Занимательный русский язык для учащихся 7 класса
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занимательный русский язык для учащихся 7 класса
Автор: Евстифеева Наталья Владимировна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОЮЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №44Рассмотрена и рекомендованаУТВЕРЖДАЮк утверждению Директор МБОУ СОШ №44Методическим советом _________Р.С. Чаппаровапротокол № 9 «15» апреля 2024 г.от «14» апреля 2023 г. Приказ № Ш44-13-349/3Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программапо дополнительным услугамгуманитарной направленности«Занимательный русский язык» Возраст учащихся: 7 класс 13-14лет Срок реализации программы: 1 год Количество часов: 34 Автор составитель программы: Евстифеева Наталья Владимировна, педагог дополнительного образованияг. Сургут2024Аннотация к программеДополнительная образовательная программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5 – 9 классов/ Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.- М. Просвещение, 2010 г. для занятий по учебнику «Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений» /Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.- М.Просвещение, 2010г. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных школ Министерства образования (методическое письмо Департамента Государственной политики в Образовании Министерства Образования и науки РФ от 17.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» [1]), на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Приказ Министерства Просвещения от 09.11.2018 № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020 № 533 [2]);Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) [3]».1)2 3)Режим занятийПри определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия обучения проводятся 1 раз в неделю по 35 мин (в соответствии с «Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года №41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».) Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №44 ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫдля оказания платной образовательной услуги:Пояснительная запискао реализации учебно-тематического планана 2024 /2025 учебный годРабочая программа платного курса «Занимательный русский язык» для 7 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России и основной образовательной программой основного общего образования. Данная программа «Занимательный русский язык» составлена на базе учебного комплекса под редакцией Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. Тростенцовой Л.А. , научный редактор – академик, доктор филологических наук Н. М. Шанский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2022 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию воспитания и развития обучающихся средствами внеурочного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные учреждения. Такой уровень владения языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных традиционных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных занятий. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Данная рабочая программа ориентирована на связь с программным материалом по русскому языку, учитывает необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.Актуальность курсаРусский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Платный курс «Занимательный русский язык» является закономерным продолжением уроков русского языка, его дополнением. Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей учащихся среднего звена, подготовки их к участию на олимпиадах и в интеллектуальных играх, общешкольных викторинах.Главной задачей дополнительной программы станет необходимость обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи; обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе. С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть размышлений учащихся. Использование таких форм как тестирования, перфокарты, различные виды диктантов творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли причастия в словосочетании; о правиле написания Н, НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов, и т.д.). Учить учащихся давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса. Новизна данной программыПрограмма данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.Содержание и методы обучения программы «Занимательный русский язык» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.Формы проведения занятий: Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, тестирование, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, ребусы, кроссворды, головоломки. Некоторые задания носят опережающий характер. Педагогическая целесообразность данной программы дополнительного образования обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного их интеллектуального развития.Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и индивидуальной, групповой пунктуационному правилу, оптимальном сочетании и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов. Виды контроля: Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний. При оценивании письменных работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся». На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам). Содержание учебного предметаПрограмма курса состоит из трудных тем по орфографии и пунктуации. Вначале идет материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по орфографии, где особое внимание уделяется трудным случаям правописания. В этот раздел вошли темы, изученные в 5-6 классах. Во втором разделе – материал, изучаемый в 7 классе. В заключении рассматриваются темы по синтаксису и пунктуации и предусмотрена работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок: разъясняются типы ошибок, причины их возникновения. Цель программы:Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.Задачи программы:Обучающие:- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;- пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;- развитие мотивации к изучению русского языка;- развитие творчества и обогащение словарного запаса;- совершенствование общего языкового развития обучающихся;-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.Воспитывающие:- воспитание культуры обращения с книгой;- формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.Развивающие:- развивать смекалку и сообразительность;- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках.Работа основывается на общедидактических принципах, среди которых следует, прежде всего, назвать:- принцип научности;- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;- принцип связи теории с практикой;- принцип доступности;- принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными;- принцип добровольного участия школьников в занятиях;- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;- принцип занимательности.Отличительными особенностями программы являются:определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;отслеживание достижения планируемых результатов в рамках внутренней системы оценки педагогом.Кроме того, программа «Занимательный русский язык» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.Формы организации занятий:практические занятия;самостоятельная работа;индивидуальная работа;групповая работа;творческая работа (составление кроссвордов, ребусов, шарад).Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.В каждом занятии прослеживаются три части:- игровая;- теоретическая;- практическая.Ведущей формой организации занятий является групповая. Также во время занятий осуществляется индивидуальный, дифференцированный подход к детям. Занятия проводятся как в кабинете, оснащённом проектором и интерактивной доской, так и в библиотеке.Описание места курса в учебном планеДанная программа рассчитана на 34 часа. Количество учебных недель – 34. Количество часов в неделю -1.Срок ее реализации - 1 год.Планируемые результаты деятельностиЛичностные результаты:- воспитание чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;- воспитание любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;- формирование интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребности в чтении;- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;- интерес к изучению языка;- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.Метапредметные результатыУченик научитсяРегулятивные УУД:- самостоятельно формулировать тему и цели урока;- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.Познавательные УУД:- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);- пользоваться словарями, справочниками;- осуществлять анализ и синтез языкового материала;- устанавливать причинно-следственные связи;- строить рассуждения.Коммуникативные УУД:- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;- владеть монологической и диалогической формами речи.- высказывать и обосновывать свою точку зрения;- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;- задавать вопросы.Ученик получит возможность для формирования:- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;- выраженной познавательной мотивации;- устойчивого интереса к новым способам познания;- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.Предметные результаты:Ученик научится:соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;группировать слова по видам орфограмм;соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказыванияхУченик будет знать:- отличительные признаки основных языковых единиц;- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;- слова, словосочетания, предложения, текста;- основные орфографические и пунктуационные правила;- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;- различать паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;- выделять художественные изобразительные средства в тексте;- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическим словарями, а также словарями синонимов и антонимов.Место предмета в федеральном базисном учебном планеФакультативный курс «Занимательный русский язык» рассчитан на 34 часа. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориентированы на подготовку к итоговой аттестации, где, независимо от формы проведения экзамена, учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. Способы определения результативности по программеДля оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:Степень помощи, которую оказывает педагог дополнительного образования учащимся при выполнении заданий.Активное поведение детей на занятиях, заинтересованность ребят.Участие в научно-практических конференциях с проектами, созданными в рамках данной программы.Результаты участия в дистанционных конкурсах.Косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение успеваемости по русскому языку и повышение качества знаний обучающихся по предмету. Содержание программыПовторение изученного в 5-6 классах (14ч.)Правописание безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением. Правописание чередующихся гласных в корне слова.Правописание чередующихся гласных в корне слова.Правописание согласных.Правописание непроизносимых согласных корня. Удвоенные согласные.Правописание о/ё после шипящих.Разделительные Ъ и Ь. Буквы И-Ы после Ц в корне слова.Буквы Ы и И после приставокПравописание приставок на -з / -с. Написание ы в начале корня после приставок на согласный.Употребление приставок пре- и при-. Н и НН в суффиксах прилагательныхПравописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.Правописание суффиксов имён существительных: -ек- -ик-, -чик- (-щик-). Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание суффиксов глаголов.Морфология и орфография (8ч.)Правописание суффиксов причастий.Написание не с именами существительными, именами прилагательными, наречиями. Не и ни в местоимениях, наречиях. Различение на письме не и ни.Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями.Написание не с причастиями.Слитные и дефисные написания сложных имён существительных, прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.Правописание наречий.Служебные части речи (2ч.)Служебные части речи и междометия.Правописание союзов, предлогов, частиц.Виды разборов (2 ч.)Фонетический разбор слова. Транскрипция.Морфемный разбор слова. Словообразовательный разбор.Синтаксис. Пунктуация. (6ч.)Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.Предложение. Осложненные предложения, причастным и деепричастным оборотом.Осложненные предложения, причастным и деепричастным оборотомСложные предложения.Предложения с прямой речью. Обращение.Тире между подлежащим и сказуемым.Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (2ч.)Орфоэпические нормы.Обобщение изученного за год. Итоговое занятие.Учебно-тематический планУчебно-методические пособия для учителя«Русский язык. 7 класс» (авторы., Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. Тростенцова, Ладыженская Н.В., Л.Т. Григорян, Кулибаба И.И. Научный редактор – академик, доктор филологических наук Н. М. Шанский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Обучение русскому языку в 7 классе: Пособие для учителей и методистов.Тростенцова Л.А., Стракевич М.М., Ладыженская Н.В. и др. «Русский язык. Дидактические материалы. 7 класс».Плакаты по русскому языку для 5-9 классов по разделам русского языка. Список литературыАхременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус.яз.: 7кл.: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2014.Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку. 7 класс. Москва – «Экзамен» - 2014г.Вся орфография русского языка в правилах и упражнениях. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. – М.: ТИД КОНТИНЕНТ – Пресс, 2013.Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения: Орфография. Пунктуация. – М.: Айрис – пресс, 2012.Розенталь Д.Э.Сборник упражнений по русскому языку. — М.: Высш. шк., 2010.Сухотинская А.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2013.Фролова Т.Я. Методика интенсивного обучения правописанию. Русский язык. – Симферополь: Таврида, 2013. Образовательные электронные ресурсы: - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам.Навигатор. Грамота.руОпорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии)Толковый словарь русского языка Основные правила грамматики русского языка Урок. Русский язык для школьников и преподавателей Толковый словарь В.И. Даля Русские словари. Служба русского языка Словарь-справочник русского языкаРепетитор Тесты по русскому языку Календарно тематическое планирование программы