Инновационная деятельность в образовательном учреждении
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационная деятельность в образовательном учреждении
Автор: Косова Елена Викторовна
Инновационная деятельность в образовательном учреждении Развитие инновационной деятельности является одним из ключевых направлений повышения качества образования в современном образовательном учреждении. Стратегическое планирование деятельности, построение учебно-воспитательного процесса, использование современных педагогических технологий становятся значимыми не только для директора и его управленческой команды, но и для всех участников процесса. Как добиться результатов каждому преподавателю? Как должна действовать управленческая команда, методист для формирования инновационной культуры преподавателя?Ключевыми направлениями повышения качества образования является развитие инновационной деятельности. Управлять – значит приводить к успеху других участников, предоставить шанс на успех каждому участнику образовательного процесса через раскрытие его способностей, развитие потенциала, поддержку. Развитие образовательного учреждения обусловлено использованием следующих ресурсов:• инновационная деятельность;• организация взаимодействия с родителями обучающихся, социумом;• образовательные технологии, соответствующие перспективным целям образования;• повышение квалификации;• социальное партнерство.К этому можно добавить – управленческую команду – один из главных инновационных ресурсов развития образовательного учреждения.Потенциал педагогической команды складывается из нескольких составляющих:1. Согласованности целей и ценностей содержания обучения, особенности воспитания;2. Степень развития профессиональных отношений: умение быстро решать задачи; генерация нестандартных решений (креативность); кодекс чести профессионала, который не позволит делать плохо.3. Превращение педагогического коллектива в команду единомышленников, объединенных общим видением, миссией, ценностями.В этом случае стратегическое планирование, современные педагогические технологии, построение учебно-воспитательного процесса становятся значимыми не только для директора и его административной команды, но и для всех участников образовательного процесса. Социально-экономические тенденции российского государства и общества характеризуются поворотом к новой экономике, что означает и обновление средств производств новейшими, сверхточными технологиями, и развитие субъекта труда, формирование его инновационной культуры. Инновационная культура связана со специальным созданием определенных форм ее существования и социально обусловленного содержания, поскольку именно ее уникальная форма и особое содержание носит человеко-творческий характер.«Вхождение» в инновационную культуру сопровождается внутренними изменениями самого человека. Творить, создавать, а значит, и формировать человека – прямая и основная функция инновационной культуры. Психологические закономерности формирования инновационной культуры определяются взаимосвязью с ее развитием. Под ее формированием в ряде исследования подразумевается специально организованный процесс личностного становления или развития под воздействием внешних и внутренних факторов в процессе деятельности, причем внешнему воздействию уделяется значительная роль.Центральным звеном в формировании инновационной культуры является развитие мотивации личности – потребностей, желаний, стремлений и намерений.Формируемые потребности ведут за собой усвоение новых компонентов инновационной культуры, расширяют имеющиеся, а усвоенные способы деятельности затем и сами побуждают человека к совершенствованию и развитию инновационной культуры.Помимо элементов появляется и высшие чувства относительно инновационной деятельности: эстетические, моральные, интеллектуальные.Появляются знания ставшие мотивацией поведения и деятельности человека. Стратегическими ориентирами формирования инновационной культуры становятся:• повышение профессиональной компетентности учителя;• умение работать в информационно - образовательной среде;• толерантность, коммуникабельная способность к сотрудничеству;• готовность к самообразованию на протяжении всей жизни.Коллектив – это ценностно-организационное единство людей, порожденное и объединенное совместной деятельностью по достижению общих целей, имеющее внутреннюю структуру, образованную за счет установления прочных внутри коллективных деловых и неформальных связей. А команда – это автономная группа профессионалов, создаваемая для оперативного, эффективного решения управленческих задач. Создавая команду, важно помнить о «плюсах» и «минусах» командной работы. Команда постоянно изучает новые формы деятельности и адаптируется к переменам. При этом поощряется готовность к просчитанному риску, а ошибки воспринимаются, как благоприятная возможность на них учиться.Важным фактором педагогической команды является личность ее руководителя. Кроме лидерских качеств руководитель должен обладать целым рядом умений, а именно: координировать команду; уметь создавать благоприятный климат в команде; помогать членам команды советами; разрешать конфликты; докладывать о результатах; представлять команду за ее пределами.Увлеченность исследуемой проблемой способствует переводу методической деятельности педагогов в поисково-исследовательскую деятельность, что создает условия для их профессионального роста.Максимальное использование различных возможностей образовательного пространства города Саратова и не только, инновационный потенциал управленческих технологий позволяют образовательному учреждению достигать определенных результатов, способствующих повышению в целом качества образовательного процесса:• Конкурсы разных уровней; Всероссийская олимпиада школьников; фестивали; чемпионаты; научно-практические конференции; городские и районные мероприятия; конкурсы профессионального мастерства и научно-технического творчества; дистанционные олимпиады.• Тематические педсоветы: «Профессиональное выгорание», Инновационная культура педагога»; «Современный урок: анализ, тенденции, возможности», «Урок как среда взаимодействия»; «Проектная деятельность». • Создание информационно-образовательной среды: приглашение представителей науки, специалистов предметных кафедр ;• Обобщение и распространения опыта учителей. • Различные формы повышения самообразования: психолого-педагогические семинары; научно-практическая конференция; индивидуальное наставничество; сайты учителей.• Взаимопосещение уроков. Аттестация учителей в новой форме способствует также развитию творчества учителей, повышению его инновационной культуры.Стимулирование членов педагогического коллектива, поощрение на итоговом педсовете через различные номинации, премии.Благодаря продуктивной и слаженной работе в нашем педагогическом коллективе появились «звёздочки»: лауреаты, победители, мастера, призеры в различных номинациях конкурсов профессионального мастерства.