"'Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "'Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ"
Автор: Елена Викторовна Кондратьева

Статья на т ему: Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ. Подготовила: Кондратьева Е .В. Пора бы человечеству понять,Богатство, у природы отбирая,Что Землю нужно тоже охранять.Она, как мы, такая же - живая!Актуальность.Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.Цель.Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.Задачи.• дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей.Экологически развивающая среда моей группы включает. Уголок «Эколята - дошколята» – это одна из игровых и учебных зон нашей группы. Он органично вписался в интерьер и стал украшением групповой комнаты. У ребят есть друзья – эколята, которые берегут лес и его обитателей. Герои Азбуки Природолюбия помогают воспитанникам знакомиться с окружающим миром: с Шалуном мы весело играем, с Умницей читаем книги, с Елочкой и Тихоней экспериментируем. И вместе со всеми героями проводим веселые развлечения! Экологический уголок в ДОУ «Эколята-Дошколята» разработан педагогами для наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой. Уголок «Эколята – дошколята» является просветительской, игровой и учебной зоной,  оформлен не только для детей, но и для наших первых помощников – родителей. Уголок является местом систематического труда и наблюдений воспитанников, где они имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность в познании окружающего мира.   А ещё ребята сами оформляют «Уголок природы» и меняют деревья по временам года.  Экологический уголок «Эколята-дошколята» постоянно обновляется новым материалом, меняя наполнение разделов можно планировать и дальнейшее ознакомление детей с охраной природы, что позволит дошкольникам, вырасти настоящими защитниками природы, которые будут бережно относиться к окружающей среде. В уголке «Эколята – дошколята» подобрана  картотека опытов и экспериментов.Дети  собирают гербарии, природный материал, читают стихи, рассказы, загадки, из которых   узнают много нового о природе, делают поделки.Дети учатся  беречь и охранять природу, изучают правила поведения в природе.Имеется большая игротека «Чей след?», «Найди, где спрятались», «Кто, где живет?»,  «Мир растений», «Дикие животные и их детеныши», «Воздух, земля, вода», Лото «Птицы» и др.Мероприятияпо реализации проекта «Эколята – Дошколята» В рамках проекта организуем множество разнообразных мероприятий экологической направленности, интеграция различных видов детской деятельности дополняет друг друга. Проводимые экскурсии дают возможность наблюдения за одними и теми же природными объектами в разное время года, и сравнивать, какие изменения произошли в природе с прошлого похода, а так же вспоминать и соблюдать правила поведения в природе.Реализуя познавательно-исследовательские проекты, учим детей ставить проблемные вопросы, решать экологические ситуации через практическую деятельность. Так «Огород на подоконнике» вовлек ребят в деятельность по выращиванию культурно – огородных растений в комнатных условиях, что несомненно способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, помогает лучше познакомиться с растительным миром. Детские длительные наблюдения в рамках исследований способствовали расширению представлений детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Считаем, что природные объекты так же развивают у дошкольников эстетические чувства, дают возможность радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.Юные эколята приняли участие в благотворительных акциях "Крышечки надежды" и "Зелёная Россия". Собранные пластиковые пищевые крышечки и батарейки переданы в волонтёрскую группу "Город и дети" (ГиД) г. Полярный, которые занимаются доставкой вторсырья в Центр экологических инициатив "Чистая Арктика". Вырученные средства будут переданы в благотворительный фонд «Подари надежду» для оказания помощи детям, нуждающимся в дорогостоящем лечении и реабилитации.Эколята проявляют инициативу, реализуют свои возможности в творческой мастерской, где из природного и бросового материала воплощают свои замыслы в изготовлении разных представителей животного мира и других природных объектов. Экологический проект "Страна Бережливости". Мы знаем, что энергосбережение приводит не только к экономии денег, но и позволяет заботиться о Планете в целом! Мы "Эколята-дошколята" - настоящие защитники природы! Наш эко-патруль "Берегиня" пристально следит за разумным использованием природных ресурсов! Проект "Заповедники Кольского полуострова". Дети познакомились с Красной книгой Мурманской области и с тремя заповедниками Кольского полуострова: "Пасвик", Кандалакшский, Лапландский, с животным и растительным миром родного края.В рамках реализации экологического проекта "Птицы-наши друзья!". Родители вместе с детьми смастерили кормушки, которые приняли участие в выставке "Столовая для птиц", также была организована акция «Покормите птиц зимой» - сбор корма для птиц. Присоединившись ко Всероссийскому экологическому празднику "Дню зимующих птиц России" юные эколята с родителями разместили кормушки на нашей «Алее эколят». При изготовлении кормушек эколята и родители проявили творчество, фантазию, что несомненно привлечет наших пернатых друзей! Приходя на участок дети с радостью насыпают корм, зная, что горстка зерна может спасти птиц зимой от голода. В преддверии Новогодних праздников, нами была проведена экологическая акция «Ёлочка, живи!» Цель природоохранной акции – формирование ответственного отношения к природным богатствам родного края и привлечения внимания общественности к проблемам охраны природы.Экологическая акция «День без автомобиля»Девиз дня - "День без автомобиля проведи, чистым воздух сохрани!Цель акции: привлечение внимания воспитанников и их родителей к проблеме негативного влияния, оказываемого автомобилями на окружающую среду, и снижения дорожно- транспортных происшествий.Ребята познакомились с праздником "День земли" и узнали, как называется модель нашей Земли, в какие цвета окрашена планета и их значение, какие есть материки, на каком материке мы живём, как надо беречь и заботиться о нашей единственной планете, ведь другой такой... и нет!Всемирная акция "День Земли"!По традиции в этот день жители всей планеты принимают участие в различных экологических акциях и мероприятиях.Мы хотим побудить людей - быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде на планете Земля. День Земли — это гражданская инициатива, она открыта для всехВместе с родителями дети участвуют в конкурсах экологической направленности международного, всероссийского и межрегионального уровней. Проводятся занятия по различным темам, связанным с сохранением Природы, например, «Природа – твой друг! Приди с Эколятами ей на помощь!», «Наши четвероногие друзья», «Сделаем чистыми берега наших рек», «Маленькие батарейки – большая опасность для нас и Природы», «Пусть дерево станет твоим другом»Конспект занятия по экологии"Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"На занятии присутствует 25 человек.Цель: формирование у детей знаний о разнообразных видах деятельности по           защите природы.Задачи:     - дать детям представление об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов;     - уточнить представления детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях и мероприятиях по предотвращению загрязнения.     - найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала;     - расширять кругозор и активизировать словарный запас;     - развивать у детей экологическую культуру.Ход занятияРебята обратите внимание на наш экологический уголок.     Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». Это сложная, важная и нужная наука. Сегодня мы познакомимся с обстановкой в природе, вызывающей экологическую тревогу, и расскажем о том, как сами стараемся охранять природу.                                                                                                                       Итак, за право называть себя лучшими экологами будут бороться две команды – «Экологи» и «Друзья природы»     1 задание «Разминка» (Воспитатель по очереди задаёт вопросы обеим командам)
  • Чем питаются ласточки и стрижи? (насекомыми)
  • Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)
  • Углубление в дереве, в котором живёт белка? (дупло)
  • В какое время года у животных много корма? (летом)
  • Полевой цветок, у которого лепестки белые, а середина жёлтая? (ромашка)
  • Кто зимой белый, а летом серый? (заяц)
  • Когда больше грибов: весной или осенью? (осенью)
  • Не рыбак, а сети плетёт? (паук)
  • 2 задание «Экологические знаки». Каждая команда называет по 5 знаков (предварительно нарисованных на одном из занятий в течение недели). Ребята определяют названия каждого из них.- Не ломай ветки деревьев и кустарников.- Не загрязняй реки и озёра.- Не разжигай в лесу костры.- Соблюдай тишину в лесу, т.к. ты можешь нарушить покой зверей и птиц.- Не рви в лесу, на лугу цветы.- Не лови насекомых.- Не разоряй муравейники и птичьи гнёзда.- Не оставляй в лесу и у реки мусор.- Не забирай животных и птиц домой.- Не руби деревья.Ребята, мы должны беречь и защищать нашу любимую планету, и всегда помнить и соблюдать правила поведения на природе.3 задание «Зоосад». Первой команде нужно разложить на столе картинки с изображением диких и домашних животных, второй команде – перелётных и зимующих птиц.4 задание «Экологический десант». Выигрывает та команда, которая соберёт с помощью прищепок больше мусора. «Экологи» собирают в мешок пластик, «Друзья природы» - бумагу. (Воспитатель анализирует работу детей)      Рассматривание выставки поделок из бросового материала «Вторая жизни ненужных вещей» (совместная деятельность с родителями)     Сюрпризный момент. Показ детям бумаги, которую они делали из старых ненужных газет в течение тематической недели.     Ребята, вы настоящие друзья природы, потому что вы бережёте и любите её. Но чистой должна быть не только земля, но и воздух, чтобы всем нам было приятно жить и дышать!5 задание «Вопрос – ответ»- Кто и что загрязняет воздух в городе? (фабрики, заводы, машины, курильщики и т.д.)- Назовите, что очищает воздух? (растения)А что ещё, кроме воздуха и земли, должно быть чистым? (вода) Без воды не прожить живым организмам.6 задание «Кто быстрее?»- Что вы знаете про воду? (вода везде, это жидкость, она течёт, её можно наливать и т.д.)- Какая она? (без цвета, запаха, вкуса)- Кому нужна вода? (человеку, животным, растениям)- Зачем вода растениям? (чтобы расти)- Как растения получают воду? (из земли корнями)- Нужна ли вода человеку?- Что он с ней делает? (пьёт, готовит еду, моется, поливает ею растения, стирает и т.д.)- Можно ли оставлять краны открытыми?- Можно ли кидать мусор в водоёмы?     Вода нужна всем живым существам. Она должна быть чистой и её должно всем хватать. Поэтому мы не должны растрачивать напрасно воду и загрязнять водоёмы. Берегите недра, лес и тишину, чтобы были труд и отдых, как бывало в старину. Сегодня мы много интересного узнали. Вы дружные, умные и трудолюбивые, а только такие дети могут стать настоящими друзьями природы.Каждый маленький «эколёнок» должен помнить и знать простые правила: не губить, не уничтожать красоту, а ценить и бережно хранить родную природу.Помнить теперь основное правило поведения в природе: «Не навреди». Совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, создает фундамент экологической культуры, бережного отношения к природе. Все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту! Ребята! Вспомните постановку нашей экологической сказки «Теремок» на новый лад.Сказки любят все на свете.Любят взрослые и дети!Сказки учат нас добру,И прилежному труду!Наша сказка вам расскажет,Как в лесу себя ведут.Зверей, природу берегут.Пусть все живут на свете вместе.И только так спасём мы мир!Ведь если каждый человек.Устроив на поляне пир,Забрать с собой захочет мусор,Костер потушит и зальет,Не будет каждая букашкаСвой новый дом опять искать.Давайте дошколята, природу охранять!О ней ни на минуту не надо забывать!