ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
Автор: Жанузакова Алтынай Султановна
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕУЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУВ современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание ребенка-человека-гражданина. В детях необходимо развивать нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-патриота. Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами патриота-гражданина Родины и способной выполнять гражданские обязанности.Первые чувства гражданственности и патриотизма, доступны ли они малышам? Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она – любовь к Родине? Задача педагогов пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества. Проблеме нравственно-патриотического воспитания подрастающих поколений особое внимание уделяли выдающиеся мэтры педагогики и общественные деятели прошлого (В.Г. Белинский, Н.М. Карамзин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский), которые указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, обладающих позитивными ценностями и важнейшими нравственными качествами, способных сохранять и передавать следующим поколениям культурные традиции и историческое наследие России. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного учреждения, стоящей перед каждым педагогом. Как правило, у дошкольников с тяжелыми нарушениями в речевом развитии наблюдается ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, звуко-слоговой структуры слов, недостаточная сформированность связной речи. Кроме того, можно отметить ограниченность кругозора ребенка, неточные и нечеткие представления об окружающем мире. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, способствует общему развитию ребенка и формированию у детей высокой культуры речи. Опыт работы показывает, что многие дети недостаточно знакомы с творчеством русских поэтов, писателей, композиторов, художников, а ведь это один из важнейших аспектов формирования нравственных качеств, чувства патриотизмаСовременные дети мало знают о своей семье, стране, родном городе, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам по группе, очень редко сострадают чужому горю. Эта проблема стала очень актуальной в настоящее время. Следует отметить, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Однако в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Исходя из этого, работа по воспитанию чувства патриотизма у детей включила целый комплекс задач: формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Более эффективно осуществлять работу с детьми дошкольного возраста по данному направлению следует посредством художественно-эстетического развития как средства воспитания патриотических чувств.Для начала, для дошкольников нужно создать тёплую, уютную атмосферу, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбкой, смехом, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своей Родине.Нравственно – патриотическое воспитание должно пронизывать все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. В ДОУ был разработан ряд логопедических игр для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, включающий использование литературных произведений, репродукций картин известных русских художников, фрагментов музыкальных произведений. Посредством познавательной деятельности дети старшего и младшего дошкольного возраста познакомились с народами проживающими на территории Российской Федерации, Челябинской области, рассмотрели народные костюмы. В работе с детьми мы использовали коллекционирование игрушек животных России, наглядные картинки, презентации.Практикуются специальные задания и упражнения для развития речи на занятиях учителя-логопеда, разработанные по лексическим темам по нравственно-патриотическому воспитанию. Развитие правильного звукопроизношения.В данном направлении по темам подбираются чистоговорки, пословицы, речевые и пальчиковые игры и т.д. Например:1 «Повтори за мной»АША-АША-АША — Россия — родина наша; ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ- Родину будим беречь; ТРУ-ТРУ-ТРУ — защитим страну и т. д.АМА – АМА-АМА – у меня есть мама;АПА – АПА-АПА– мой любимый папа;АША – АША-АША – Родина наша.На занятиях решаются речевые задачи – автоматизация звукопроизношения, развитие памяти и внимания, мелкой моторики.Развитие лексико-грамматического строя речи.Используются логопедические игры, например:«Посчитай медали, правильно согласуя слова»,- согласование числительных с существительными;«Назови ласково»- звезда-звёздочка, солдат-солдатик- отработка уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.Словообразование: граница- пограничник, кавалерия- кавалерист и т.д.Преобразование прилагательных от существительных: слово- солдат( каша -солдатская.(какая?) ремень- солдатский (какой?), сапоги — солдатские (какие?)Глагоды(действие предмета) летчик — летает; солдат — защищает, пограничник — охраняет.2 «Закончи предложение»Родина у нас одна,Очень сильная …(она).Защищает нас … (она).3 «Узнай из какой сказки герой» Развитие фонематического анализа и синтеза«Отгадай, какое слово прячется?»«Расшифруй слово»- подбор слов к звуковым схемам слов и мн. другое.Обогащение словарного запаса детей.Подбираем слова -синонимы( Родина — отечество, Отчизна); Защитник отечества (солдат, воин, боец); Расширяем словарный запас: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран и т. д.Также, в течении дня, общаясь с ребёнком, можно поиграть в такие игры как:1 Как зовут маму и папу?2 С кем ты живёшь?3 В каком городе ты живёшь?4 Угадай о ком я говорю?Любимая, заботливая, нежная – мама;Добрая, ласковая, милая – бабушка;Младший, непоседливый, драчливый – брат;Серьезный, сильный, трудолюбивый – папа;Весёлая, умная, красивая, старательная – сестра;Добрый, серьезный, умный – дедушка.Во время динамических пауз можно проводить пальчиковые игры о семье, о родине. Их огромное количество. Вот, например, одна из них: Пальчиковая игра: «Семья».Развитие связной речи.Работая над развитием связной речи, мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице. Например, составляем рассказ по картинке «Ветераны» , с наводящими вопросами, делаем вывод. Закрепляем понятие «Мир — строит, война — разрушает».С детьми можно провести такие дидактические игры как:- Найди флаг России;- Узнай герб РБ;- Собери флаг РБ и флаг России;-Назови цвета флага;- Чей костюм и др. игры.Совместно с воспитанниками можно составить творческий рассказ:«Город, в котором я живу».Поиграть в такие дидактические игры:- «Узнай, где это находится?»;- «Угадай, что это?»;- «На картинку посмотри, ее верно назови» и т.д. В чтении художественной литературы с детьми мы использовали пословицы и поговорки, народные сказки, стихи и рассказы о природе, о дружбе, о войне.Таким образом на своих занятиях учитель-логопед ДОУ создаёт условия, которые способствуют правильному формированию нравственно- патриотических чувств ребенка дошкольного возраста.Ежедневно прибывая в познавательной, грамотно оформленной развивающей среде, ребенок обогащает свою речь.Прогулки также вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, можно также поиграть в народные игры, которые способствуют развитию речевых навыков, расширению словарного запаса детей, умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха.Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.Наши дети должны продолжать славную историю России. Сегодня мы готовим их к этому!Художественно-эстетическое развитие играет большую роль в патриотическом воспитании старших дошкольников, так как оно позволяет в большей степени закрепить и расширить знания детей о Родине, родном крае, природе, русских традициях и народах России, народных промыслах; проявить свои творческие способности, увидеть результаты своей работы; позволяет максимально привлечь родителей к сотрудничеству в области патриотического воспитания. Педагоги ДОУ, в свою очередь, продолжают активную работу по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, используя, помимо непосредственной образовательной деятельности, метод проектной деятельности, благодаря которому ребята получат больше знаний о своей малой родине, научатся гордиться ей, бережно относиться к природе родного края.