Организация работы по формированию познавательных функций младших школьников на уроках и во время внеклассной работы
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация работы по формированию познавательных функций младших школьников на уроках и во время внеклассной работы
Автор: Горбунова Анастасия Андреевна
Организация познавательной активности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться,когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, - он чувствует радость и обретает человеческую гордость. В.А. Сухомлинский Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Развитие познавательной активности личности в обучении требует в нашем информационном мире принципиального переосмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание таких условий, которые позволят развить у учащегося разные стороны активности: интеллектуальную, личностную, социальную. Познавательная активность заставляет искать и находить решение проблем в окружающей ребенка действительности, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому, работая над её формированием и развитием у учащихся, необходимо изучить и проанализировать условия, способствующие её развитию и активизации у младшего школьника: условияобеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться;исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога (создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников; положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность);стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;на каждом занятии ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии) для осознания значимости достигнутого результата деятельности;организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками. Работа над этой проблемой побуждает к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволят повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогут распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.Технологии, которые необходимо использовать в работе:- технология проблемного обучения;- игровая технология;- ИКТ;- здоровье-сберегающие технологии. Методы: - объяснительно-иллюстративный; - репродуктивный; - исследовательский; - поисковый - метод проекта. Формы работы: - общеклассная; - групповая;- парная; - индивидуальная. Средства деятельности: - словари и энциклопедии; -технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся; - раздаточный и дидактический материал; - печатные пособия; - мультимедийные презентации.Применение форм , методов и приёмов обучения строится в системе урочно-внеурочной работы.Так как наблюдается снижение интереса школьников к учебнойдеятельности необходимо ставить перед собой следующие задачи:1)Формировать положительную мотивацию учения2)Обеспечить интеллектуальное развитие ребенка3)Развивать личностный потенциал учащихся4)Формировать умение самостоятельно добывать знания.5)Создать условия для реализации творческого потенциала учеников. Что же мы, как учителя, должны делать на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни? Одно из важнейших факторов развития интереса к учению - понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем как приступить к изучению какой - либо темы, необходимо много времени уделить поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности. В своей работе с целью развития познавательной активности младшего школьника можно использовать следующие средства: Поподробнее остановлюсь на каждом из них. Отличительными чертами познавательной активности является оригинальность мышления, умение находить нестандартные, непохожие на другие решения. А это возможно, если обучение приобретёт проблемный характер. 1.Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование групповой, парной, фронтальной форм обучения. 2. Кроме проблемно-диалогического обучения в своей работе можно использовать и другие технологии. Так в 1-2 классах необходимо часто обращаться к игровой технологии, ведущим методом которой является игра. Ведь переход от игровой деятельности, которая является основной в детском саду, к учебной происходит очень болезненно. Детям тяжело сконцентрировать свое внимание, у них еще нет целенаправленной деятельности к учению, а утомляемость повышается. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету дидактическая игра. В своей практике использую разнообразные предметные дидактические игры: например, по окружающему миру «Рассели животных в домики», «Чьи детёныши?» , по математике и русскому языку- «Домино», “Запомни математические термины», «Рыболов», «Веселый счет» «Определи маршрут самолёта», «Десантники», «Помоги белке найти своё дупло» , по чтению- «Какое слово лишнее?», “Цепочка слов”, «Назови одним словом», , и многие другие. Дети очень любят рифмованные строчки, лучше запоминают “правила в стихах”. На уроках обучения грамоте можно использовать стихи на каждую букву алфавитаА - Вот два столба наискосок, а между ними поясок. Для упражнения в скором и быстром, чистом произношении используем чистоговорки и скороговорки.Чистоговорки присутствуют почти на каждом уроке. Они повышают интерес к чтению, развивают творчество, познавательную активность, чувство рифмы и ритма.Загадки дают благодатную почву для развития познавательных способностей детей. Кроме загадок в стихах можно использовать загадки – шутки.С целью формирования активности детей можно предложить самим придумать предложения с продолжением.Следующий занимательный материал – это ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты – позволяет ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью.Кроме обычных кроссвордов используем кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ребенок выбирает правильный и заполняет кроссворд.Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, включаем в урок учебные сказки. Например, при изучении знаков <,>, используем сказку о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу. (показать Петушка). Используя игровые формы на уроках, заметила, что у ребят повышается мотивация обучения, познавательный интерес к предметам. Они становятся собраннее, ответственнее относятся к учёбе. Активно применяю игры и во внеурочной деятельности. Именно там раскрываются более широкие возможности для проведения игр, которые способствуют более гармоничной, менее болезненной адаптации ребёнка в современном обществе. Наиболее часто применимы сюжетно-ролевые игры, в которых условия игры схожи с условиями жизни в обществе. Это могут быть игры: «Отправляемся путешествовать…», «Знаем правила движения», «Играем в сказки»и т.д. Свои уроки стараюсь превращать в уроки творчества, начиная их словами: «Сегодня у нас необычный урок…», «К нам в гости пришла сказка…». Вместе с любимыми сказочными героями учащиеся знакомятся с новыми терминами, закрепляют пройденный материал. Дети с большим интересом включаются в урок, который проходит быстро, интересно и даёт хороший результат. На своих уроках я стараюсь не терять связь с другими предметами. Например, обращаю внимание на правописание тех или иных слов не только на уроках русского языка, но и на уроках математики (при решении задач), чтения (при составлении плана рассказа). Или же даю интересные сведения из жизни животных не только на уроках окружающего мира, но и на уроках математики, русского языка, изобразительного искусства. Развитию познавательной активности учащихся способствует разнообразие форм обучения. Так наряду с традиционными формами обучения я провожу и нетрадиционные уроки:1)урок-КВН: «КВМ - Клуб Веселых Математиков», «Что за прелесть эти сказки ... » (по чтению) и др.;2)ypoк-соревнование. Такие уроки я провожу при обобщении материала. Это может быть «Брейн - ринг» по математике, «Своя игра» на уроках чтения или же «Что? Где? Когда?» на ознакомлении с окружающим миром;3)урок-экскурсия: «В гости к осени», «В гости к зиме» (ознакомление с окружающим миром), «Математика вокруг нас» (математика) и др.;4)урок-путешествие. Это может быть путешествие в любую хорошо известную детям сказку «Колобок», «Царевна – лягушка», или борьба со Змеем Горынычем, Бармалеем и т.д., где дети должны выполнить, какое-либо задание, чтобы помочь сказочному персонажу преодолеть препятствие. Современным средством формирования устойчивой положительной мотивации учения считается использование Информационно - коммуникационных технологий. Их активное внедрение на различных уроках в начальной школе способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний учащимися, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения учащихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Мой кабинет оснащен комплектом компьютерного оборудования, что дало мне возможность более тщательно изучить вопрос использования ИКТ на уроках. В результате на уроках я использую разные формы применения ИКТ:презентации;тренажёры;физминутки;тесты;просмотр и прослушивание произведений;проектная деятельность. Презентации также использую на уроке для фронтальной проверки предыдущего материала. В процессе обучения младшего школьника всё более широкое применение находит метод проекта. Важно научить ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. К урокам по теме курса ребята часто готовят сообщения, подбирают картинки, расспрашивают родителей, наблюдают. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё узнал, а я хочу добавить…». Сообщения сначала помогают готовить родители, потом (после знакомства с компьютером, возможностями интернета, печатными источниками из библиотеки) дети научатся готовить их сами. Дети с удовольствием составляют свои проекты. Например, мы выполняли такие проекты, как «Мое любимое число», «Говори и пиши грамотно», «Поделки из бумаги», книжка- малышка «Мои колыбельные песни», «Сколько должен весить портфель», «Полезна или вредна жвачка» и др. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии, путешествовать, что сближает ребёнка с достижениями человечества. Такие включения в урок и на мероприятиях для учащихся наиболее интересны. С помощью интернет- ресурсов я собрала банк презентаций по всем предметам. Также широко ИКТ применяю и во внеурочной деятельности. К родительскому собранию готовлю презентации, слайд-шоу о жизни класса, в которых отражаю успехи и достижения каждого ребенка, пусть даже и незначительные. 4. Помимо информационно-коммуникационных технологий на каждом своем уроке не забываю применять элементы здоровьесберегающих технологий: это снижение нагрузок на уроках, дозированные домашние задания, физкультминутки, смена позиций учащихся, беседы и игры на темы о здоровом образе жизни. Каждое утро мы начинаем с зарядки. Разработала программу дополнительного образования «Школа здоровья» , рассчитанную на два года обучения. 5.Ещё одним современным и развивающим средством познавательной активности считается коллективные способы обучения. КСО - такая организация учебного процесса, при котором обучение осуществляется путем общения в «парах» , группах, когда каждый учит (проучивает) каждого.* взаимопередача текстов*решение задач и примеров по учебнику (взаимопомощь, взаимопроверка)* взаимные диктанты* выполнение упражнений в парах* работа по вопросам к тексту. На уроках такая работа детям интересна. Выполняя работу в парах, каждый проявляет себя, показывая глубину изучаемого вопроса. Например, мои ученики очень любят составлять словарные диктанты для друга, потом проверять их и оценивать работу. Очень эффективна работа в парах по разучиванию стихотворений или таблицы сложения, умножения, что помогает вторичному закреплению материала. С удовольствием ребята проверяют и оценивают работу другого, причём каждую поставленную отметку они должны обосновать, что помогает ребёнку реально оценить и свою деятельность. Единство обучения и воспитания на уроках нашло свое применение и развитие во внеклассной работе. Активизируют познавательный интерес кружки, экскурсии, КВНы, викторины, интеллектуальные игры, предметные недели и другие формы внеклассной работы. Главное значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к предмету, содействует развитию их способностей. Внеклассная работа позволяет сочетать разные виды деятельности младшего школьника: учебную, трудовую, коммуникативную, игровую. Внеклассные занятия и кружки необходимо организовать так, чтобы каждый ученик, исходя из своих индивидуальных особенностей и интереса, мог работать на этих занятиях с увлечением. По содержанию внеклассное занятие должно быть связано с работой на уроке, но здесь решаются задачи повышенной трудности, задачи – смекалки, задачи – шутки, занимательные задачи, логические задачи, примеры, уравнения, для решения которых используются интересные приемы. Предлагаются задания на заполнение магических квадратов, разгадывание ребусов, шарад , кроссвордов и т.д. На занятиях нужно сочетать коллективную работу и индивидуальную. Учитывая все вышесказанное, я провожу такие внеклассные мероприятия, как: интеллектуальные игры;викторины;КВНы;Конкурсы;В моем классе ведется математический кружок. Дети с удовольствием его посещают. Мы готовимся к олимпиадам, конкурсам. Прорешиваем задания конкурса «Кенгуру», «Мир знаний» и др. Дети с удовольствием участвуют в дистанционных олимпиадах и викторинах. Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: качество знаний учащихся повышается, интерес к учебе повышается, Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников. В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.