Духовно нравственное воспитание дошкольников средствами музыки


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Духовно нравственное воспитание дошкольников средствами музыки
Автор: Айнура Агалар кызы Адыгезалова

Духовно нравственное воспитание дошкольников средствами музыкиОдна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние без духовности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.               Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.                Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка - это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.                Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.                Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни.                Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно.По мысли В. А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».     Специфика действия музыки на нравственность человека связана с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости. Это важное социальное качество личности. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием.    Начинать всестороннее развитие личности ребенка надо как можно раньше. Именно на ранней стадии развития закладывается фундамент, на основе которого расширяются знания, и совершенствуется способность наслаждаться музыкой.      Для правильной организации нравственного воспитания средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания. Музыка воспитывает дисциплину, стремление к совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Второй важный аспект — стимулирование умственного развития с помощью науки. Третьим аспектом является эмоциональное воспитание, без которого нельзя достичь полной зрелости.      Нравственное воспитание средствами музыки главным образом сосредоточена в трех направлениях:• попытаться раскрыть творческие способности к самостоятельному творчеству;• приобщить детей всех возрастов к окружающим их звукам; рассматривать звуковую картину мира как музыкальное сочинение, главным композитором которого является человек, эмоционально оценивать это звучание, чтобы совершенствоваться;• определить то звено или ту общую точку, где могли бы встретиться все искусства для совместного гармонического развития.    Ведущими признаками, определяющими нравственное развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.    Необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащаетсяэмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.                 Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.   Для наиболее успешного нравственного воспитания дошкольников средствами музыки необходимо:1. Использовать на уроках музыки художественное творчество, сочинениерассказов на ту или иную музыку;2. Проводить музыкальные спектакли, праздники.3. Регулярно заниматься музыкальной ритмикой, игрой на музыкальныхинструментах, хоровым пением.4. Проводить музыкально-обрядовые игры.5. Регулярно слушать народные песни, классические музыкальныепроизведения.       Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.Музыкальный руководитель – Адыгезалова А.А.