Инклюзивное обучение в дошкольной образовательной организации при использовании игротерапии
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инклюзивное обучение в дошкольной образовательной организации при использовании игротерапии
Автор: Маренченко Людмила Владимировна
Инклюзивное обучение в дошкольной образовательной организации при использовании игротерапииМаренченко Людмила ВладимировнаВоспитатель,МДОУ № 48, «Энергетик», РС(Я), г. Нерюнгри Инклюзивное образование в дошкольной группе с точки зрения родителей остаётся малоизученным объектом и вызывает тревогу. Инклюзия подразумевает совместное обучение в детском саду здоровых детей и детей с особенными потребностями. Инклюзивное обучение дошкольников является для меня одним из основных направлений педагогической деятельности, так как по воле случая в моей группе находятся дети с особыми образовательными потребностями.В обобщении моего опыта разговор пойдет о том, как подготовить ребенка с определенными проблемами к школе, как адаптироваться ему в социальной среде. среди нормально - развивающихся сверстников. Главная проблема дезадаптации ребёнка с ОВЗ заключалась в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. Организация работы с детьми с ОВЗ в нашем детском саду является одной из главных задач и находится на стадии активного внедрения. В моей группе в течении двух лет обучаются дети с особыми образовательными потребностями. Это очень интересные и своеобразные дети, но имеющие трудности контакта со сверстниками и взрослыми. Результаты обследования показали отсутствие возможности овладения ребенком теми видами деятельности, которые необходимы для включения в ту или иную социальную среду с комплексом социальных ролей, норм и правил поведения, соответствующих возрасту.Ранее оказание коррекционной педагогической помощи ребенку, имеющему ограниченные возможности здоровья, увеличивают его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Организация инклюзивного обучения была построена в группе с учетом требований федеральных государственных стандартов, где особое внимание уделяется всем видам детской деятельности. Предметом моей деятельности стало отношение группы детей к ребенку с ограниченными возможностями, роль и место его в образовательном пространстве. Объектом данной проблемы является процесс адаптации детей с ограниченными возможностями в социальной среде. Основная цель направлена на организацию инклюзивного обучения в группе, что и послужило определением и постановкой образовательных задач: создать условия, способствующие освоению детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; разработать картотеку игр способствующих развитию более тесного контакта среди дошкольников.Изучив литературу, а так же опыт своих коллег по интернет-ресурсам, заинтересовалась системой игровых методик включающих в себя серию игровых форм, социально-ориентированных игровых заданий. Особое внимание уделила построению безопасной, комфортной и уютной предметно – развивающей среды. Были проведены специальные игровые задания, для ознакомления с разнообразными свойствами предметов, их назначением, в этом помогла составленная мною картотека игр. Широко использовалась система дидактических игр: «Игрушки», «Магазин игрушек» «Чудесный мешочек», «Что делаем с этой игрушкой?», «Найди такой же предмет», «Что изменилось?», «Запомни и найди», на развитие временных представлений, игры «Когда деревья надевают этот наряд», «В какое время года нужны эти предметы?», которые были направлены на ориентировку в пространстве, развитие фонетического слуха. Для развития внимания, памяти, пространственных ориентировок и временных представлений, памяти использовала комплекс игровых методик. АРТтерапии (сказкатерапия, лекотерапия, релаксационные упражнения, цветотерапия).Метод сказкотерапии используется для привития культурно-гигиенических навыков, навыков нравственного поведения, поднятия аппетита, здорового сна. Использование произведений художественной литературы позволяют заинтересовать детей, вывести их на контакт в общении, сравнении в процессе игровых действий с образными игрушками направлен на концентрацию внимания, это есть лекотерапия. Цветотеропия, позволяет мне узнавать настроение детей, прежде чем распределить обязанности в группе, или дать определенную нагрузку на ребенка в любом виде деятельности. Использование релаксационных игр и упражнений позволяют снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, настроить детей на положительный уровень в отношенияхОвладение ребенком с проблемами развития, знаниями представляет собой длительный процесс и требует большого количества повторений, которые особенно прослеживаются в экскурсиях, праздниках, развлечениях. Обучая ребенка игре с куклой, я использовала художественное слово, с повтором 2-3раза. Вместе с ребенком пела колыбельную, укладывая куклу спать.Серия доверительных бесед с родителями и детьми на темы «У меня плохое настроение», «Мои любимые игрушки?», «Хорошо ли быть одному?», «Что такое обида?», «Моя мама» позволило ребенку почувствовать себя защищенной во время разговора и открытой в своих мыслях.На развитие восприятия цвета использовались такие игры, как: «Что какого цвета», «Подбери по цвету». На развитие восприятия величины: «Самый высокий – самый низкий», «Построим лесенку». На развитие восприятия формы: «Разложи на кучки», «Подбери подходящий по форме предмет», «Геометрические фигуры», «Геометрическое лото». На развитие целостного восприятия: «Разрезные картинки», «Склеим чайник», «Наложенные изображения», «Что перепутал художник?». На развитие тактильных ощущений: «Угадай на ощупь», «Что лежит в мешочке?».Осуществленная работа дала позитивный результаты. Посредством использованных мной методов и приёмов в коллективе за два года дети научились общению в группе сверстников. Результаты исследования дошкольников с ОВЗ свидетельствуют о повышении уровня сформированности взаимоотношений, как со сверстниками, так и с взрослыми. Дети, получили первые уроки общения с «особыми детьми», усвоили нормы, правила поведения, принятые в данном социуме. При этом они не перестали быть индивидуальны, но стали активны, открыты, позитивны.Целенаправленная работа с родителями дала возможность направить процесс социализации на позитивный уровень. Теплые отзывы родителей, говорят о том, что выстраивание определенного жизненного пути в среде сверстников сделало жизнь ребенка полноценной, интересной. Таким образом, внедрение инклюзивного образования на примере моей группы помогло родителям и детям проявить толерантность к детям с нарушенным развитием, научило взаимодействовать детей в игре и сплотило родительское сообщество. Я считаю, что инклюзия должна быть именно на раннем этапе развития детей и взаимодействии в условиях дошкольной группы. Список литературы:1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. /Под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. – Минск, «Унiверсiтэцкае», 1997. 2. Опыт работы интегративного детского сада. Ч.2 /Составители Прочухаева М.М., Медведева Т.П. – М., 2005. 3. Семаго Н.Я. Субъективная оценка поведения ученика педагогом и ее влияние на межличностные отношения в детском коллективе //Школа Здоровья. 1996, №4. 4. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования /Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис- Дидактика, 2004.