О современных проблемах организации социальной защиты населения на муниципальном уровне управления.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: О современных проблемах организации социальной защиты населения на муниципальном уровне управления.
Автор: Зиборова Диана Андреевна

УДК: 377/UDK: 377О современных проблемах организации социальной защиты населения на муниципальном уровне управления.Зиборова Диана Андреевна, преподаватель факультета среднего профессионального образования Старооскольского филиала НИУ «БелГУ»ziborova_d@bsuedu.ru(г. Старый Оскол, РФ)Аннотация: В статье рассматривается и обосновывается актуальность и важность поиска путей совершенствования организации социальной защиты населения на местном уровне. Основные проблемы организации социальной защиты всегда существовали, но новые вызовы времени обострили их и проявили раннее не существовавшие.Ключевые слова: актуальность, совершенствование, организация, социальная защита, муниципальное управление.Актуальность темы организации социальной защиты населения на муниципальном уровне управления обусловлена тем, что социальная сфера является приоритетной для органов власти на любом уровне и на текущее время достаточно широкие слои населения нуждаются в социальной защите.Организация социальной защиты населения является приоритетным в социальной политике любого государства и заключается в том, чтобы установить и в дальнейшем поддерживать необходимый уровень материального и социального положения граждан. Зачастую органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его жизненных проблем.При изучении теоретических и нормативноправовых основ организации социальной защиты на муниципальном уровне, мы сделаливывод о том, что социальная защита населения характеризуется как система мер по соблюдению социальных прав и гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих качество их жизни. Современное российское социальное законодательство достаточно уделяет внимание проблемам всех категорий граждан, но некоторые вопросы остаются нерешенными или не конкретизированными. Однако вопросы управления и в частности эффективной организации социальных вопросов населения на муниципальном уровне исследованы не всеобъемлюще. Общественные организации пока слабо задействованы в процессе подготовки законодательных и иных официальных документов, статистическая информация собирается фрагментарно и зачастую неправильно обрабатывается. Существует также ряд проблем, связанных с организацией социальной защиты на местном уровне, которые необходимо решать.Анализ практики г. Кемерово показал, что работникам органов МСУ приходится решать множество насущных вопросов, касающихся жизни граждан. В круг решаемых проблемы входят:
  • обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • обеспечениенекоторыхкатегорийграждансоциальными пособиями;
  • социальная реабилитация инвалидов;
  • оказание государственной социальной помощи гражданам и др.
  • В приведенном перечне отсутствуют некоторые вопросы социального обеспечения, например предоставления пенсий, выдачи пособий работающим лицам (например, пособия по временной нетрудоспособности, единовременного пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности и др.).Это означает, что местные органы СЗН непосредственно не занимаются такими вопросами. Эти вопросы находятся в ведении ПФР, ФСС России.Следовательно, по объему своих полномочий и функций наименование этих органов не соответствует рассмотренному ранее понятию социальной защиты населения. На практике получается, что сфера их деятельности значительно уже, чем само содержание социальной защиты.Установлено, что органы местного самоуправления на практике организуют:
  • Прием граждан, в установленные сроки рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам, относящимся к их компетенции.
  • Доступ к социальным услугам, создание таких условий по устранению препятствий в получении социальных услуг и обеспечение их соответствия индивидуальной нуждаемости.
  • Работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности службы.
  • Социальная сфера является ключевым объектом контроля со стороны муниципальных властей, в первую очередь сталкивающихся с проблемами, проявившимися в этой сфере. Проблемное поле социальной сферы сосредоточено вокруг следующих направлений: Уровень и качество социальной жизни (распределение социальной помощи, безработица, занятость и т.д.);Народное образование;Здравоохранение;Культурна политика.Так же органы МСУ сталкиваются со следующим рядом проблем в организации соцзащиты населения:
  • Проблема доступности социальных услуг и льгот. Социальные службы испытывают постоянный дефицит персонала, необходимого для эффективной организации работы социальной защиты.
  • Низкая зарплата социальных работников. Из–за этого квалифицированный персонал уходит, а остаются работать люди с низкой квалификацией, рассматривающие это место как временное. В итоге кадровый состав социальных служб не соответствует запросам населения, как с точки зрения численности, так и по квалификации.
  • Проблема справочной кодификационной работы. Так как невозможно запомнить весь перечень нормативно – правовых актов, выпускаемых согласно разнообразным проблемам социального обеспечения, возникает необходимость организовать соответствующий учет, систематизацию и хранение нормативных используемых материалов. Систематизацию законодательства необходимо вести так, чтобы в ходе работы можно было быстро найти конкретную норму закона и дать исчерпывающий ответ на конкретный вопрос.
  • Неудобство хранения личных дел, получателей социальных услуг в книжном носителе.
  • Проблема, связанная непосредственно с организацией работы УСЗН. Людям не нравится что после прихода в УСЗН по какому-либо вопросу, им
  • необходимо сделать фотографии и ксерокопии документов в других местах. Это неудобно как для самих получателей соц. услуг, так и для сотрудников, потому что создаются очереди и недовольство.Наиболее серьёзные проблемы, по мнению самих служащих, являются следующие:
  • В городе Кемерово, как и в целом по Кемеровской области и по России, является актуальной проблема «старения населения». Согласно демографическим прогнозам, к 2025 году каждый пятый россиянин будет в возрасте старше 65 лет. В настоящее время в городе Кемерово проживают около 160 тыс. получателей пенсий, из них 80% граждане пожилого возраста и инвалиды. Более 8 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, нуждаются в социальном обслуживании на дому. В силу возрастных особенностей и состояния здоровья представители старшего поколения постоянно нуждаются в социальной поддержке, адресной помощи, социальной адаптации.
  • Высокая концентрация промышленных предприятий в городе, неблагополучная экологическая обстановка, что способствуют росту уровня заболеваемости, производственного травматизма, как следствие, ежегодно увеличивается численность инвалидов. В настоящее время в городе Кемерово проживает более 39,1 тыс. человек, имеющих инвалидность (7% от общей численности населения города Кемерово), из них 2,1 тыс. это дети-инвалиды.
  • В заключении следует подчеркнуть, что российскими законами предусмотрен механизм передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Передача указанных полномочий осуществляется посредством принятия закона субъектом РФ, в котором перечисляются переданные полномочия, вопросы финансирования переданных полномочий, контроля над их исполнением. Как правило, передаются следующие полномочия: по организации опеки и попечительства над несовершеннолетними, социальной поддержке многодетных, приемных семей, опекунов и попечителей несовершеннолетних, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.Вместе с тем сегодня органы местного самоуправления играют значительную роль практически во всех вопросах организации социальной защиты. Например, они несут основную ответственность за предоставление льгот, предусмотренных федеральным законодательством, жилищныхсубсидий и местных пособий, а также реализуют адресный подход к организации социальной помощи. Именно на муниципальном уровне следует решать следующие задачи организации социальной помощи населению:
  • конкретно выявляются адресаты помощи – малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане;
  • определять необходимые условия ее предоставления – наступление трудной жизненной ситуации;
  • определять критерии предоставления – доход ниже величины прожиточного минимума и виды помощи – денежная, натуральная, помощь в виде услуг.
  • Список использованных источников.Нормативно-правовые акты.
  • Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципахорганизацииместногосамоуправлениявРФ»
  • //Научные публикации.
  • Заруба Н.А. Роль системы непрерывного образования в адаптации специалистов: современные проблемы и пути их решения. В сборнике: Инновации в государственном и муниципальном управлении: опыт решения социальных и экономических проблем. Материалы Всероссийской научно- практической конференции (с международным участием). Редакционная коллегия: П.Ф. Тарасенко, Л.Г. Смышляева, Н.Д. Шимширт, И.Е. Максимова, Л.Б. Заверткина; Министерство образования о науки Российской Федерации; ФГА ОУВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»; Администрация Томской области. 2014. С. 32-37.
  • Казин Э.М., Федоров А.И., Панина Т.С., Заруба Н.А. Социальные и педагогические аспекты сохранения здоровья субъектов образовательного процесса. // Мир образования - образование в мире. 2001. № 1. С. 146.
  • Никифорова О.А. , Заруба Н.А., Быцанова В.Е., Каленская Е.А. Изменения функционального состояния организма первоклассников в зависимости от педагогической парадигмы. // Никифорова О.А., Заруба Н.А., Быцанова В.Е., Каленская Е.А. Валеология. 1997. № 3. С. 21. 15
  • Никифорова О.А., Заруба Н.А, Быцанова В.Е., Каленская Е.А. Зависимость успешности учебной деятельности от психологических и физиологических особенностей первоклассников. // Никифорова О.А., Заруба Н.А., Быцанова В.Е., Каленская Е.А - Валеология. 1997. № 3. С. 24.