«Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».
Автор: Ирина Анатольевна Широтова

Консультация для воспитателей:«Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей».Материал подготовила музыкальный руководитель Широтова И. А Самостоятельная музыкальная деятельность детей способствует развитию таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.       Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, в группе должны быть оборудованы «музыкальные уголки», куда помещаются детские музыкальные инструменты, дидактические игры, игрушки-забавы. Которые в последствии могут быть обыграны воспитателем (мишка играет на балалайке, заяц прыгает, девочка танцует и др.) Чтобы поддерживать интерес детей к самостоятельной музыкальной деятельности, педагог 1 раз в месяц должен обновлять пособия в «музыкальном уголке», пополнять его новыми атрибутами и дидактическими играми.       Важной ролью воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей является создание проблемных ситуаций, побуждение детей к вариативным самостоятельным действиям, развитие способности применять усвоенное в новых условиях. При этом художественное оформление усиливает впечатления детей. Под влиянием радостного звучания музыки, выразительного слова, элементов костюмов у детей будут возникать яркие положительные эмоции. Все это будет побуждать их выражать свои чувства и в пении, и в танце, и в игре, а также способствовать формированию интереса к музыке и музыкальной деятельности в целом.       Создав таким образом в детском саду обстановку максимально наполненную музыкальными интонациями, воспитатель сможет пробудить интерес и любовь к музыке у детей, а также способствовать формированию и развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.   Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей в группе:       1.Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, триоле, бубне, барабане и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.      2.Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра. Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для данной игры. Игра может иметь развернутый характер: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии и хоровод и т.д.). В других сюжетно - ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в парад, мальчики поют «Барабан» М.Красева, барабанят и маршируют, девочки, укладывая кукол, поют песню «Баю - баю» М.Красева. Песня способствует более динамичному протеканию игры, организуют действия детей.В этом виде самостоятельной деятельности детей воспитатель продолжает формировать у воспитанников умение договариваться (кто что будет делать), может подсказать завязку сюжета для игры, поддержать активность любого ребенка и помогает ему организовать коллективную игру.      3.Музыкально - дидактические игры, используемые в самостоятельной музыкальной деятельности развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др. Для обогащения музыкальных впечатлений детей и побуждения их к применению навыков, полученных на музыкальных занятиях воспитатель должен наполнять режимные моменты звучанием известных детям классических произведений. Например, на утренней гимнастике и во время физкультурных занятий (у малышей) воспитатель может использовать следующие произведения: во время бега и ходьбы в быстром темпе, галопе «Смелый наездник» Р.Шумана, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Хоровод гномов» Ф. Листа, «Моя лошадка» А.Гречанинова и другие; во время легкого бега, бега врассыпную, стайкой – «Мотылек» С. Майкапара, «Бабочки» Ф. Куперена, «Веселая прогулка» Б. Чайковского; во время марша – «Шествие кузнечиков» С.Прокофьева, марш из цикла «Детская музыка». Общеразвивающие упражнения может сопровождать музыка И. Иорданского («Ладушки – ладушки»), П.И.Чайковского («Новая кукла») и другие. На прогулке можете поиграть с детьми в игры, разученные на музыкальных занятиях: танец – игра «Медведь», упражнение «Ежик и барабан»; двигательное упражнение «Шла веселая собака», игра «Где спит рыбка?», песня «Ай, туки – туки - туки», пальчиковые речевые игры.Также можно наполнить музыкой время утреннего приема детей и вечер, во время ухода домой. Причем музыкальные интонации в утренние часы должны отличаться от музыкальных интонаций в вечернее время. Утром - спокойная, светлая по характеру музыка. Рекомендуется использовать произведения из альбомов фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, А.Т. Гречанинова, Э. Грига, Р. Шумана, С.М. Майкапара и других. Это создаст атмосферу благожелательности и позитивного настроения с утра и на весь день.Вечером же характер музыки должен быть более подвижным. Это расположит детей к проявлению двигательной активности, придумыванию образов и воплощению их в танце. Рекомендуется использовать фрагменты симфонических произведений, написанных для детей («Детская симфония» И.Гайдна, сюита для оркестра «Детские игры» Ж.Бизе и т.д.)Т.о., роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах муз. деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр. Планируя приемы руководства, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового из оборудования для музыкальной деятельности дошкольников (инструменты, пособия, самодеятельные игрушки), в каком порядке это целесообразно сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонние ли их интересы. В более раннем возрасте воспитателю лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. В свою очередь ребенок репродуктивно усваивает эти способы.        Позже педагог должен использовать объяснительно-побуждающий метод, а ребенок подводится к самостоятельным поисковым способам действий. Метод показа и подробное объяснение применяются при обучении детей исполнению какого-либо элемента танца или певческой интонации. Хочется пожелать, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет также действовать и вне занятий: организовывать музыкальные игры, по собственному желанию петь, танцевать. Повседневная работа воспитателя с детьми, знание их интересов и способностей дает возможность воспитателю выполнять задачу качественно и ответственно. Самостоятельная музыкальная деятельность в группе, являясь одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объеме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребенок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.Желаем творческих успехов!I. Общие положения1. Музыкальный руководитель относится к категории специалистов.2. На должность музыкального руководителя назначается лицо, имеющее среднее специальное или высшее образование.3. Назначение на должность музыкального руководителя и освобождение от нее4. Музыкальный руководитель должен знать:4.1. Конституцию Российской Федерации.4.2. Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.4.3. Педагогику и психологию, возрастную физиологию, анатомию.4.4. Санитарию и гигиену.4.5. Индивидуальные особенности развития личности детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста.4.6. Музыкальные произведения детского репертуара.4.7. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.4.8. При работе с детьми, имеющими отклонения в развитии - основы дефектологии и соответствующие методики.6. На время отсутствия музыкального руководителя (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.II. Должностные обязанностиМузыкальный руководитель:1. Осуществляет развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников.2. Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.3. Профессионально владеет техникой исполнения на музыкальном инструменте.4. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих).5. Определяет направления педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей.III. ПраваМузыкальный руководитель вправе:1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителя учреждения).5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.IV. ОтветственностьМузыкальный руководитель несет ответственность:1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.Педагогу-воспитателю необходимо:1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.5. Разучивать движения с отстающими детьми.6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально - ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.Стрельченко Светлана Юрьевна,музыкальный руководительМБДОУ «Детский сад №29» п. ЯйваСовременные формы взаимодействия музыкального руководителяс педагогическим коллективом и семьейПриобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьей. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя, педагогов и родителей детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников.Цель: акцентировать внимание на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей.С этой целью музыкальный руководитель должен знакомить родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении (по желанию родителей).Задача музыкального руководителя: раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.Качество реализации программы музыкального образования детей в ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры воспитателей, которые непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в ДОУ.Взаимодействие музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ включает следующие формы:Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются теоретические вопросы музыкального воспитания; методы индивидуальной работы с детьми, музыкально-воспитательная работа в группах, вопросы организации музыкальной среды ДОУ, обсуждение сценариев праздников и развлеченийзготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара используемого на занятиях, освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей;Проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.Участие в педагогических советах ДОУ.Взаимодействие с семьей осуществляется в следующих формах:1. Музыкальная ННОД (открытые музыкальные занятия).Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области (День открытых дверей):1)Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;2)В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.2. Мастер-классы, занятия-практикумы.1)приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика...);2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместномумузицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра...).3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации.С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенние капустники», «8 Марта»).Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения:- Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;- Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй;- Подготовка отдельных номеров;- Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита;- Помощь в оформлении помещения;- Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.4. Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей.Он содержит информацию, касающуюся:- Работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий;- Значимости музыкального воспитания детей;- Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду;- Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;- Об особенностях эмоционального мира дошкольника;- Фотографии занятий, выступлений.5. Индивидуальные беседы с родителями.6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье.Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:«Музыкальное воспитание в семье»,«Родителям о музыкальном воспитании»,«Советы: музыкальное воспитание»,«Как слушать музыку с ребёнком».7. Папки – передвижки.Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду»:«Музыкальные игры в детском саду»,«Ваш ребёнок любит петь?»,«Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми»,«10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!»,«Как в жизнь приходит музыка…»,«Музыка и её влияние на развитие детей» и др.Привлекая родителей к активному сотрудничеству с группой, накануне Нового года, педагог группы «Солнышко» организовала конкурс-выставку поделок «Моя подружка, новогодняя игрушка». Родители представили свой опыт в изготовлении поделок, игрушек своими руками. А к празднику 8 марта организовала выставку «Моя мама – рукодельница!». Мамы показали свое мастерство и творчество в рукоделии. После прошедших конкурсов вручила родителям благодарственные письма за участие.День рождения – самый главный праздник в детстве. Группа всегда открыта для родителей. Некоторые мамы приходили и справляли день рождения малыша вместе в группе. Организовывали праздник каждому ребенку: водили хоровод, пели «Каравай», проводили подвижные игры, поздравляли, зажигали свечки и фейерверк на тортике, дарили подарки именинникам, они угощали сладостями. Каждому ребенку изготавливали персональную поздравительную открытку. Все что происходило на празднике, снимали на фото и видео камеру. На память родителям о проведенных праздниках «День рождения в детском саду, записали DVD диск и подарили каждому.Работая, над инновационными формами работы с семьей организовали мероприятие «Дед Мороз и Снегурочка в гостях у малышей». Продолжая налаживать положительные взаимоотношения с семьями, объединяя детей и родителей настроением наступающего новогоднего праздника, посещали семьи наших воспитанников. Дед Мороз и Снегурочка приходили в гости к малышам, поздравляли С Новым годом, водили хороводы вокруг елки, пели новогодние песни, слушали стихи детей, играли в игры. А затем Дед Мороз вручал детям подарки.Родители всегда могут посмотреть фотоальбомы: «Будем знакомы!» (знакомство с персоналом группы, со специалистами ДОУ), «Наша группа Ромашка» (предметно-развивающая среда), «Ромашка добрых дел» (помощь родителей группе), «Топ – хлоп, малыши!» (дети на музыкальных занятиях и развлечениях), «Будь здоров, малыш!» (информирование родителей в вопросах оздоровления) и многие другие (на данный момент существует 65 различных фотоальбомов, в которых от 40 до 200 фотографий). Каждая фотография комментирована администратором группы. Для удобного просмотра родителям сделала персональные фотоальбомы на каждого ребенка (20 фотоальбомов). Добавила и видеоматериалы с участием детей на различные темы. Популярными роликами стали «Новогодний утренник», «Празднование Дней рождения», «Как мы в садике своем, очень весело живем». К организованной акции в ДОУ «День Матери» провела праздник для мам «Ты на свете лучше всех, мама!». Праздник прошел в дружественной обстановке за чаепитием. Поздравила матерей трогательным стихотворением, коротко рассказала об истории праздника, посетили фото галерею «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребенком на руках», посмотрели выставку детских работ «Мама – солнышко мое», провела забавные конкурсы. Особенно понравился мамам дистанционный видео концерт, который транслировался через ноутбук. В видео концерте были представлены приветы-поздравления от малышей своим мамам, песня и танец. Мамы были удивлены и обрадованы такому подарку. В конце праздника вручила благодарственные письма мамам, за активное участие в жизни группы. Фото видео материалы на сайте детского сада.Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.Список используемой литературы:1. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй - М.: Просвещение, 2006.2. Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября. 2013.3. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.4. Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве // Управление ДОУ. 2008. №6.5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 199Оксана ПтухКонсультация «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания»Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально стетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель , а воспитателю отводится роль его помощника.В чем же заключается эта помощь?На музыкальном занятии воспитатель не только следит за дисциплиной. Он активный участник пения, игр, танцев. Воспитатель должен знать текст песен, движения танцев, одним словом, весь музыкальный репертуар , используемый на занятии. Для этого и заводится тетрадь по музыкальному воспитанию или папку для повторения и закрепления с детьми в группе выученного на муз. занятиях материала.К сожалению, музыкальные занятия не могут полностью удовлетворить потребность детей в музыке , музыкальном развитии . Поэтому воспитатели должны находить время в течении дня для повторения песен, игр, танцевальных движений. Но и это не главное. Необходимо педагогическое взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя . Вот несколько принципов этого взаимодействия .1. Принцип диалогизации заключается в том, что являются равноправными сотрудничающими субъектами в вопросах музыкального развития детей , т. е. музыкальный руководитель проводит муз . занятия, развлечения, инд. занятия, кружковую работу. Воспитатели же , находясь в постоянном контакте с детьми, должны, как можно чаще, использовать музыку в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству и т. д.2. Принцип индивидуализации, заключается в том, что и музыкальный руководитель и воспитатель должны иметь прочные навыки музыкальной деятельности . Музыкальный руководитель - это специалист , который имеет музыкальное образование , предполагающее наличие профессиональных и творческих умений. Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песенки, музыкально итмические движения, играть на детских музыкальных инструментах .3. Принцип проблематизации заключается в том, что муз. руководитель и воспитатель должны осознать необходимость тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребенка. Например, развитие певческих навыков - это задача не только муз . воспитания , но и физическогоИз всего выше перечисленного следует, что встреча детей с музыкой не должна ограничиваться музыкальными занятиями . В каждой группе просто необходим музыкальный уголок – это музыкальные инструменты , книги, альбомы, музыкально-дидактические игры . Насыщенность музыкального уголка необходимое условие не только в работе воспитателя , но и возможность каждому ребенку самостоятельно выбрать вид деятельности, отвечающий его интересам. Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке :1. Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях . Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения) . В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с муз. руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно, может спеть новую песню с фортепианным или аудио - сопровождением.При обучении детей музыкально итмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. Иногда, если материал не очень сложен, дети выполняют задания самостоятельно без показа взрослого. В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная : он действует по мере необходимости, показывая какое - либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.2. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей , включает музыку в игры , прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал .3. Участвует в отборе муз. материала, используя его на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, по развитию речи и ознакомлению с окружающим.В первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к детям : кто чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами, есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Воспитателя должно беспокоить , почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать.Другие же дети, наоборот очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны лишь посматривают на музицирующих детей. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого музыкальной деятельностью . Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью - это его соучастие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми : «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты , чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть» , - говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню я люблю? - говорит воспитатель и проигрывает диск .Хорошо бы нам сделать библиотечку дисков. Можно вырезать кружочки-диски (или взять старые, ненужные диски) и на них нарисовать, о чем играет музыка . Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д.Планируя приемы руководства музицированием , воспитатель намечает следующие моменты : что надо внести нового, в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т. д.) ; в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.Чем активнее воспитатель проводит работу , тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях , в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т. е. «топтание на месте» .Публикации по теме:Организация работы по использованию интерактивной экспозиции музея в решении задач патриотического воспитания дошкольников Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Обеспечение духовно-нравственного.Современные здоровьесберегающие технологии в совместной работе воспитателя и музыкального руководителя Слайд №2) Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки,.Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике 1. Знать порядок номеров наизусть. 2. Следить за дисциплиной поправлять детей корректно. 3. Знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать.Консультация для родителей «Особенности условий музыкального воспитания детей в семье» Особенности условий музыкального воспитания детей в семье. Многие музыкальные руководители хотят видеть в родителях своих союзников, помощников.Отчет музыкального руководителя об особенностях развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала Отчёт музыкального руководителя МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская Т. Л. Турчаниновой об особенностях развивающей предметно-пространственной.Памятка для воспитателей «Вопросы успешного сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя ДОУ» ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Вопросы успешного сотрудничества воспитателя и музыкального руководителя ДОУ в условиях внедрения ФГОС» Подготовила.Портфолио музыкального руководителя Пояснительная записка Профессиональную деятельность в МБДОУ №66 «Барвинок» в должности музыкальный руководитель осуществляю с 2015 года,.Совместная работа воспитателя и музыкального руководителя по реализации образовательной области «Худ.-эстетическое развитие» В настоящее время, когда одним из требований ФГОС ДО является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего.Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников