Инклюзивное обучение в дошкольной образовательной организации при использовании игротерапии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инклюзивное обучение в дошкольной образовательной организации при использовании игротерапии
Автор: Маренченко Людмила Владимировна

Инклюзивное обучение в дошкольной образовательной организации при использовании игротерапииМаренченко Людмила ВладимировнаВоспитатель,МДОУ № 48, «Энергетик», РС(Я), г. Нерюнгри Инклюзивное образование в дошкольной группе с точки зрения родителей остаётся малоизученным объектом и вызывает тревогу. Инклюзия подразумевает совместное обучение в детском саду здоровых детей и детей с особенными потребностями. Инклюзивное обучение дошкольников является для меня одним из основных направлений педагогической деятельности, так как по воле случая в моей группе находятся дети с особыми образовательными потребностями.В обобщении моего опыта разговор пойдет о том, как подготовить ребенка с определенными проблемами к школе, как адаптироваться ему в социальной среде. среди нормально - развивающихся сверстников. Главная проблема дезадаптации ребёнка с ОВЗ заключалась в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. Организация работы с детьми с ОВЗ в нашем детском саду является одной из главных задач и находится на стадии активного внедрения. В моей группе в течении двух лет обучаются дети с особыми образовательными потребностями. Это очень интересные и своеобразные дети, но имеющие трудности контакта со сверстниками и взрослыми. Результаты обследования показали отсутствие возможности овладения ребенком теми видами деятельности, которые необходимы для включения в ту или иную социальную среду с комплексом социальных ролей, норм и правил поведения, соответствующих возрасту.Ранее оказание коррекционной педагогической помощи ребенку, имеющему ограниченные возможности здоровья, увеличивают его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Организация инклюзивного обучения была построена в группе с учетом требований федеральных государственных стандартов, где особое внимание уделяется всем видам детской деятельности. Предметом моей деятельности стало отношение группы детей к ребенку с ограниченными возможностями, роль и место его в образовательном пространстве. Объектом данной проблемы является процесс адаптации детей с ограниченными возможностями в социальной среде. Основная цель направлена на организацию инклюзивного обучения в группе, что и послужило определением и постановкой образовательных задач:
  • создать условия, способствующие освоению детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 
  • разработать картотеку игр способствующих развитию более тесного контакта среди дошкольников.
  • Изучив литературу, а так же  опыт своих коллег по интернет-ресурсам, заинтересовалась системой игровых методик включающих в себя серию игровых форм, социально-ориентированных игровых заданий. Особое внимание уделила построению безопасной, комфортной и уютной предметно – развивающей среды. Были проведены специальные игровые задания, для ознакомления с разнообразными свойствами предметов, их назначением, в этом помогла составленная мною картотека игр. Широко использовалась система дидактических игр: «Игрушки», «Магазин игрушек» «Чудесный мешочек», «Что делаем с этой игрушкой?», «Найди такой же предмет», «Что изменилось?», «Запомни и найди», на развитие временных представлений, игры «Когда деревья надевают этот наряд», «В какое время года нужны эти предметы?», которые были направлены на ориентировку в пространстве, развитие фонетического слуха. Для развития внимания, памяти, пространственных ориентировок и временных представлений, памяти использовала комплекс игровых методик. АРТтерапии (сказкатерапия, лекотерапия, релаксационные упражнения, цветотерапия).Метод сказкотерапии используется для привития культурно-гигиенических навыков, навыков нравственного поведения, поднятия аппетита, здорового сна. Использование произведений художественной литературы позволяют заинтересовать детей, вывести их на контакт в общении, сравнении в процессе игровых действий с образными игрушками направлен на концентрацию внимания, это есть лекотерапия. Цветотеропия, позволяет мне узнавать настроение детей, прежде чем распределить обязанности в группе, или дать определенную нагрузку на ребенка в любом виде деятельности. Использование релаксационных игр и упражнений позволяют снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, настроить детей на положительный уровень в отношенияхОвладение ребенком с проблемами развития, знаниями представляет собой длительный процесс и требует большого количества повторений, которые особенно прослеживаются в экскурсиях, праздниках, развлеченияхОбучая ребенка игре с куклой, я использовала художественное слово, с повтором 2-3раза. Вместе с ребенком пела колыбельную, укладывая куклу спать.Серия доверительных бесед с родителями и детьми на темы «У меня плохое настроение», «Мои любимые игрушки?»«Хорошо ли быть одному?»«Что такое обида?»«Моя мама» позволило ребенку почувствовать себя защищенной во время разговора и открытой в своих мыслях.На развитие восприятия цвета использовались такие игрыкак«Что какого цвета», «Подбери по цвету». На развитие восприятия величины: «Самый высокий – самый низкий», «Построим лесенку». На развитие восприятия формы«Разложи на кучки»«Подбери подходящий по форме предмет»«Геометрические фигуры»«Геометрическое лото». На развитие целостного восприятия«Разрезные картинки»«Склеим чайник»«Наложенные изображения»«Что перепутал художник?». На развитие тактильных ощущений«Угадай на ощупь»«Что лежит в мешочке?».Осуществленная работа дала позитивный результаты. Посредством использованных мной методов и приёмов в коллективе за два года дети научились общению в группе сверстников. Результаты исследования дошкольников с ОВЗ свидетельствуют о повышении уровня сформированности взаимоотношений, как со сверстниками, так и с взрослыми. Дети, получили первые уроки общения с «особыми детьми», усвоили нормы, правила поведения, принятые в данном социуме. При этом они не перестали быть индивидуальны, но стали активны, открыты, позитивны.Целенаправленная работа с родителями дала возможность направить процесс социализации на позитивный уровень. Теплые отзывы родителей, говорят о том, что выстраивание определенного жизненного пути в среде сверстников сделало жизнь ребенка полноценной, интересной. Таким образом, внедрение инклюзивного образования на примере моей группы помогло родителям и детям проявить толерантность к детям с нарушенным развитием, научило взаимодействовать детей в игре и сплотило родительское сообщество. Я считаю, что инклюзия должна быть именно на раннем этапе развития детей и взаимодействии в условиях дошкольной группы. Список литературы:1. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. /Под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. – Минск, «Унiверсiтэцкае», 1997. 2. Опыт работы интегративного детского сада. Ч.2 /Составители Прочухаева М.М., Медведева Т.П. – М., 2005. 3. Семаго Н.Я. Субъективная оценка поведения ученика педагогом и ее влияние на межличностные отношения в детском коллективе //Школа Здоровья. 1996, №4. 4. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования /Под общ. ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис- Дидактика, 2004.