"Влияние музыки на эмоциональное состояние детей"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Влияние музыки на эмоциональное состояние детей"
Автор: Днестрянская Екатерина Владимировна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАРВыступление на тему: «Влияние музыки на эмоциональное состояние детей».Подготовила:Педагог дополнительного образованияДнестрянская Е.В.Ст.Тацинская2023 г.СЛАЙД 3Не секрет, что Важным критерием физического и психического здоровья ребенка является его эмоциональное состояние. Эмоциональное развитие влияет не только на становление личности и характера, но и особенности будущего поведения, а так же на успешность отношений с друзьями, родителями, учителями. В процессе воспитания и развития личности ребенка важнейшая роль отводится человеку, который проводит с детьми не меньше времени, чем родители – это учителя и педагоги. Успешность обучения детей, их психоэмоциональное благополучие во многом зависят от личности педагога и от той деятельности, которую он предлагает своим воспитанникам.Эмоции относят к психическим состояниям. К числу основных эмоций относятся: Интерес, Удовлетворение, Надежда, Радость, Пренебрежение, Гнев, Страх, Горе.Давайте разберемся, в чем отличие психического здоровья от психологического.СЛАЙД 4Психическое здоровье относится к отдельным психическим процессам и механизмам и представляет собой соответствие развития психических процессов в соответствии с возрастными нормами.Психологическое здоровье относится к личности в целом и связаны с высшими проявлениями человеческого духа – характер, темперамент. Делает личность самодостаточной. Включает психическое здоровье. Это состояние душевного благополучия.Таким образом, ключевым словом для описания психологически и психически здорового человека является понятие «гармония», а центральной характеристикой — саморегулируемость, понимаемая как возможность адекватного приспособления субъекта к благоприятным и неблагоприятным воздействиям окружающей среды.На эмоциональную сферу ребенка влияет много факторов. Музыку можно отнести к важнейшим.СЛАЙД 5Музыка играет важную роль в жизни нашего общества. Если присмотреться поближе, почти все аспекты нашей жизни пропитаны звуками музыки: театр, телевидение, фильмы, праздники, государственные мероприятия. Мы используем плееры и колонки, чтобы наполнить свои повседневные дела музыкой: пробежка, поездка на машине и общественном транспорте, выполнение повседневных задач. Музыкой мы признаёмся в любви, музыкой общаемся с детьми и друзьями, музыкой выражаем радость и грусть и даже рассказываем другим о себе.Мы не всегда являемся пассивными слушателями: кто хотя бы раз не пел в душе или под гитару, кто не пытался сыграть что-то на фортепьяно или других музыкальных инструментах? А у многих из нас за спиной детство в музыкальной школе и даже опыт выступленийДействительно, наши первые встречи с музыкой начинаются глубоко в детстве, с первых маминых колыбельных, а с возрастом отношения с ней усложняются, появляется любимая и нелюбимая музыка, музыка, навевающая приятные и неприятные воспоминания, музыка для разной обстановки и настроения.В 2016 году в Институте изучения мозга и креативности одного западного универститета обнаружили связь между музыкальным воспитанием детей и развитием их мозга, в особенности зон, отвечающих за формирование устной речи и навыков чтения.Сравнение мозга музыкантов и тех, кто не занимался музыкой, показывает целый ряд отличий в структуре и функционировании самого сложного органа человеческого организма. Например, было показано, что музыканты лучше справляются с заданиями на память и мышление, у них тоньше развит слух. Измерения активности мозга показывают более эффективное межполушарное взаимодействие, а также то, что у музыкантов активнее зоны, отвечающие за двигательные навыки и пространственное мышление.Исследования мозга музыкантов показывают уникальное влияние музыки на развитие мозга: нет буквально ни одной зоны мозга так или иначе не вовлеченной в занятия музыкой, что, безусловно, положительно сказывается на его функционировании.СЛАЙД 6Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление, чувство прекрасного. В процессе продолжительного исследования закономерностей, присущих как стихийной, так и педагогически организованной музыкально-образовательной среде было выявлено, что подобные среды могут влиять на психологическое здоровье и развитие детей и что музыка, ее основные компоненты − мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.Одно из исследований подтвердило, что прослушивание музыки влияет на восприятие подростками чувства свободы воли и эмоционального благополучия. Также весьма интересны работы по изучению психического здоровья молодых людей со склонностью к депрессии.Мы часто недооцениваем влияние музыки на детей и даже не задумываемся, что игра на гитаре или пианино благотворно , а участие в ансамбле помогает развивать навыки командной работы.СЛАЙД 7Пение, как вид музыкального искусства также способствует положительному психологическому развитию ребенка.Пение является своеобразным «тренером» мозга. То есть, во время пения бывает задействован весь мозг, происходит объединение деятельности его полушарий. При пении активно и объединенно работают речевой, языковой и зрительный компоненты развития интеллекта.Во время активного пения – эмоционального, с воодушевлением, с проникновением в содержание исполняемого,– происходит сильнейшее возбуждение речевых центров коры больших полушарий, которое распространяется на соседние участки мозга, повышает их тонус и работоспособность.Во время разучивания какой либо песни многократно повторяется литературный текст, голос воспроизводит вокальную линию. Это в значительной степени формирует предпосылки хорошей речи у детей. Таким образом, с помощью вокальной деятельности формируется не только певческие, но и совершенствуются речевые навыки каждого ребенка.Благотворна вокальная работа и для тренировки памяти. Овладевая большим объемом музыкального материала, открывает новые, дополнительные кладовые памяти, способствует ее углублению и обогащению.СЛАЙД 8При пении так же развивается и тический слух, способности улавливать мельчайшие особенности произношения гласных и согласных звуков. Одновременно пение тренирует работу всех органов внутренней и внешней речевой , повышает разборчивость речи и речевую технику.СЛАЙД 9Говоря о воздействии пения на развитие интеллекта поющих, необходимо упомянуть и о его влиянии на возрастание способностей детей.Впоследствии, именно из детей, которые успешно сочетали учебу в школе и занятия вокалом, часто вырастают высокоорганизованные и трудолюбивые люди с крепким характером, чувством цели, интересные и разносторонние личности.Очевидно воздействие пения и на физическое развитие детей: улучшается кровообращение, дыхание, укрепляются голосовые связки, развивается приятный тембр голоса, развивается координация голоса и слуха, улучшается детская речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.В практической психологии музыка используется при работе с детьми, страдающими заиканием, речевыми и двигательными расстройствами, аутизмом, эпилепсией. Музыкальную терапию применяют при реабилитации людей с психосоматическими заболеваниями (бронхиальная , нейродермит, вегето-сосудистая дистония), расстройствами нервной системы (постинсультные, ) и стрессовыми расстройствами.Российскими учеными было проведено немало экспериментов по изучению влияния музыки на детей. Один из них показал, что семиклассники после сорокаминутного прослушивания рока на некоторое время забывают таблицу умножения. Однако ежедневное пятнадцатиминутное прослушивание классической музыки было достаточно для улучшения умственных способностей подростков.Похожий эксперимент провела и я со своими воспитанниками. Я предложила им найти ответы на несколько загадок под разную музыку. Результатом было открытие, что под классическую музыку дети отвечали на вопросы быстрее, чем под тяжелую рок-музыку. Предлагаю вам, коллеги, поучаствовать в продолжении этого эксперимента.Загадки под разную музыку…СЛАЙДЫ 10 – 14 (под классику)СЛАЙДЫ 15-20 (под рок)Итак, подведём итог. Проецируя всё вышесказанное на своих воспитанников, могу констатировать следующее. Многолетние наблюдения за обучающимися детского объединения «Аллегро» показали, что занятия вокальной музыкой повлияли на:СЛАЙД 21❥ коммуникативные способности детей, ❥ развитие у них памяти, воображения, пространственного мышления,❥ усидчивость, целеустремленность, самостоятельность, ❥ аккуратность, грамотность, творческие способности, ❥ усвоение учебного материала, ❥ формирование художественного вкуса и эстетическое развитиеДелают их более уверенными в себе, учат добру и взаимопомощи. Репертуар, который я подбираю им для исполнения, благотворно сказывается на психоэмоциональном состоянии обучающихся и, как следствие, делает их более уверенными в себе. СЛАЙД 22Древние греки говорили: «Хочешь быть умным – бегай, здоровым – бегай, красивым – бегай!». Все это можно в полной мере отнести и к пению: «Хочешь быть умным – пой, здоровым – пой, красивым – пой!».