Речевое развитие дошкольников с ОВЗ посредством игровых технологий.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Речевое развитие дошкольников с ОВЗ посредством игровых технологий.
Автор: Колесникова Наталья Владимировна

Речевое развитие дошкольников с ОВЗ с посредством игровых технологий.Игровые технологии – это система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации обучающего процесса в форме различных игр.Цель игровых технологий в развитии связной речи – «разговорить» детей , насытить познавательной информацией, развить психологические процессы.Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку. Только при этих условиях игра будет полезна для развития речи дошкольника и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
  • игра должна соответствовать возможностям ребёнка, коррекционной цели занятия;
  • игровой материал подбирается с постепенным усложнением;
  • учитывается структура дефекта, принцип смены видов деятельности;
  • используются озвученные, яркие игрушки;
  • содержание игры, связанно с системой знаний ребёнка;
  • пособие и игрушки должны соответствовать гигиеническим требованиям и быть безопасными.
  • Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая стимулирует детей к учебной деятельности. Такие занятия проходят по основным направлениям:- дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;- подчиняется правилам игры;- используется элемент соревнования;- выводится на успешное выполнение дидактического задания.Игровые технологии в речевом развитии можно представить следующими разделами:
  • Игры для развития фонематического восприятия;
  • Игры для коррекции звукопроизношения;
  • Игры для развития мелкой моторики;
  • Игры для развития связной речи;
  • Голосовые и логоритмические игры;
  • Игры для профилактики и преодоления нарушений письма и чтения;
  • Игры, направленные на развитие пространственного гнозиса.
  • Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей. Проявление речи ребёнка наиболее ярко проявляется в игре и через игру. Игра способствует развитию связной речи естественным образом.
  • Рассмотрим какие игры и игровые упражнения можно использовать с целью развития речи дошкольников.Пальчиковые игры - представляют собой инсценировку стишков, потешек, небольших сказок, «пальчиковый театр». В этих играх мы решаем проблему развития мелкой моторики рук, что прямым образом влияет на речь детей через развитие речевых центров в ЦНС. Вместе с тем, это способствует развитию памяти, умению интонационно и рифмованно воспроизводить сопроводительные тексты.Артикуляционная гимнастика - комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление органов речевого аппарата, для формирования правильного звукопроизношения. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты. Эта гимнастика очень полезна детям, особенно у кого снижен тонус мышц щек, губ и языка. Все упражнения проводятся перед зеркалом в виде игры. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…» Сначала упражнения нужно проводить медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждое занятие прибавляем по одному новому упражнению. Особую роль в развитии речи играют сюжетно- ролевые игры. Дети учатся придерживаться роли. Например, игра в продавца и покупателя учит строить диалогическую речь, с использованием простых, а затем сложных предложений, придерживаться заданной темы повествования. Способствуют умению говорить эмоционально, выразительно.Настольно-печатные игры помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, учат детей соблюдать правила игры и очерёдности, умению правильно называть картинки, классифицировать их. Используются картинки, изображающие предметы, действия, события. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки.Обучающие или дидактические игры приобщают к окружающей жизни, развивают умение логически мыслить, делать выводы, находить решения в поисковой деятельности, закреплять полученные ранее умения и навыки, классифицировать, выделять главный (существенный) признак, ориентироваться в задании.Всем известные пальчиковые игры всегда радостно приветствуются детьми, они сопровождаются стихотворными строками, оживляя движения рук, вызывая эмоциональный отклик, стремление выполнять движения. Это позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, ловкость и помогает снять напряжение. Игровой метод су-джок позволяет нормализовать мышечный тонус, стимулирует речевые области в коре головного мозга.Это достижение восточной медицины. Его точечное воздействие благоприятно оказывает влияние на всю поверхность ладоней, активизируя речевой центр. Игры с этими мячиками сопровождаются стихами. Их можно включать не только на занятиях, но и в ежедневную утреннюю гимнастику и после дневного сна, выполняя под руководством воспитателя.Физминутки, помогают детям снять напряжение, расслабиться, развивают мелкую и общую моторику, слухо-моторную и зрительно-моторную координацию, вырабатывают чётко координированные действия с речью. Они хорошо сопрягаются с дыхательной гимнастикой, которая способствует развитию правильного дыхания, необходимого для успешного формирования речевого аппарата. Дыхание – важнейшая функция организма, от которой зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Правильное дыхание способствует правильному формированию речевой, нервной и иммунной систем. Для развития дыхания ребёнка мы используем дыхательные игры: сдуваем снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; играем с султанчиками, с вертушками; используем игровые упражнения «Загони мяч в ворота», «Остуди горячий чай», «Кто за занавесочкой?» и др. Целью дыхательной гимнастики в игровой форме является научить детей правильному вдоху и выдоху. Без игрового момента она скучна и непонятна дошкольникам. Но, стоит предложить им поиграть в дровосека, и вот они уже делают вдох носом и сильный выдох ртом. Или, например, пытаются силой выдыхаемого воздуха загнать мяч в ворота.Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений, пословиц и поговорок. Мнемоаблицы, благодаря своей наглядности расширяют словарный запас, способствуют последовательно и связно выражать мысли, ускоряют процесс запоминания стихов и рассказов.
  • Разработано множество упражнений-разминок с речевым сопровождением, слова стихотворений сами подсказывают движения рук. Для согласованности слов с движениями требуется развитие внимания и памяти. При помощи прищепок и прочих подручных средств, с детьми можно разыграть маленьк, например, с тучи «капает» дождь, у ёжика «вырастают» колючки из прищепок.Для развития связной речи можно использовать игры с рифмованием слов, договариванием, используя игровые материалы и предметы.Для развития чувства ритма, дыхания, фонематического слуха, связной речи, используются специальные мультимедийные программы. Например, логопедическая программа «Игры для тигры».Увлечение игрой повышает способность к правильному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и точному запоминанию, способствует развитию связной , монологической и диалогической речи, активизирует словарный запас, расширяет его, учит правильному звукопроизношению.Таким образом, использование игровых технологий помогает организовать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объёме.