Использование песенного материала на уроках английского языка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование песенного материала на уроках английского языка
Автор: Новикова Ирина Валерьевна


И.В.Новикова, учитель английского языка
МАОУ СОШ №50 г.Челябинск
Работа с песенными текстами на уроках английского языка для повышения мотивации в обучении
Как формировать устойчивый интерес учеников к предмету? Этот вопрос волнует многих моих коллег. Традиционные формы, увы, не успевают за изменениями в мире и не всегда соответствуют требованиям времени. Введение ФГОС ставит перед нами новые задачи, обязательные при реализации основных образовательных программ. В свете этих изменений на первый план выходит развитие личностных, метапредметных и предметных умений. А также большое внимание уделяется созданию основы для формирования интереса к дальнейшему изучению предмета и развитию навыков самонаблюдения и самооценки.
Современные учебно-методические комплексы базируются на коммуникативно-ориентированные принципы обучения языку. И главная цель таких УМК - формирование устойчивой мотивации, ибо мотивация – ключ к успешному обучению.
Несомненными достоинствами современных пособий являются:
- многообразие тем, представляющих интерес для учащихся сообразно их возрасту;
- умелое сочетание традиционных и инновационных технологий;
- использование заданий, нацеленных на результат, дающих учащимся возможность почувствовать личный прогресс, оценить, насколько успешно они овладевают знаниями.
Итак, что же мы понимаем под мотивацией в методике преподавания иностранного языка?
Мотивация – это некое эмоциональное состояние (наши мысли и чувства), которое побуждает нас к действию. Мотивация оказывает влияние на следующие аспекты деятельности:
- причины решения что-либо сделать;
- как долго люди хотят этим заниматься;
- насколько эффективно они готовы работать, чтобы достичь цели.
Многочисленные факторы влияют на желание учащихся изучать иностранный язык. К ним мы можем отнести:
- востребованность знания языка в современном мире, его социальная значимость;
- интерес к культуре страны изучаемого языка;
- чувство успешности, уверенности в себе, которое появляется, когда учащиеся осознают, что есть достижения в процессе обучения;
- поощрение и поддержка со стороны родителей, учителей, одноклассников;
- интерес к образовательному процессу: самому предмету, формам работы на уроке, личности учителя.
Психологи делят мотивы на внутренние – познавательные и внешние – социальные. Как стимулировать социальную мотивацию учащихся? В этом вопросе ключевой фигурой на уроке становится учитель. Именно он личным примером пропагандирует положительное социальное поведение.
Мотивированный учитель воспитывает мотивированных учеников. Он создает спокойную благожелательную атмосферу на уроке, помогает преодолевать страхи и неуверенность в себе. Учитель развивает со своими учениками отношения партнерства и сотрудничества. Чтобы сделать языковой урок интересным, учителю необходимо сосредоточиться на таких педагогических технологиях, которые по природе своей являются мотивирующими. К ним бы я отнесла:
- информационные;
- личностно-ориентированные;
- проектные;
- интерактивные;
- игровые;
Если бы мы спросили учащихся, какие формы работы на уроке у них вызывают наибольший интерес, то наверняка бы услышали, что им нравится играть, творить, соревноваться, иметь возможность выбирать задания, принимать решения самостоятельно, работать в группе… И это далеко не полный список приемов, которые может использовать учитель благодаря инновационным технологиям. Мы видим, что детям нравится выполнять личностно-ориентированные задания. Такие уроки открыты навстречу каждому ученику, так как каждое учебное действие и каждый акт познания действительности становится индивидуальным.
Что может сделать учитель на уроке иностранного языка, чтобы дать возможность реализоваться каждому ученику?
Во-первых, быть гибким.
Во-вторых, дать ученикам возможность выбора. Они могут выбрать форму работы, порядок выполнения, формат оценивания, уровень сложности.
В-третьих, инструктируя учащихся о порядке выполнения работы, целесообразно использовать многообразие информационных технологий.
Более того, необходимо использовать немедленную обратную связь на предмет понимания, сопровождать учебный процесс и отслеживать результативность.
И, наконец, учить самостоятельности и независимости в принятии решений.
На современном этапе, когда личность растущего человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, актуальной становится задача поиска эффективных способов и приёмов обучения. Решение этой задачи возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на проникновение в их эмоциональную сферу.Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания. Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении английского языка в силу ряда причин:1. Песни, как один из видов речевого общения, являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включают новые слова и выражения. В них уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка, знания его стилистических особенностей.2. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции.3. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата.4. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива и более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению английского языка.5. Песни стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности учащихся, способствуют развитию как подготовленной, так и не подготовленной речи. На уроке песни чаще всего используются для:1.Фонетической зарядкина начальном этапе обучения.2. Для более прочногозакрепления лексического и грамматического материала. Песни могут вводиться в связи с изучением лексической темы.Такжевведениепесниможетбытьорганическисвязанносизучениемграмматическойтемы,например:Present Simple-песниизк/ф"Love Story";Present Progressive – “I’m sitting in the morning”,Complex Object"I saw you dancing",Past Simple — "Lady in Red" (Chris de Burg);Past Simple — "Yesterday",“Hotel California” (Eagles),оборотthere is -"Girl" (Beatles)идр.3. Какстимул для развития речевых навыков и умений. Например, умение построить рассказ на основе сюжета песни.4. Как своего родарелаксацияв середине или конце урока, когда учащиеся устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая и ихработоспособность.Подборку песен следует разделить на возрастные группы. Здесь с одним и тем же песенным материалом можно работать со 2 класса по 6 класс, включительно. По понятным причинам, учитывая возрастные особенности и интересы ребят среднего и старшего звена, начинаю с 7 класса подыскивать что-то из взрослого репертуара. Это либо произведения, ставшие современной классикой (песни "Beatles", "ABBA", “PinkFloyd”, “Eagles”и т.д.), либо песни, которые постоянно на слуху у учащихся (они их слышат по радио, телевидению, на дискотеках и т.д.). Иногда на уроках по просьбе учащихся разбираем песни, которые особенно понравились им. ( например” Bad Boys”) Поэтому интерес у ребят большой, происходит непроизвольное запоминание слов и целых структур. Работа над песней может быть условно разделена на несколько этапов:—фонетический,—лексический,—грамматический,—социально-лингвистический—страноведческий.Деление условно, потому что нет четких границ между этапами: один этап плавно перетекает в другой. Процесс работы над песней может занимать несколько уроков, так как на уроке для этого отводится 5-10 минут.