Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект
Автор: Елена Валерьевна Франц

Занятие по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи. Тема: "Обувь, головные уборы"
  • Цель: формирование знаний названий предметов обуви, головных уборов и их частей;
  • Задачи: учить употреблять обобщающие слова , «обувь», «головные уборы»; продолжать обучать составлению распространенных предложений; учить образовывать относительные прилагательныеи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закреплять усвоение категории родительного падежа; закреплять умение подбирать глаголы-антонимы;ьразвивать память, воображение.ХОД ЗАНЯТИЯ1. Организационный момент– Сядет тот, кто назовёт три овоща (три фрукта, три ягоды и т.д.)2. Знакомство с темой– Сегодня мы отправимся в сад, где растут сказочные деревья.Логопед: Ребята, посмотрите, какое необычное дерево у нас выросло (показ дерева с одеждой, рис. 1):Рис. 1Как у наших у ворот,Чудо-дерево растет.Чудо, чудо, чудо, чудоРасчудесное!Не листочки на нем,Не цветочки на нем,А чулки да башмаки,Словно яблоки!Логопед: Что растет на дереве?Дети: Платье, юбка брюки, футболка, шорты, пальто, куртка и т.д.Логопед: Как назовём всё одним словом?Дети: Одежда.Логопед: А какая бывает одежда?Дети: Разная, красивая, нарядная, праздничная.Логопед:
  • Если одежду носим зимой – это … (зимняя одежда);
  • Если одежду носим летом – это …;
  • Если одежду носим весной – это …;
  • Если одежду носим осенью – это …;
  • Если одежду носим дома – это …;
  • Если одежду носим в праздники – это …;
  • Если одежду носим на работе – … и т.д.
  • Логопед: А из чего шьют одежду?Дети: Из ткани.Логопед:
  • Если юбка сшита из джинсы – то юбка …;
  • Если платье сшито из шёлка – то платье …;
  • Если костюм сшит из шерсти – то костюм …;
  • Если футболка сшита из трикотажа – то футболка …;
  • Если куртка сшита из кожи – то куртка …;
  • Если куртка сшита из замши – то куртка … и т.д.
  • Логопед: А для чего нужна одежда?Дети: Чтобы не замёрзнуть, быть красивыми и т.п.Логопед:
  • Если халат для дома – то это … (домашний халат);
  • Если халат для работы – то это …;
  • Если кофта для осени – то это …;
  • Если кофта для зимы – то это …;
  • Если одежда для женщин – то эта одежда …;
  • Если одежда для мужчин – то это …;
  • Если одежда для детей – то это … и т. д.
  • Логопед: Послушайте стихотворение Ю. Фригович «Ёлка в шапке», (рис. 2):Рис. 2Маша после игр в пряткиСо двора пришла без шапки.Мама тут же закричала:– Где ты шапку подевала?– Не ругай меня, мамулька,Во дворе метель кружится,Снег, мороз, висят сосульки –Ёлка может простудиться.Мы одеть решили ёлку,Костик вынес ей футболку,Таня ей дала перчатки.Ну а как она без шапки?..Ведь она ходить не сможетВ поликлинику, в аптеку.Ёлке греться надо тоже,А не только человеку.4. Логопед: Ребята, посмотрите, ещё одно дерево и тоже с сюрпризом (показ дерева с обувью, рис. 3):Рис. 3Как у наших у ворот,Чудо-дерево растет.Чудо, чудо, чудо, чудоРасчудесное!Не листочки на нем,Не цветочки на нем,Сапоги да башмаки,Словно яблоки!Логопед: Что растет на нашем дереве?Дети: туфли, сапоги, босоножки, кроссовки и т.д.Логопед: Давайте назовем всё одним словом. Что это?Дети: Обувь.Логопед: А кто же шьёт обувь? Загадка про сапожника.Чистит мастер башмаки,Прибивает каблуки.Чинит туфли и сандалии,Чтоб как новенькие стали.Логопед: Правильно, сапожник. А из чего шьют обувь?Дети: Из кожи, из замши, из резины.Логопед:
  • Если обувь сшита из резины – то она какая? (резиновая);
  • Если обувь сшита из кожи – то она …;
  • Если обувь сшита из замши – то она … и т.д.
  • 5. Игра «Найди пару обуви» (Рис. 4)Логопед: Давайте поиграем. На доске парные и одинарные картинки с изображением обуви, дети подбирают пару и называют.Рис. 46. «Четвёртый лишний» (Рис. 5)Логопед: А теперь поиграем в другую игру. Дети называют картинки (пальто, тапки, юбка, платье и т.д.) и определяют лишний предмет. Добиваемся полного ответа.Рис. 57. ЛогоминуткаЛогопед: Сейчас я буду называть предметы одежды и обуви, а вы выполняете хлопок в ладоши, если услышите одежду, выполните приседания, если услышите обувь.8. Логопед: Ребята, посмотрите, третье необычное дерево (показ дерева с головными уборами, рис. 6):Рис. 6Как у наших у ворот,Чудо-дерево растет.Чудо, чудо, чудо, чудоРасчудесное!Не листочки на нем,Не цветочки на нем,А панамы и платки,Словно яблоки!Логопед: Что растет на дереве?Дети: Шапка, платок, панама и т.д.Логопед: Как назовем всё одним словом?Логопед: Правильно, это головные уборы. А, скажите:
  • Если шапку связали, то шапка называется … (вязанная);
  • Если панама сшита из джинсы, то панама …;
  • Если шляпка из соломы, то шляпка … и т.д.
  • 9. Игра «Большой и маленький»Логопед: Давайте ещё поиграем:– Взрослые носят большие шапка, а дети – маленькие… (шапочки)– Мужчины носят большие кепки, а мальчики.– Женщины повязывают на головы платки, а девочки…– На одной женщине одета большая шляпа, а на другой…– На женщине одета панама, а на девочке …– Солдат одел пилотку, а маленький мальчик….– Офицер одел фуражку, а маленький мальчик … .– У бабушки берет, а у внучки…10. Игра: «Скажи наоборот»Логопед: Дети становятся в круг. Логопед говорит слово-действие и кидает мяч, ребёнок ловит и называет противоположное действие: Надевать – снимать, обувать – разувать, покупать – продавать, завязать – развязать, застегнуть – расстегнуть, гладить – мять, повесить – снять, зашить – порвать, постирать – вымазать и т.д.11. ИтогЛогопед: Сегодня мы с вами побывали в необычном саду, видели сказочные деревья. Напомните, какие деревья там росли? Ещё мы искали пару обуви и определяли лишний предмет. Вы сегодня молодцы!