражнения в процессе коррекционно – развивающего воздействия с использованием дидактических игр валеологической направленности, пальчиковой и артикуляционной гимнастики; элементы самомассажа и дыхательной гимнастики; элементы гимнастики для глаз;3. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – совокупность мероприятий, обеспечивающих комфортное и позитивное пребывание ребенка в детском саду. С целью формирования у детей эмоциональной и поведенческой саморегуляции, развития коммуникативных способностей, навыков эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развития гибкости поведения, способности адекватно реагировать в различных жизненных ситуациях воспитателем, педагогами организуются развивающие игры (словесные, подвижные, имитационные), психогимнастика, рисование (тематическое и свободное), социально-поведенческий тренинг, моделирование проблемных ситуаций, артерапия, использование художественных произведений и сказочных сюжетов и др.), которые реализуются в соответствии с основными направлениями деятельности воспитателей групп со всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами, психологом, администрацией учреждения;5. Коррекционные технологии: арт-терапия как один из видов здоровьесберегающей технологии (способствует снятию нервно – психического напряжения, и приносит ребенку эстетическую радость, положительную энергетику, благоприятно влияющую на здоровье, самочувствие и формирование личностных качеств). Арт-терапия играет важную роль в развитии логики, мышления, памяти, воображения, речи и внимания. А также регулярные занятия творчеством формируют навыки успешного взаимодействия детей между собой и с взрослыми людьми. В процессе занятий ребенок избавляется от стрессов и психического напряжения, а также учится быть внимательным и сосредоточенным.В нашем ДОУ компенсирующего вида мы используем следующие виды и методы арт-терапии:* игротерапия – помогает дошкольнику осознать себя как личность, поднять самооценку, отреагировать все негативные внутренние эмоции, понизить тревожность, ощущение вины и беспокойства. Организация игр на вытеснение страхов: «Прятки», «Лохматый пес»; на преодоление страха темноты: «Жмурки», «Что в углу»; на преодоление страхов в различных сферах общения и деятельности»: «Метод неоконченных предложений», рисование на тему; для снижения агрессивности: «Бумажные мячики», «Мешочек криков»; тренинг по развитию эмоциональной сферы: «Приветствие», «Солнечный зайчик» и др. помогают снять психологическую напряженность, преодолеть страхи темноты, общения со сверстниками и со взрослыми и другие. Благоприятно в игровой деятельности сказывается возможность детей наблюдать друг за другом, стремиться самому попробовать ту, или иную роль в игре.Основными психологическими механизмами коррекционного воздействия игры являются следующие механизмы:– моделирование системы социальных отношений в игровых условиях, исследование и ориентировка в них ребенка;– изменение позиции ребенка в направлении преодоления эгоцентризма и последовательной децентрации, что способствует осознанию собственного я в игре, возрастанию социальной компетентности;– формирование наряду с игровыми отношениями реальных равноправных партнерских отношений сотрудничества между ребенком и сверстниками;– организация поэтапной отработки в игре новых адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях и их усвоение;– формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и поведение в игровой комнате.* изотерапия (тематическое рисование, рисование на мокрой бумаге; монотипии, рисование с использованием техники раздувания краски и др., с целью ослабления эмоционального возбуждения). В изотерапии в коррекционной работе с детьми применяем следующие методики:- Рисование на мокрой бумаге. На смоченный лист бумаги при помощи акварели наносится рисунок, где используется использование максимально возможной палитры цветов. Нужно наблюдать за тем, как цвета смешиваются друг с другом, ощущать свои чувства, возникающие в процессе наблюдения. Далее образованным на листе бумаги узорам дается название.- Монотипии. На стекле при помощи густых красок создается изображение, после чего отпечатывается на лист бумаги. В конце производится обсуждение полученных результатов.- Техника раздувания краски. Наносится водорастворимая краска с большим процентом содержания воды на лист бумаги при помощи трубочки и раздувается получившийся рисунок. Важно при выполнении упражнения использовать максимально возможную палитру цветов. В конце задания ребенок делает попытку распознать получившийся образ, пофантазировать; * смехотерапия (обыгрывание потешек, чтение юмористических стихов, проведение минуток смеха, игры в смешные слова); * музыкотерапия (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Методы музыкотерапии, в комплексе с другими техниками лечения искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения психики у детей; * сказкотерапия (логосказки: пальчиковые, артикуляционные, фонетические, сказки по обучению грамоте, сказки, способствующие формированию связной речи, лексико-грамматические сказки) дает возможность ребенку адаптироваться к действительности через:поиск смысла жизни, реализацию своей мечты;создание связи между событиями, описанными в сказке, и реальной действительностью;улучшение отношения к внешнему миру, веру в добро;возможность ощутить душевный комфорт, защищенность;ощущение эмоционального удовольствия, благодаря знакомству с удивительным миром и положительными героями;* драматерапия активизирует движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, психические процессы (воображение, эмоционально-волевую сферу, внимание, восприятие), творческие способности;* песочная терапия - развивает творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.Использование перечисленных видов арт-терапии в комплексе способствует полноценному и всестороннему развитию дошкольников.В детском саду обычно используются все эти виды арт-терапии в комплексе, что способствует полноценному и всестороннему развитию малышей. Использование арт-терапии в педагогическом процессе проходят в игровой форме.5. Валеологического просвещения родителей.В работе с родителями применяем разные формы работы:- педагогические беседы с родителями (о режиме дня, адаптации в детском саду, об одежде, соответствующая сезону и др.);- групповые родительские собрания в традиционной и нетрадиционной формах;-консультации;-папки – передвижки из серии пальчиковые игры для развития мелкой моторики, буклеты, информация в уголке для родителей, анкетирование, выставки совместных работ, изготовленных детьми вместе с родителями или самими родителями;Родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, досугов, проектах (помогли в изготовлении кукол, уголка для театральной деятельности; в построении «птичьей столовой», экологической тропы для осуществления экологического проекта и др.). Такие мероприятия объединяют семьи, выстраивают доверительные отношения между ними.По требованию ФГОС ДОО в образовательном процессе ДОУ должны применяться формы и методы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Технология дифференцированного обучения основана на различие способностей, склонностей темпов обучения детей, гендерных различий и представляющих собой широкий спектр мероприятий, состоящих не только в выявлении потенциальных умственных способностей, но и в решении социальной и коммуникативной компетенций индивида. Таким образом, дифференцированное обучение, где учитывается индивидуальные способности каждого ребенка по максимуму или группы дошкольников. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющих основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию: - по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы); - по полу (мужские, женские, смешанные); - по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные);- по уровню умственного развития (или по уровню достижения): одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания; - по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.); - по уровню здоровья (группы здоровья).Дифференцированное обучение – не цель, а средство развития индивидуальности. Например, для выполнения одного и того же задания «Построить ракету» применяется дифференцированный подход, детям с высоким уровнем развития предлагается построение с помощью квадрата Воскобовича, со средним – с помощью кубиков Никитина, для более слабой подгруппы – с помощью блоков Дьенеша. В более сильной подгруппе дети выполняют задания самостоятельно, а в слабой - с помощью воспитателя. Разделение на подгруппы может исходить не только от взрослого, который стремится к созданию ситуации успеха в каждой из них, но и от желания самих детей, что способствует развитию индивидуальности и творчества каждого ребенка, создает комфортную атмосферу внутри коллектива.Организация системы дифференцированного подхода дает раскрыть исходный уровень возможностей каждого дошкольника что дает педагогу его дальнейшего развития и повышения эффективности всего образовательного процесса в целом.Моделирование, эксперимент, метод проектов невозможны без применения исследовательских технологий. Метод проектов дает возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности, позволяет педагогам расширить образовательное пространство, познавательного мышления ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментирование является одной из форм, где организуется ситуация, провоцирующее познавательную активность, что соответствует требованиям ФГОС. В экспериментировании у ребенка развивается творческие способности, коммуникативные навыки. Инновационные технологии существенны в воспитательной работе с детьми с ОВЗ. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление стендов, - всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат. Воспитатели выбирают те или иные педагогические технологии с учетом индивидуальных особенностей, возраста детей, которые комфортны для педагога.Инновационные технологии наши педагоги ДОУ компенсирующего вида используют на всех видах непосредственной образовательной организации, в свободной деятельности детей, и индивидуально. Главным принципом достижения эффективности при использовании инновационных технологий является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей, также с учетом быстрой психической и физической истощаемости детей с ОВЗ. Главные условия при проведении занятия с детьми с ОВЗ: - Темп обучения должен быть замедлен. - Привлекать регулярно детей к предметно-практической деятельности. - Опираться на возможности и способности ребенка. - Учитывать особенности ребенка и корректировать его деятельность. Рекомендации воспитателям ДОУ, работающим с детьми с ОВЗ:- Необходимо составлять план занятий и осуществлять его, учитывая особенности ребенка и его диагноз.- Наряду с индивидуальными занятиями с детьми с ОВЗ необходимо проводить и групповые занятия, что повысит активность ребенка и умение работать в группе. - Обращать внимание на психическое состояние ребенка до проведения занятий. - Оказывать помощь при выполнении заданий и поручений.- Развивать моторику посредством специальной гимнастики, игр, заданий. Таким образом, инновационные педагогические технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада компенсирующего вида и решением его основных задач. Классификация методов обучения и воспитания постоянно модернизируется с учетом инноваций, внедряемых в образовательную систему. Список используемой литературы:Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М.: Дрофа, 2007. – 213 с.Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л.И. Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.Волкова, Т. Вариативные формы дошкольного образования / Т. Волкова // - Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства / Л. Волошина //Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 114-117. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру. / Г.А. Карпюк //Старший воспитатель. - 2007 - №6.Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. - 2012. - №5. - С. 24–31.Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. - № 2. - С. 171-187.Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.Пенькова, Л. А., Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.Пермякова, М. Е. Экспрессивная терапия в работе психолога: [учеб. пособие] / М. Е. Пермякова, О. С. Чаликова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 120 с.Семёнова, Т.М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников / Т.М. Семёнова // - Серов, Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. - СПб.: Речь, 2001. - С. 64-108.Терновская С.А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении / С.А. Терновская, Л.А.Теплякова // Методист. - 2005. - N4. - С. 61-65.Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с ЗПР / С.Г. Шевченко – М.: Школьная пресса, 2003. – 96 с.Хаярова, А.В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира / А.В. Хаярова // -