«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Автор: Ваулина Ирина Николаевна
Статья «Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»АннотацияВ условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, образованный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям, поэтому актуальность моей работы состоит в том, что в настоящее время всё интенсивнее стало развиваться понятие «функциональная грамотность». Кроме элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты, умения строить рассуждения и осуществлять простейшие математические действия необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для успешной адаптации в социуме, для профессионального карьерного роста.Цель: формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы.Задачи:1.Поделиться опытом работы применения методов и приёмов на уроках русского языка и литературы, которые способствуют формированию развитию функциональной грамотности у обучающихся.2.Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках.ВведениеЧто же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут обучащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого обучающегося в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста. То есть учащийся должен:1. Быть готовым взаимодействовать с окружающим миром, иметь уверенную адаптацию.2. Уметь самостоятельно решать учебные и житейские задачи.3. Уметь строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.4. Владеть навыками рефлексии, уметь посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. I. Основная часть.Приемы для формирования функциональной грамотности.Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и новые технологии. Использование инновационных педагогических технологий играет большую роль, так как это позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит не только радость ,но и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. На уроках русского языка и литературы я использую различные методы и приёмы , которые способствуют развивают творческой активности, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.На каких же этапах урока я использую методы и приёмы , которые способствуют развитию функциональной грамотности у обучающихся? Этап мотивации. Приём «Отсроченная отгадка»Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.Формирует:-умение анализировать и сопоставлять факты;-умение определять противоречие;-умение находить решение имеющимися ресурсами.1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. Пример. В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о писателе, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены несколько его произведений , напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта. Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать приемы: «Верные – неверные утверждения», «прогнозирование». Используя приём «верные-неверные утверждения», предлагаю ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму , чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.Этап целеполагания. Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал»Мы часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём этапа рефлексии учебной деятельности.Пример. Назовите тему урока. Ребята сами учатся формулировать тему урока. Определяют цель, задачи урока . Этап актуализации. Элементы исследовательского метода, например, по теме «Лексика » предлагается работа со словарем Даля, почему слово «виски» пишется с «и», а не с «е», объясните значение слов «до свидания», и др.). Такой вид работы формирует у учащихся навык думать, рассуждать при написании слова, а также обращаться за помощью к книгам, к словарю или к ресурсам сети Интернет.Приём «Бортовой журнал» . Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Известная информация и предположения в первой графе, а во второй – новая информация. Приём «Диктант на засыпку». Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии. Пример. Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и, несмотря на изжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пустился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь. Однако чёрт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой пятачок, покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёл. Огорченный чёрт куцей овцой бросился к бочонку с мочёными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. «Правду говорят, что небережёного Бог не бережёт», — чертыхнулся чёрт чертовской пословицей. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую прием: «Чтение с остановками» (М.М. Пришвин «Кладовая солнца» 6 класс). Прием «Ассоциаций» (Технология развития критического мышления). Развивает образное мышление, память, логику, речь. Учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке. Пример: урок в 6 классе. А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник».- Какие ассоциации вызывает у вас слово «узник»?Составим кластер на доске и в тетради.- Какое настроение передают ваши ассоциации?Приём «Синквейн» (Технология развития критического мышления)Синквейн – самая лёгкая форма стихотворения по алгоритму. Данный приём помогает выразить свои мысли кратко и точно. Мне нравится использовать синквейн и на стадии мотивации и на стадии рефлексии. Иногда его применяю на обоих этапах сразу. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола.4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.Например, при изучении рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в 5 классе .Таким образом, нам становится известна ключевая идея – упорство и мужество всегда побеждают. Этап рефлексии. Приём «Незаконченные предложения»1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….4. Мне не очень нравится……5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..Рефлексия осуществляется на разных этапах урока. На завершающем этапе можно спросить: Какие трудности встретились, Что нового узнали на уроке? Как эти знания можно использовать в жизни? (приём «Фантазёр»). Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика, формирования функциональной грамотности имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Типы домашнего задания: •творческая работа•лингвистическое исследование текста•подготовка иллюстраций к литературным произведениям•рисование обложек к литературным произведениям•художественное чтение•инсценировка художественного произведения•создание самостоятельных литературных произведений различных жанров•продолжение неоконченных произведений•наблюдение за природой•составление вопросника к зачету по теме•составление конспекта, опорных таблиц•письмо по памяти. Такие домашние задания помогают избегать однообразия в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, иллюстратора, педагога.Заключение. Инновационные технологии делают урок интересным, ярким; помогают учителю увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика. Хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Используемая литература1.Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. СПб.: Азбука, 2018.- С. 89.2.Мишатина Н.Л. Речевое и литературное развитие школьников в процессе освоения концептов русской культуры// Литература в школе. – 2007. - №5.- С. 27-303.Рыбченкова Л. М. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина. — 2-е изд. перераб. — М.: Просвещение, 2015. — С. 35. 4.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М., 1998.5. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб., 2000. – (Сер. «Мастера психологии»).6.Якиманская И.С. Разработка технологий личностно ориентированного обучения// Вопросы психологии. – 1995. - №2. – С. 24-25.