« Художественно-эстетическое развитие в детском саду».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: « Художественно-эстетическое развитие в детском саду».
Автор: Юлия Владимировна Брюхова

Тема« Художественно-эстетическое развитие в детском саду».Цель: повышение  уровня профессиональной     компетентности  педагогов в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.Задачи:
  • Формировать у педагогов мотивацию к профессиональному общению.
  •  Закрепить знания педагогов в области развития творческих способностей детей, а именно их способностей к изобразительной деятельности, формированию культуры.
  • Содействовать развитию педагогического мастерства и творческого потенциала в сфере художественно-эстетического направления.
  • Форма проведенияделовая игра.Участникипедагоги ДОО.Подготовка к педсовету:1.Изучение научно - методической литературы по данной проблеме.2. Проведение тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие детей».3.Подготовить информационный лист о планируемом педсовете (план проведения, срок, подготовка к педсовету).4.Составление памяток и советов для педагогов.Ход педсовета1. Выполнение решений предыдущего педсовета.2. Итоги тематической проверки «Художественно-эстетическое развитие детей».3. Деловая игра «Педагогический пробег».4 Рефлексия педсовета.5 Решение педсовета.Ведущий. Уважаемые коллеги! Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников. Но перед тем как начать нашу игру, предлагаю немного размяться. 1 . Этап – разогревУпражнение «Перекинь мяч»( 5 минут)Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.Материалы: мяч.Время: 2-5 минутПроцедура: Участники стоят в тесном кругу, им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких подгруппах. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 с на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. (Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника). Задача решена!Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий.Игра «Молекулы»( 5 минут)Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.Члены группы – «атомы» – свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т.д. в конце упражнения объединяется вся группа.Ну а теперь давайте вспомним, что включает в себя художественно-эстетическое воспитание, какие источники вы можете назвать? Художественно – эстетическое воспитание:
  • Искусство;
  • человеческие  отношения (красота общения);
  • природа (красота природы);
  • деятельность окружающий социум (соц. среда);
  • труд (красота труда).
  •  А сейчас назовите компоненты художественно – эстетической творческой деятельности.1. Изобразительная деятельность.2. Музыкальная деятельность.3. Мир литературного искусства. Художественная литература (чтение стихов).4. Театрализованная деятельность.Все вы знаете, что приоритетным направлением в работе нашего детского сада является художественно – эстетическое воспитание. И сегодня мы проведем «Педагогический пробег» по тропе знаний в области развития творческих способностей детей, а именно их способностей к изобразительной деятельности, формирование культуры. За 1 минуту следует придумать каждой команде название.1. Страна «Рисовандия».Педагоги придумывают название команды, рисуют каждая команда свою эмблему и придумывают свой девиз так, чтобы у первой команды в девиз входило слово рисовать, а у второй команды слово раскрашивать.2. Страна «Воображандия».Игра: «Нарисуй глазами детей»Педагогам предлагается нарисовать на темы: «Приятное - неприятное», «Радость - печаль», «Красивое - безобразное», «Ласковое – грубое» с позиций ребенка. По завершению работы, каждая группа комментирует свой рисунок.3. Страна «Угадайка».Педагоги по очереди разгадывают кроссворд.1. Прием рисования (приманивание)2. Этим мы рисуем (кисть)3. Городенская, гжель, хохлома, жостово, мезинкая – как это назвать одним словом (роспись)4. Нетрадиционная техника рисования (монотипия)5. Как с латинского переводится словосочетание – декоративно – прикладное искусство (украшаю)6. Это воспитание способствует развитию эмоционально – чувственной сферы, формирует сенсорную культуру речи ребёнка, формирует представление о поступках, манерах поведения (эстетическое).4. Страна « Вопросяндия»1. Назовите три главных цвета, и докажите почему они главные (красный, желтый, синий. При ох смешивании образуются все цвета светового спектра).2. Назови цвета составляющие цветовой круг (красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).3. Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)4.Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)5.Назовите основные средства выразительности живописи. (Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)6.Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)7.Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)8.Назовите способы лепки. (Пластический ,конструктивный, комбинированный, ленточный, круговой налеп., выбирание глины стекой)9.Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)Страна «Эрудитов».Решение педагогических ситуаций
  • Дети должны нарисовать с натуры чучело белки. Им было предложено обследовать натуру разными способами: дети средней группы, изучая белку, гладили ее по шерстке, показывали части тела, называли их и т.д. Дети старшей группы, изучали белку с опорой лишь на зрительное восприятие. Будут ли отличаться рисунки детей разных возрастных групп? (Дайте психологическое объяснение своим суждениям)
  • Детям пяти лет, живущим в крупном городе, предложили нарисовать дом. Большинство нарисовали традиционный одноэтажный домик, в основе которого был изображен прямоугольник, а сверху треугольник. Чем объяснить однообразие, примитивность в изображении дома на рисунках пятилетних жителей? С какими ошибками в обучении ребенка рисованию связаны это явление?
  • Между мамами состоялся следующий разговор. «Как хорошо рисует ваш сын. У моего же одни каракули. Сколько ни говорю, чтобы рисовал аккуратно, он каждый раз рисует плохо» - «А вы пробовали его учить?» - «Я часто усаживаю сына рисовать. Но рисунки его плохи. Наверно, у него нет способностей.» права ли вы в своих догадках мама плохо рисующего ребенка? Какой совет можно дать родителям, желающим развивать умения, способности своих детей?
  • Папа купил сыну (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать , но у него ничего похожего на окружающие предметы не получалось. Он сжимал карандаш в руке, линии выходили слабые, на рисунке никак не получалась елка, которую он хотел нарисовать. Мама говорила, что ребенку еще рано рисовать, но отец настойчиво вкладывал карандаш в руку ребенка и водил им по бумаге проговаривая: «Давай сначала вместе нарисуем, а потом у тебя одного получится». Он вслух обозначал то, что получалось в процессе совместного рисования, побуждал мальчика самостоятельно узнавать изображение на бумаге. Кто из родителей прав? Почему? Что можно сказать о «зоне ближайшего развития» по Л.С. Выготскому.
  • Как называют художника, отдающего предпочтение изображению:
  • Природы – пейзажист
  • Неодушевленных предметов – натюрморист
  • Цветов – натюрморист
  • Фруктов – натюрморист
  • Моря – маринист
  • Человека – портретист
  • Военные действия – баталист
  • Животных – анималист
  •  Страна «Театрандия»
  • Продолжите строки:
  • Мой веселый звонкий мяч…(ты куда помчался вскачь).
  • Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж… (картину, корзину, картонку и маленькую собачонку).
  • Моем, моем трубочиста чисто, чисто… (будет, будет трубочист чист, чист, чист).
  • А потом позвонили зайчатки: Нельзя ли прислать перчатки?
  • (а потом позвонили мартышки: «Пришлите, пожалуйста, книжки!»).
  • В доме восемь дробь один у заставы Ильича (жил высокий гражданин по прозванью каланча).
  • Мне теперь не до игрушек: я учусь по букварю… (соберу свои игрушки и Сереже подарю).
  • Знаете ли вы басни?
  • Ты все пела? Это дело! Так поди же, попляши! («Стрекоза и муравей» И. Крылова.)
  • Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? («Зеркало и обезьяна» И. Крылова.)
  • Назовите авторов и сказки, о которых говорится в загадках.
  • Появилась девочка в чашечке цветка,
  •   И была та девочка чуть больше ноготка.В скорлупе ореха девочка спала. Что за чудо-девочка в том цветке жила? (Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка».)
  • У отца был мальчик странный.
  • Необычный – деревянный.Но любил папаша сына.Что за странный человечек деревянный? (А. Толстой. «Сказка о золотом ключике, или Приключения Буратино».)Станция «Нотная» Блиц-опрос:
  • Музыкально-ритмическое упражнение, которое встречается в механике? (Пружинка.)
  • Ансамбль из четырех музыкантов или певцов? (Квартет.)
  • Что такое фольклор? (Народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.)
  • Жанр музыки, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусства: музыку, хореографию, драматургию, изобразительное искусство. (Опера.)
  • Назовите основные жанры музыки, классифицируемые в ДОУ? (Песня, танец, марш.)
  • Назовите основное средство выражения музыки. (Звук.)
  • Угадайте мелодию. («Песенка мамонтенка», муз. В. Шаинского, сл. Д. Непомнящего; «Ужасно интересно», муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера; «Кабы не было зимы», муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского.)
  • Подведение итога игрыподсчёт количества фишек, награждение.РЕФЛЕКСИЯ Упражнения «Шесть шляп мышления». Для этого предлагаю каждой команде выбрать по три шляпы и инструкцию к ним.Вам необходимо, используя характеристику выбранной шляпы, подвести итог педсовета: «белая шляпа» - констатирует факты, информацию, не используя при этом оценки и эмоции; «желая шляпа» - называет только «плюсы», все то, что понравилось на этом педсовете; «черная шляпа» - говорит о «минусах», т.е .что на педсовете не понравилось или что принять в работу нельзя; «красная шляпа» - говорит только о чувствах, которые возникали в ходе педсовета; «зеленая шляпа» - размышляет с позиции творчества – где и как можно использовать полученный опыт; «синяя шляпа» - делает выводы, обобщения, определяет ряд вопросов и проблем для дальнейшего обсуждения. Решения педагогического совета1. Продолжать работу по художественно-эстетическому воспитанию детей (постоянно), более тщательно продумывать оформление и обстановку предметно-развивающей среды в группах, в соответствии с возрастными особенностями детей.Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели, старший воспитатель, зам по УВР2. Продолжать осуществлять комплексный подход к художественно - эстетическому воспитанию и развитию детей, гармонично сочетая все формы организации их художественной деятельности, создавая условия для развития самостоятельной творческой деятельности в уголках изобразительной и театральной деятельности.Срок: постоянно. Ответственные: воспитатель, старший воспитатель. зам по УВР3.  Развивать художественный вкус, творческие способности и креативность детей, желание осуществлять свои замыслы с помощью умений, полученных ранее, знакомя их не только с основными видами искусства, но и со всеми жанрами, доступными детскому восприятию, побуждая их к эстетическому восприятию окружающего мира и предметов изготовленными самостоятельно, либо совместно со сверстниками.Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели.4.   Для развития творческой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой и проектной деятельности.Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели, старший воспитатель. зам по УВР5. Использовать разнообразные формы работы с родителями (мастер-классы, педагогические гостиные, семинары-практикумы, и т.д.), подготовитьнаглядный материал для родителей по развитию художественно-творческих способностей детей (буклеты, папки-раскладушки, памятки и т.д.)Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели, старший воспитатель. зам по УВР6.Проводить индивидуальные выставки детских творческих работ.Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели, старший воспитатель зам по УВР7.Активно участвовать в конкурсах различных уровней, периодически публиковать свои работы в электронных СМИ.Срок: постоянно. Ответственные: воспитатели, старший воспитатель зам по УВР